УКР РУС ENG 
   

Веб-конференція голови Синодального відділу у справах пастирської опіки козацтва України та духовно-фізичного виховання молоді єпископа Запорізького і Мелітопольського Іосифа (Масленікова)



Пропонуємо вашій увазі відповіді єпископа Запорізького і Мелітопольського Іосифа на запитання користувачів нашого сайту:

Дмитрий: Благословите Владыка. Что Вы можете сказать о реестровом казачестве, возглавляемом г-ном Шевченко (ректором Донецкого университета)?


Епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф: Божие Вам благословение, Дмитрий. Спасибо Вам за вопрос. Насколько я знаю реестровое казачество — это одна из достаточно значимых казачьих организаций Украины и Церковь не может игнорировать никакое общественно значимое объединение граждан, если оно хотя бы лояльно относится к православию. Церковь открыта для диалога. Но в диалоге могут быть свои ограничения. Насколько мне известно, реестровое казачество в своей идеологии не имеет четкое ориентирование на православие.

В их Уставе сказано, что они стремятся "к созданию Единой Поместной Украинской Апостольской Христианской Церкви с центром в г. Киеве". Что эта за церковь и какое отношение она имеет к Украинской Православной Церкви — не понятно. Сотрудничество с реестровым казачеством пока может осуществляться на уровне отдельных ее членов и подразделений, которые религиозно ориентируются на Украинскую Православную Церковь.

Александр:
Скажите, пожалуйста, находите ли Вы общий язык с молодыми священнослужителями Вашей епархии и епархии Киевского патриархата? Я знаю, что много священников из Запорожья, которые находятся "вне православия", хотят иметь общение церковное с Вами. Какое Ваше мнение?

Епископ Иосиф:
Божие Вам благословение, Александр. Спасибо Вам за вопрос. Будучи архиереем, я обязан находить общий язык с каждым священником вверенной мне епархии, не зависимо от его возраста. Что же касается общения с представителями Киевского патриархата, то хочу отметить, что я всегда открыт для конструктивного диалога, но только в рамках и на основе догматов православной Церкви.

Сергій Терещенко, Кіровоград: Ваше Преосвященство, в одному із відеосюжетів на телебаченні транслювалося Ваше привітання з нагоди свята Покрови Пресвятої Богородиці. Запис був здійснений на острові Хортиця у відновленому козацькому храмі. Дивно, що це привітання Ви виголосили російською. Зрозуміло, що Ви керуєте єпархією, де переважає російськомовне населення, але ж Ви також опікуєтеся українським козацтвом.

Невже так важко вивчити мову, якою спілкувалися запорозькі козаки, чиїх правонаступників з волі Священного Синоду Ви духовно опікуєтеся. Ви досить молода людина і могли б вивчити українську мову хоча б для того, щоб уникнути звинувачень в тому, що архієреї УПЦ є чужинцями для своєї пастви.


Епископ Иосиф: Божие Вам благословение, Сергий. Спасибо Вам за вопрос. Должен заметить, что я родился и воспитывался в славянской семье, вырос в епархии, которую окормляю в настоящее время. Общаюсь на том языке, который является общепринятыми разговорным в нашем регионе. Доскональное владение украинским языком для меня - это вопрос времени. Повторяюсь, что я общаюсь и молюсь со своей паствой на том языке, который понимают все.
 
Александр:
Можно ли молиться "о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего", если храм новый и еще никто из его строящих не упокоился? Или возможна иная интерпретация текста?

Епископ Иосиф: Спаси Господи Вас, Александр, за интересный вопрос. Я думаю, что в этом прошении соборный разум Церкви вложил мысль о том, что к строительству храма сопричастны сонмы людей: кто-то содействовал замыслом и проектом, кто-то внес свои две лепты, кто-то вложил свой посильный труд или средства, а кто-то, за неимением материальных возможностей, горячо и искренне возносил свои молитвы ко Господу Богу, к Престолу Святой Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородице. Всех сопричастных к этому богоугодному делу (строительству храма) и их отрезок жизни этого временного пути человеческий разум обозреть не может. И поэтому в этих словах ектении мы и молимся обо всех "блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего".
 
