УКР РУС ENG 
   

Свято-Николаевский Милецкий мужской монастырь




История
 
По народному преданию, место, где стоит обитель, часто посещали во время рыбной ловли иноки Вербского монастыря, находившегося выше по течению р. Турии. Полюбив пустынный и живописный уголок, они нарекли его милым, отчего произошло название «Мильцы», и основали здесь еще одну обитель. Первое письменное упоминание о Милецком монастыре относится к 1532 г. Около 1540 г. обитель посетил князь Феодор Сангушко, охотившийся неподалеку. Впечатленный красотой здешнего места и строгой жизнью иноков, он построил для них каменный храм свт. Николая Мирликийского и наделил монастырь угодьями, на которые 23 мая 1542 г. выдал грамоту. В дальнейшем обитель опекали и другие князья Сангушки1. С 1656 или 1707 г. монастырь стал униатским2. Управлявший обителью с 1833 г. Варлаам Яскульский открыл здесь церковно-приходскую школу и духовное училище. С 1839 г. монастырь и его учебные заведения вновь стали достоянием Православной Церкви3. После Великой Отечественной войны обитель закрыли4. Здесь разместился дом престарелых. 24 ноября 1993 г. в Мильцах была учреждена монашеская мужская община, которая опекала жителей дома престарелых и возрождала монастырь. 8 марта 1994 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил открытие обители5.
 
Основные сооружения

Храм свт. Николая Мирликийского построен в 1542 г.6 Предположительно в XVII-XVIII вв. южный из трех выступов алтарной стены заменен прямоугольной пристройкой7. В 50-60-х гг. ХХ в. демонтирован купол. На стыке XX-XXI вв. воздвигнут новый купол. В 2002-2004 гг. отреставрирован уцелевший фрагмент росписи XVI в. «Пресвятая Богородица на Престоле». Образ находится в застекленной нише в центральной части алтаря8. В 2005 г. отремонтированный храм вновь освящен9.

Братский корпус и теплый храм Преображения Господня. Корпус сооружен в конце XVIII в.10 униатским настоятелем Флорианом Шашкевичем11. Здание вытянуто с юга на север, примыкая северным торцом к южной боковой стене храма свт. Николая. Теплый храм размещен в середине корпуса12. Он устроен в 1855 г. и первоначально назывался в честь св. блгв. князя Александра Невского13.

Колокольня стоит западнее храма свт. Николая14. Есть мнение, что она возведена одновременно с этим храмом15. В первом ярусе колокольни некогда размещался главный вход в обитель. На стыке XIX-XX вв. был надстроен третий ярус с шатровым верхом в псевдорусском стиле. Этот ярус утрачен16.

Старинный дом настоятеля расположен юго-западнее братского корпуса17, в начале XVIII в. надстроен вторым этажом18, на стыке XIX-XX вв. перестроен19.
 
Святыни

Чтимая икона свт. Николая Мирликийского. Написана в манере подражания стилю академизма. Почитание этой иконы продолжает старую традицию Милецкого монастыря, где раньше хранился и почитался другой, древний образ свт. Николая20. Во время I-й мировой войны, при эвакуации милецких иноков, древнюю икону перевезли на Харьковщину21. В 1916 г. святыню расчистил от поздних росписей Иван Москалев22, ученик выдающегося художника Ильи Репина23. После этого образ датировали XVI в.24 В советские годы икона утрачена25, сохранилось лишь ее фото26.

