УКР РУС ENG 
   

Слово в День победы



В эти майские дни украинский народ, как и весь цивилизованный мир, отмечает 61-ю годовщину победы над немецким фашизмом, годовщину, когда мир избавился от коричневой чумы. Мы отмечаем знаменательную победу добра над злом - мира над войной. Очень дорогой ценой далась эта победа, и значение ее нельзя преувеличить.

Каждая война является физическим проявлением скрытой духовной болезни человечества - братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю нашу историю после грехопадения и, по словам Евангелия, будут сопровождать ее и в дальнейшем: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: потому что этому надлежит быть», - читаем в Евангелии от Марка.

Земные войны являются отображением брани небесной, они порождены гордыней и сопротивлением воле Божьей. Поврежденный грехом человек оказался втянутым в стихию этой брани. Война является злом. Причина его, как и зла в человеке вообще, - греховное злоупотребление Богом данной свободой, «потому что от сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельство, хула». Убийство, без которого не бывает войн, рассматривалось как тяжкое преступление перед Богом еще на рассвете священной истории. «Не убивай», - говорит закон Моисея. В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный смысл, поскольку кровь - это жизнь. «Кровь оскверняет землю», - гласит Священное Писание.

Но тот же библейский текст предостерегает тех, кто прибегает к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью того, кто пролил ее». Неся людям благую весть примирения, но находясь в «мире этом», который в зле лежит и преисполнен насилия, христиане сталкиваются с жизненной потребностью принимать участие в разных бранях. Признавая войну злом, Церковь, однако, не запрещает своим чадам принимать участие в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и возобновлении нарушенной справедливости. Тогда война является хоть и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с большим уважением к воинам, которые ценой собственной жизни защищали жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Православная Церковь причислила к лику святых, взирая на их христианские добродетели и слова Христа: «Нет больше той любви, как душу свою положить за друзей своих».

Когда святой равноапостольный Кирилл прибыл с евангельской проповедью в страну сарацинов, с ним начали спорить о вере последователи Магомета. Среди многих был и такой вопрос: «Христос Бог ваш. Он завещал вам молиться за врагов, творить добро тем, кто ненавидит вас и гонит вас, тем, кто бьет по щеке, подставлять вторую. А вы что делаете? Если кто-то обидит вас, совершенствуете оружие, выходите на битву, убиваете. Почему вы не слушаетесь своего Христа?» Выслушав это, святой Кирилл спросил у соперников своих: «Если в каком-то законе будут написаны две заповеди, какой человек будет точным исполнителем закона: выполняющий одну заповедь, или обе?» Когда агаряни сказали, что лучше придерживается закона тот, кто выполняет обе заповеди, святой проповедник продолжил: «Христос Бог наш, Который повелел нам молиться за обидчиков наших и творить им добро, сказал также, что большей любви никто никогда из нас в жизни этой представить не может, как тот, кто возлагает душу свою за друзей своих. Это драгоценный залог, за который до последней капли крови должен драться воин».

В дни, когда мы продолжаем праздновать Пасху - победу Жизни над смертью, в дни, когда мы отмечаем окончание Второй Мировой войны, сердечно приветствую защитников нашей Родины, которые собственным примером довели верность евангельской истине. Мы молимся также за всех тех, кто положил свою жизнь ради жизни будущих поколений. Пусть Всемилостивый Господь упокоит их души с праведными.



 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com