Олег Миронюк, Житомирская епархия: Владыка, я читал, что 1/10 часть приходского дохода в Вашем регионе расходуется для ежеквартального епархиального взноса! Так ли это?

Епископ Иосиф:
Спасибо Вам за вопрос, Олег. В нашей епархии, как и во всех епархиях Украинской Православной Церкви, приходской доход распределяется согласно Уставу УПЦ, Уставу Запорожской и Мелитопольской епархии и канонам православной Церкви.
 
Мирослав, Киев: Владыка, чтобы возглавлять спортивный отдел Церкви, не достаточно просто увлекаться спортом. Если ли у Вас какие-то спортивные достижения, степени, награды?

Епископ Иосиф:
Спасибо Вам за вопрос, Мирослав. Хочу заметить, что для того чтобы возглавить какой-либо Синодальный отдел, достаточно благословения на это Церкви и решения Священного Синода УПЦ. Милостью Божией, мое увлечение спортом совпало с моим послушанием, но цель архиерея — приводить людей не к спорту и здоровому образу жизни, а людей, увлеченных спортом — к православной духовной жизни. Людям спорта нужен в Церкви не тренер, а духовник. Люди, воспитанные на культе телесных достижений, считают, что в здоровом теле — здоровый дух, но это еще античное языческое и даже атеистическое учение приводит часто человека к духовному банкротству, потому что духовные силы у человека дарованы ему Богом, а не вытекают из правильного функционирования телесного организма.

Церковь же учит совершенно обратному - что здоровый дух, данный человеку Богом созиждет и здоровье тела. Это учение Церкви, по моему личному мнению, может одухотворить и преобразить нашу отечественную культуру физического воспитания, что очень важно для подрастающего поколения. Что касается моих достижений в спорте, то я считаю, что мне, как монаху, говорить об этом, по крайней мере, не скромно. Спаси Вас Господи, Мирослав.
 
Василь: Добрий день! Мені 14 років і я хочу стати монахом але я не знаю як сказати про це моїм батькам. А батьки у мене не дуже віруючі і набожні люди. Допоможіть порадою.

Епископ Иосиф:
Бог Вас благословит, Василий. Отрадно осознавать, что Вы в свои юные годы решились на этот нелегкий и ответственный путь. Я тоже в этом возрасте размышлял о своем жизненном пути и служении Богу. Выбрав в свое время монашество, и посвятив свою жизнь служению Богу, желаю и Вам, чтобы Вы сохранили, по милости Божией, это горение к Богу на всем пути вашей временной жизни. А по сути Вашего вопроса советую молиться святителю Игнатию Брянчанинову. В его жизнеописании Вы найдете для себя много утешительного как Вам быть в Вашем положении. Буду рад и в дальнейшем нашему общению. Помогай Вам Господь во всем!
 
Владимир Валентинович Нежевенко, 45 років, Харківська єпархія: Благословіть Владико на добрі справи. Моє запитання дещо дивне, але я хочу знати, чому люди, які мають владу, хочуть усілякими способами розрізати тіло Христове, заради влади? Розрізати на шматки РУСЬКИЙ ЛЮД, щоб і на далі бути при владі. Закликаю всіх, Єднайтесь заради майбутнього. А ряжених попів, хочу благати: покайтесь !

Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, уважаемый Владимир Валентинович! Хотел бы, чтобы вы уточнили пожалуйста Ваш вопрос. Что Вы подразумеваете под выражением "Розрізати на шматки РУСЬКИЙ ЛЮД"? В духовном контексте нашей конференции хотел бы напомнить о заповеди Господней "Не судите и не судимы будете". Советую Вам прочитать житие Святейшего Патриарха Тихона и его слова к пастве в годы революционных лихолетий начала ХХ века.
 
Священник Сергий, 35 лет, Киев: Владыка, благословите! Современное казачество в Украине в основном ассоциируется лишь с театрализованными выступлениями или воспринимается, как некая группа отставных офицеров, которые решили поиграть в разные звания и награды (генералы, атаманы и проч.). Развейте, пожалуйста, мои стереотипы. Скажите, в каких сферах (кроме платной охраны некоторых монастырей и храмов) сегодня возможно сотрудничество Украинской Православной Церкви с казачьими организациями?

