УКР РУС ENG 
   

Свято-Успенский Низкиничский мужской монастырь



 
Свято-Успенский Низкиничский мужской монастырь

История

Село Низкиничи документально известно с XV в. как владение дворян Киселей1. Кисели возвели в Низкиничах деревянный замок и окружили его земляными валами, следы которых остались доныне2. 16 сентября 1643 г. князь Адам Кисель учредил в Низкиничах монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, подарив инокам замок с окрестными землями, о чем сделал актовую запись3. Сердцем обители стал каменный храм, датируемый первой половиной или серединой XVII в.4 Основатель монастыря А.Кисель известен как выдающийся политический деятель. Рожденный в православной Украине во времена гос-подства здесь католической Польши, он занимал высокие посты в Польском государстве и при этом хранил веру своих земляков. Идеализируя республиканские порядки, по которым жила политическая элита Польши, князь искренне верил в возможность гражданского мира между польским дворянством и украинским казачеством, и прилагал все усилия к их примирению, но оказался чужим для обеих сторон. Щедрый благотворитель Православной Церкви, он твердо отстаивал ее права перед властями Польши5. В 1653 г. А.Кисель почил и был погребен в монастырском храме, в приделе св. вмч. Георгия Победоносца6. Обитель в Низкиничах стала достойным памятником князю, хранительницей его могилы, сосудом молитвы за душу благотворителя7.
 

До 1690 г. монастырь процветал, потом терпел притеснения от вельмож Догиллов-Циринов, завладевших частью Низкиничей, и был обращен в унию, а к концу XVIII в. обеднел8. В 1796 г. каменный храм обители стал православным приходом, а сам монастырь просуществовал до своего закрытия в 1837 г. В 1961 г. храм закрыли, в 1962 сюда ворвались молодые богоборцы, осквернили алтарь, вскрыли саркофаг А.Киселя, разбросали останки усопшего, сбросили на пол надгробную скульптуру князя, из-за чего она раскололась. Когда об этом узнали в Москве, в Низкиничи для расследования инцидента была направлена специальная комиссия из ученых искусствоведов. 8 июня 1969 г. храм вновь открылся для богослужений. Львовские специалисты отреставрировали здешние памятники старины. В 1987-1994 гг. служение настоятеля храма нес будущий владыка Павел (Лебедь), ныне архиепископ Вышгородский, викарий Киевской Митрополии, наместник Киево-Печерской Лавры. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 г. при храме возрожден монастырь9.
 
Территория, планировка, сооружения и другие достопримечательности

Обитель стоит на небольшом мысовидном лесистом холме. Ее окружают остатки валов замка Киселей, находившегося здесь до учреждения монастыря. Валы создают контур в виде квадрата с четырьмя выступами на углах. Внути контура валов заключен квадрат территории обители, обведенной каменной оградой. В южное звено ограды, вблизи его западного угла, входит деревянная 2-ярусная колокольня с воротами в первом ярусе, которую датируют второй половиной XVII в. В центре монастыря возвышается крестообразный в плане 5-главый храм Успения Пресвятой Богородицы, датируемый первой половиной или серединой XVII в. и изначально называвшийся Покровским. Он считается выдающимся памятником архитектуры. Внутри храма, на юго-западном углу центрального средокрестия, находится монументальное надгробие Адама Киселя: поколенная фигура князя стоит в сводчатой нише, обрамленной орнаментом с элементами военной символики. В склепе под храмом покоится старинный оловянный гроб Адама Киселя с останками князя10. Северную грань обители образует братский корпус11, возведенный к 2003 г.12 В центральной части корпуса устроен храм13 св. вмч. Георгия Победоносца, освященный в том же году14.
 
Святыни

Копия Холмской иконы Божий Матери, созданная специально для обители и доставленная сюда 21 сентября 2003 г.15

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Історія міст і сіл Української РСР. Волинська область. Київ, 1970. С. 558; Яковенко Н. Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст.. Київ, 1993. С. 197.
2Історія міст і сіл... С. 558.
3Свистун В. Свято-Успенському Низкиницькому монастирю – 360 років // Вісник прес-служби УПЦ. Вип. 25 (жовтень 2003). С. 39.
4Ричков П., Луц В. Сакральне мистецтво Володимира-Волинського. Київ, 2004. С. 124-126.
5З української старовини: альбом. Київ, 1991.
6Краткие сведения о монастырях Волынской епархии, в настоящее время не существующих // Волынские епархиальные ведомости, 1867, № 8, часть неофициальная. С. 140-141.
7Свистун В. Указ. соч. С. 38-39.
8Там же; Краткие сведения… С. 141-145.
9Свистун В. Указ. соч. С. 39-40.
10Ричков П., Луц В. Указ. соч. С. 121, 123-125, 132, 168-172.
11Там же. С. 123-124.
12Вісник прес-служби УПЦ. Вип. 25 (жовтень 2003). С. 50.
13Ричков П., Луц В. Указ. соч. С. 123.
14Вісник прес-служби УПЦ. Вип. 22 (липень 2003). С. 43.
15Вісник прес-служби УПЦ. Вип. 26 (листопад 2003). С. 37.
 







Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com