УКР РУС ENG 
   

Ставропигиальный Успенский Зимненский Святогорский женский монастырь



Гипотеза, по которой игуменом Зимненской обители являлся какое-то время свт. Нифонт, складывалась постепенно. «Киево-Печерский Патерик» и летописи сообщают, что свт. Нифонт был постриженником Киево-Печерской Лавры и выдающимся архиепископом Новгородским. Он занимал кафедру с 1130 г. и до самой кончины в 1156 г. (Патерик Киево-Печерский. Т. 1. Подвижники Киево-Печерской Лавры XI-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам / Под ред. В. Дятлова. Киев, 2004). К этим хрестоматийным сведениям историк Василий Татищев (†1750) добавил, что свт. Нифонт, до поставления на кафедру, игуменствовал на Волыни, где составил продолжение главной древнерусской летописи, над которой прежде работали инок Киево-Печерской Лавры прп. Нестор и настоятель Киево-Выдубицкого монастыря игумен Сильвестр: «Первый после Нестора продолжатель или второй сочинитель летописи русской есть Сильвестр, игумен Михайлова Выдобского монастыря близ Киева… После Сильвестра дополнителя имя неизвестно, но видимо, что был на Волыни или в Киеве, поскольку часто восточную страну Днепра к Чернигову за Киевом и за Днепром поминает. Он о себе в 1146-м году рассказывает, что в 1143-м году с Игорем… во Владимире [Волынском – ред.] в церкви часто певал, когда Сильвестр уже умер… Поскольку же сей жил на Волыни, все тамошние обстоятельства у него пространнее описаны… И думаю, что Нифонт, бывший на Волыни игуменом, а потом в Новгороде епископом… сию историю дополнил… Нифонт умер в 1156-м» (Татищев В. История Российская. Т. 1. Москва, 2005. С. 75-76).
Мнение Татищева воспринималось по-разному. Если причастность Сильвестра к продолжению труда прп. Нестора подтверждается подписью Выдубицкого игумена под статьей 1116 г. в Лаврентьевской летописи, то относительно имен последующих авторов XII в. выдвигались разные версии. Это касается и летописца, который «певал» с Игорем во Владимире-Волынском (Літопис Руський за Іпатським списком. Переклав Л. Махновець. Київ, 1989. С. VII, 211, 214). Во второй половине XIX в. митрополит Макарий (Булгаков) назвал гипотезу Татищева «произвольной догадкой», но не отверг ее права на существование (Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2. Москва, 1995. С. 380, 515). Тогда же в литературе было высказано мнение, что свт. Нифонт игуменствовал в Зимно (900-летие Православия на Волыни. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 51; Серафима, игумения. История Киево-Печерской Лавры. Кн. 1. Киев, 2001. С. 198).

Следует упомянуть еще один эпизод древнерусской истории, который иногда связывают с Зимно: «За думкою деяких вчених, на Волині перебував “смотреніа ради училищ и поставленіа учителей” преподобний Нестор Літописець, про що говорить літописна стаття під 1097 р. Нестор… міг… бувати в… Святогорській обителі» (Зимненський Святогорський Свято-Успенський Ставропігійний жіночий монастир [год издания не указан, между 1997-2000]. С. 4; Святогорський Свято-Успенський Зимненський ставропігійний жіночий монастир. Київ, 2001. С. 8-9). Б. Берекета пишет, что в монастыре была школа, которую, согласно летописи, посетил в 1097 г. с «инспекцией» прп. Нестор Летописец (Берекета Богдан. Лампада відродження / Газета «Голос України» за 29 лютого 1992 року. С. 13). Здесь, как и в случае с гипотезой об игуменстве свт. Нифонта, основой послужил труд Татищева. Описывая историю Руси в виде свода сведений разных летописей (в том числе и неведомых ныне), Татищев, в рассказе об ослеплении в 1097 г. князя Теребовльского Василька, приводит слова летописца: «Случилось мне быть тогда во Владимире [Волынском – ред.] смотрения ради училищ и наставления учителей». Затем летописец сообщает о себе, что князь Владимир-Волынский Давид послал его на переговоры к ослепленному и сидящему в заточении Васильку (Татищев В. История Российская. Т. 2. Москва, 2003. С. 125-126). Сам Татищев считал, что с 1094 г. летопись вел, после прп. Нестора, игумен Сильвестр (Татищев В. История Российская. Т. 1. Москва, 2005. С. 75). Однако позднее признали, что прп. Нестор работал над летописью, уже доведенной до 1093 г. Он добавил к ней пролог, сделал вставки и исправления, а погодные статьи довел, вероятно, до 1112 г. (Літопис Руський за Іпатським списком. Переклав Л. Махновець. Київ, 1989. С. VI). По этой причине поездку на Волынь «смотрения ради училищ» некоторые стали приписывать прп. Нестору, но данная гипотеза так и осталась спорной (Серафима, игумения. История Киево-Печерской Лавры. Кн. 1. Киев, 2001. С. 170, 193). Дело в том, что в дошедших до нас летописных текстах Давид, посылая рассказчика на переговоры, называет его по имени – Василий, – а сам рассказчик не упоминает о «смотрении училищ», только: «я был тогда во Владимире» (Літопис Руський за Іпатським списком. Переклав Л. Махновець. Київ, 1989. С. 151).









Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com