УКР РУС ENG 
   

Ставропигиальный Успенский Зимненский Святогорский женский монастырь



Зимненский монастырь. Фото М. Брусники

Зимненский монастырь. Фото М. Брусники
История обители

Обитель стоит на южном возвышенном берегу реки Луги. По преданию, монастырь основал в 1001 г. св. равноап. князь Владимир, который поставил здесь зимний терем, давший местности название Зимно, и два деревянных храма: малый Свято-Троицкий и большой Успенский. Предание также гласит, что князь подарил обители икону Божией Матери, полученную от Константинопольского патриарха в благословение на брак с сестрой византийского императора Анной1. Первое письменное упоминание о монастыре встречаем в «Житии» прп. Феодосия Печерского (†1074) – одного из основателей и первых настоятелей Киево-Печерской Лавры. Это «Житие» повествует, как прп. Варлаам, первый игумен Лавры, а затем настоятель киевской обители св. вмч. Димитрия Солунского, возвращаясь из поездки в Константинополь, тяжело заболел, «и едва достигнув города Владимира, вошел в монастырь, тут сущий близ города, носящий название Святой горы, и здесь почил с миром». Перед кончиной прп. Варлаам «заповедал сущим с ним, чтобы довезли тело его до монастыря... отца нашего Феодосия», т. е. Киево-Печерской Лавры, что и было исполнено. Описанное событие произошло во второй половине XI в.2 Предполагается, что в эпоху Киевской Руси Зимненская обитель служила загородной резиденцией епископов Владимир-Волынских3, в частности свтт. Стефана (бывший настоятель Лавры и основатель Кловского монастыря в Киеве, †1094)4 и Амфилохия (считается лаврским постриженником, †1122)5. Есть также мнение, что игуменом Зимненской обители некоторое время являлся свт. Нифонт – выходец из Лавры и будущий архиепископ Новгородский (†1156)6.
Обитель на гравюре XIX в.

Обитель на гравюре XIX в.
Под 1223 г. Ипатьевская летопись сообщает, что на Волыни в XIII в. «были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы». Эти слова относят к Зимненскому монастырю и воспринимают как свидетельство о пребывании здесь архиерейской резиденции. С середины XV в. письменные источники упоминают село Зимно, владельцем которого стал во второй половине столетия православный волынский вельможа Федор Чарторыйский, усердно благотворивший обители. Развернув здесь каменное строительство, Чарторыйский возвел для монастыря величественный храм Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями7. Сын Ф. Чарторыйского Александр подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни, хотя и не вернул то, что отнял, – все-таки помирился с иноками и отлил им в 1566 г. колокол, уцелевший до наших дней. После смерти А. Чарторыйского Зимно принадлежало разным арендаторам, тоже притеснявшим иноков. В 1682 г. монастырь захватили униаты. Те из братии, кто не принял унию, ушли в Киев, забрав с собой документы обители. В 1724 г. Зимно купил католик Михаил Чацкий, который ограбил монастырь и снял с Успенского храма часть куполов, оставив только два западные, дабы сблизить облик постройки с архитектурой католических храмов. По преданию, Чацкий, став перед чтимой в обители иконой Божией Матери, произнес: «Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» И в следующий миг ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти8.
Вид монастыря с северо-запада

Вид монастыря с северо-запада
Постепенно обитель обнищала настолько, что в 1790 г. ее упразднили. С переходом в 1795 г. Зимно в состав Российской империи, Успенский храм открыли как православный приход. В 1892 г. на территории монастыря учредили женскую обитель. В этой связи было произведено обновление всего ансамбля монастырских построек. Во время I-й мировой войны он сильно пострадал. В 1939 г. обитель закрыли по решению советской власти, в 1940 г. здесь разместилась воинская часть. В период Великой Отечественной войны состояние зданий монастыря ухудшилось, но при этом с 1941 г. в обители вновь подвизались инокини. После повторного их выселения в 1946 г. территорию монастыря отвели тракторной бригаде. Лишь Свято-Троицкий каменный храм обители, расположенный вне крепостных стен, остался действующим в качестве прихода. В 1975 г. гражданские власти, обратив внимание на то, как гибнет уникальный архитектурный ансамбль, поручили специалистам разработать проект реставрации монастырских сооружений. Началось исследование этих построек, дабы выяснить их изначальный облик. Затем развернулись и сами реставрационные работы. В 1990 г. обитель возвратили Церкви, в июне 1991 г. сюда прибыли инокини. Трудами сестер, при участии меценатов, в монастыре были продолжены работы по возрождению архитектурного ансамбля. В 1996 г. обитель получила ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Сегодня монастырь выглядит одним из самых благолепных в Украине9.







Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com