Епископ Иосиф: Божие Благословение, отец Сергий! Первоначальная задача Церкви по отношению к казачеству - его воцерковление, сообщение полноценного духовного развития, как отдельно взятому человеку, так и казачьей организации в целом. Для казачества связь с Церковью кроме сотериологического аспекта важна еще и для сохранения собственного исторического самосознания.

Казачество не возможно вне Церкви, защитником православия невозможно быть, не будучи воцерковленным человеком, укорененным в Предании Церкви. Сообщив казачеству верное духовное направление, Церковь надеется в них увидеть не только охранников и хоругвеносцев, но и мощное православное братство, активное общественное движение, стоящее на охранении духовных ценностей. В воцерковленном казачестве Церковь усматривает форму, в которой возможно совместить и служение на благо Отечеству, и духовный подвиг христианской жизни.
 
Филип, Овруч: Як Ви вважаєте, козацтво набере своєї сили? Чи так і залишиться іграшкою для великих дядь, які в дитинстві не награлися у війни.
Особливо мені подобається, коли вони одне одному значки чіпляють?
Прошу вибачити за може не коректні запитання, але я і мої друзі на превеликий жаль поки що бачимо саме такі кроки відродження козацтва.


Епископ Иосиф:
Уважаемый, Филипп!
Наберет ли силу казачество - это зависит от лидеров казаческих организаций и их искреннего стремления к созданию единого казачества Украины. Мое видение места и роли казачества в современном мире изложено выше. Спаси Господи за Ваш вопрос.
 
Олександр, Чернігів: Владика, яка мета полягала у висвітленні фоторепортажу, де Ви в рясі скачете на коні? У чому тут місія?

Епископ Иосиф: Уважаемый, Александр. Казачий духовник должен любить все, что связано с казачеством и жить этой жизнью. Как учил апостол Павел: «Я с эллинами был как эллин, с иудеями - как иудей». Следуя этому великому миссионеру, и я стараюсь быть с казаками, как казак. Какой же казак не любит конной езды? Спаси Господи!
 
Миколай. м. Нововолинськ, прихожанин монастиря УПЦ МП: Владико, чи підтримуєте Ви прагнення української православної молоді молитися і бути учасниками Богослужіння українською мовою?

Епископ Иосиф:
Уважаемый Николай. Для Церкви вопрос языка богослужения не является принципиальным, и носит практический характер. Человека, участвующего в богослужении, в первую очередь должно интересовать содержание, а не языковая форма. Важно, чтобы языковая реформа была продиктована церковной необходимостью и духовной потребностью членов Церкви. В юго-восточных регионах Украины православные привыкли к церковно-славянскому языку, и сторонники переводов богослужений на национальные языки также должны считаться со сложившейся многовековой традицией Церкви. Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу Вам, что лично я ничего не имею против относительно желания молодежи молиться на украинском языке, главное чтобы это способствовало их духовной жизни, и интерес к церковной жизни языковым вопросом не ограничивался.

Александр: Вступление в ряды казачества сопровождается клятвой. Нарушение подобной клятвы будет «клятвопреступлением»?


Епископ Иосиф:
Уважаемый Александр, если в этой клятве фигурирует имя Бога и она совершается в Церкви в присутствии священника, то, да, нарушение этой клятвы Церковь расценивает как клятвопреступление.

Христианин не должен давать таких клятв, потому что есть даже прямой запрет: не клянитесь вовсе?

Епископ Иосиф: Вы приводите сектантское толкование слов Спасителя. В евангельских словах Господа "Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5:34,37) говорится, что для христианина слова "да" и "нет" должны приравниваться к словам клятвы. Человек, желающий подкрепить слова еще дополнительными клятвенными формулами, свидетельствует, что он не придает значения своим "да" и "нет", тем самым свидетельствует о своем лукавстве. Но Господь говорит, как должен относиться христианин сам лично к своим словам. Если же кто-то не хочет удовлетворяться его "да" или "нет" и требует от него клятвы, то он может прибегать и к клятве Именем Божиим, которую установил Сам Бог: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись" (Втор 6:13)

Почему Церковь позволяет клясться казакам в храме, и как она понимает казачьи клятвы?