Крест с частицей мощей свт. Николая Мирликийского. Принадлежал схиархимандриту Алексию (Филозофу) – почитаемому церковным народом старцу. С 1943 г. будущий старец был послушником Милецкого монастыря, после закрытия обители с 1948 г. подвизался в других монастырях Волыни, а позже в Одессе. В 1996 г. во время тяжелой болезни о. Алексий принял схиму, а 20 февраля 2000 г. отошел к Богу. Похоронили подвижника в скиту Покрова Пресвятой Богородицы в Ивановской области России. Но еще задолго до своей кончины о. Алексий, посетив известного старца протоиерея Николая Гурьянова (†2003), услышал от него предсказание, что возляжет костьми в древнем монастыре, где начал свой монашеский путь. 25 июня 2001 г. останки о. Алексия привезены в Милецкую обитель и захоронены в Преображенском храме. Многие люди, знавшие старца, благоговейно чтят его память. Иноки монастыря ведут летопись случаев, когда, после молитвенного обращения к покойному схиархимандриту, как молитвеннику перед Богом, люди получали благодатную помощь свыше27.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1900-летие Православия на Волыни. Житомир, 1892. С. 97-99.
2Первая дата приведена в: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о монастырях Российской империи. Т. 1. СПб., 1890. С. 192-193. Вторая – в: 900-летие… С. 99.
3900-летие… С. 100.
4Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. Ч. 2. Киев, 2005. С. 89.
5Протокол № 5 Засідання Колегії Ради у справах релігій при Кабінеті Міністрів України від 24 квітня 1994 року. Арк. 49-50, 52-54.
6Ковальчук Є. Милецький Свято-Миколаївський монастир у культурно-мистецькій спадщині Волині // Могилянські читання 2005. Збірник наукових праць. Київ, 2006. С. 236.
7Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 2. Киев, 1985. С. 107-108; Годованок О. Монастирі та храми Волинського краю. Київ, 2004. С. 68.
8Ковальчук Є. Указ. соч. С. 236-238.
9Вісник прес-служби УПЦ. Випуск 45 (червень 2005). С. 17.
10Памятники… С. 108; Годованюк О. Указ. соч. С. 71.
11900-летие... С. 100.
12Памятники… С. 107-108.
13900-летие... С. 101.
14Памятники… С. 107; Годованюк О. Указ. соч. С. 70.
15Памятники... С. 107. Вступая в противоречие с собой, это издание в конце статьи о Милецком монастыре датирует колокольню 1901 г.: С. 108.
16Годованюк О. Указ. соч. С. 70-71.
17Памятники... С. 107.
18Годованюк О. Указ. соч. С. 71-72.
19Памятники... С. 108.
20Чудотворные и местночтимые иконы... С. 87-88.
21«Во время Первой мировой войны… милецкой братии пришлось разделиться. Часть иноков перешла в монастырь, расположенный в городе Богодухов… Другая часть вместе с архимандритом Александром остановилась в городе Изюм… Чудотворный образ святителя Николая иноки поместили в соборном храме Изюма. Чтобы поддержать братию в эти нелегкие годы, с благословения архиепископа Антония были организованы крестные ходы по епархии с чудотворной иконой» (Чудотворные и местночтимые иконы... С. 88); «У 1915 році, під час евакуації Милецького монастиря, ікона святителя Миколая була перевезена до Харкова» (Ковальчук Є. Указ. соч. С. 235).
22Чудотворные и местночтимые иконы... С. 87-88; Ковальчук Є. Указ. соч. С. 235.
23Чудотворные и местночтимые иконы... С. 87.
24Там же. С. 88; Ковальчук Є. Указ. соч. С. 235; Годованюк О. Указ. соч. С. 67.
25«Во времена советского безбожия икона находилась в Харькове в местном художественном музее. Во время немецкой оккупации след чудотворной иконы был утрачен» (Чудотворные и местночтимые иконы... С. 88); «Після Жовтневої революції Харківський церковно-археологічний музей був ліквідований, а його збірки, в тому числі ікона Миколи Милецького, як інші волинські пам’ятки, зокрема, експонати Волинського давньосховища, були передані у Харківський музей українського мистецтва, де вони й перебували по жов-тень 1933 року. Коли Харківський музей був ліквідований, ікона безслідно зникла» (Ковальчук Є. Указ. соч. С. 235).
26Ковальчук Є. Указ. соч. С. 235.
27Чудотворные и местночтимые иконы... С. 87-89.
 









Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com