Епископ Иосиф: Церковь допускает только те клятвы, в которых не видит противоречия своему Учению. В казачьих клятвах именем Божиим Церковь видит не зло, а добро, так как это побуждает казаков к правдивому, честному выполнению лежащих на них обязанностей, как перед братьями казаками, так и перед Церковью и обществом.

Если казак отказывается от клятвы и исповедует как грех то, что он дал эту клятву - Церковь отпускает такой грех? Если я стал не согласен с клятвой, то, как мне снять клятву и остаться в Церкви? Как исповедать грех клятвопреступления?


Епископ Иосиф: Если Господь приравнивает слова христианина "да" и "нет" к клятве, то тем более ужасен грех клятвопреступления с призыванием имени Бога. Правила святителя Василия Великого приравнивают такие клятвопреступления к богохульству и предусматривают епитимью до 10 лет отлучения от Причастия. Человек, если он христианин, должен быть хозяином своего слова. Его никто за язык не тянул. Сам захотел быть членом казачества, и сам ради этого дал клятву Богу. Конечно, если клятва или ее толкование казачьей организацией противоречит учению Церкви, то человек освобождается от нее.

Понятно, что в реальной жизни бывают разные случаи невозможности исполнения клятвы. Поэтому все это следует обсудить с духовником, и уже духовник своей властью решает меру епитимьи. Но надо при этом помнить: с одной стороны, что клятвопреступление это страшный грех, а с другой, что нет греха, который бы не простил Господь, кроме греха хулы на Духа Святаго. Спаси Господи Вас, Александр, за интересные вопросы.

Александр, Киев: Владыка Иосиф, благословите. Каково должно быть отношение православного человека к восточным единоборствам, и может быть от них польза в духовно-физическом воспитании молодежи?

Епископ Иосиф:
Бог благословит Вас, Александр. Правильное отношение православных к восточным единоборствам достаточно убедительно выразил, на мой взгляд, А.Р.Комлев в своей книге "Боевые искусства Востока. Православный взгляд". Одно дело техническая сторона единоборств, другое — духовная составляющая, которая в своей основе, конечно, языческая. Хотя есть положительный опыт, когда православный воинский дух сочетается с восточной техникой рукопашного боя. И пример такого уникального сочетания можно увидеть в Международном союзе боевого каратэ "Кои но такинобори рю" под руководством Андрея Николаевича Кочергина, с которым я знаком лично.

Павло Олександрович, 35 років, Київська єпархія: На Вашу думку історія та звитяги українського козацтва є власне тим зразком для виховання сучасної молоді в проаославно-патріотичному дусі?

Яке Ваше ставлення до особи гетьмана Петра Сагайдачного?


Епископ Иосиф: Спасибо за вопрос, Павел Александрович. Да, я действительно считаю, что история и победы украинского казачества должны стать примером для православно-патриотического воспитания молодежи. Что касается второй части Вашего вопроса, на мой вигляд, с точки зрения православного христианина, другой оценки политической деятельности гетмана Петра Сагайдачного, кроме как положительной, быть не может. Ведь благодаря мудрой политике П.Сагайдачного была возрождена на территории Украины православная иерархия и спасена Православная Церковь от опасности остаться без духовенства.

Этот один факт покрывает многие черные пятна в его биографии. Я имею в виду те зверства, которые чинили его войска во время Московского похода против своих единоверцев. Не будем забывать, что он в этом глубоко раскаивался. Как писал М.Смотрицкий, "Гетман, мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил иерусалимского патриарха Феофана "об отпущении греха разлития крови христианской в Москве".

Николай:
Владыка, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, имеет ли право архиерей брать деньги за свой пастырский визит в приходской храм своей епархии? Здоровья Вам и терпения в Вашем нелегком служении!

Епископ Иосиф:
Уважаемый Николай. Благодарю Вас за Ваши искренние пожелания. Что касается ответа на Ваш вопрос, то права архиерея определены Уставом епархии и канонами Православной Церкви.

Дмитрій, УПЦ: Благословіть. Скажіть будь - ласка, чому новини, довідкова інформація і все інше про Запорізьку єпархію виходить не на державні мові?

Епископ Иосиф:
Бог Вас благословит Дмитрий. Дело в том, что официальный сайт Запорожской епархии функционирует только второй год. Первоначально сайт был ориентирован на Запорожскую аудиторию, которая в основной своей массе является русскоязычной. По мере расширения аудитории посетителей сайта, среди которых будет немало украиноязычного населения других регионов, мы планируем перейти к формату представления материалов на двух языках, как это успешно реализуется официальными сайтами Московской Патриархии и Украинской Православной Церкви.

Олександр. М. Біла Церква: Благословіть. Дуже прикро, що наші ієрархи обманюють людей, переконуючи в тому, що Церква в Україні є автономною. Розумію, рівень їхньої богословської освіти не може претендувати на більші знання канонічного права. "Самоуправляемая с правами широкой автономии" - це, погодьтеся, не автономна. Владико, чи піднімалося під час візиту Патріарха, і чи взагалі піднімається в Церкві, питання про статус автономії (хоча б автономії!) УПЦ? Спаси, Господи.

Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, Александр. Я не в курсе, поднимался ли этот вопрос во время визита Патриарха Кирилла. Видимо, для церковного общества данный вопрос не является самым важным. Подобные вопросы в Церкви обсуждались по мере их необходимости. Насколько это было для Церкви важно, определял соборный разум Церкви, который не ограничивается только мнениями иерархов.

Хранителем Церковного Предания является народ Божий, все верные чада Церкви (Окружное послание Восточных Патриархов), вот эти верные чада в основной своей массе, крайне настороженно относятся к вопросу какого-либо отделения от Русской Православной Церкви. Парадоксально, что идея автокефалии на данном историческом этапе навязывается Церкви извне. Когда она созреет внутри Церкви, когда вопрос автокефалии отразит чаяния многих чад Церкви, тогда и можно будет конструктивно обсуждать данный вопрос.

Олександр Петрович, Оболонь: Владико, що це за знущання над найбільшим святом Незалежності України: п’ятихвилинний молебень Московським Патріархатом російською мовою? Невже не можна було хоч молитву нормальною мовою прочитати? Вразливо, образливо, принизливо. Ганьба! Благо, хоч гімн Боже Великий заспівали. За це уклін до землі!

Епсикоп Иосиф:
Уважаемый Александр, в Украинской Православной Церкви богослужения совершаются на церковно-славянском языке, который имеет такое же отношение к русскому, как и к украинскому, белорусскому, сербскому и другим национальным языкам, исторически связанных с церковно-славянским. На каком языке совершать богослужение, Церковь решает исходя из практической потребности членов Церкви. Поэтому спешу Вас успокоить тем, что молебен по случаю празднования Дня Независимости был совершен на "нормальном" т. е. общепринятом в Церкви языке.

Также следует Вам сказать, что молитва Церкви об Отечестве, не ограничивается одними молебнами в дни праздников, но ежедневно возносится во всех православных храмах Украины на Божественной Литургии.
 
Сергій Андрійович, 32 роки, Київ:
Зі святом Вас, Владико. З Днем Незалежності України. Маю до Вас таке запитання: Якою мовою Ви спілкуєтесь з парафіянами і чи є для Вас українська – мовою рідною?

Епсикоп Иосиф: Уважаемый Сергей Андреевич, я Вас тоже поздравляю с этим замечательным праздником! Как уже было выше сказано, я воспитывался в Запорожском регионе, где и теперь совершаю свое архипастырское служение. В данном регионе подавляющее большинство населения является русскоязычным. Будучи выходцем из русскоязычной семьи, для меня родным языком является русский.
 
Людмила: Ваше Преосвященство, дорогой Владыка, благословите! Долгое время меня мучает вопрос - как официально стать духовным чадом? В миру занимаю достаточно высокую должность, а сердце мое с Богом. В Церковь постоянно хожу почти 4 года. Много вопросов, да и советы нужны, а подойти к батюшке не решаюсь.

И второй вопрос: в народе бытует мнение, что подавать милостыню нужно при входе в храм, а не выходя из храма. Есть ли на этот счет совет? Спаси Вас Господи!


Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, Людмила! Выбор духовного наставника не сопровождается какой-либо официальной инициацией. Это происходит по мере Вашего воцерковления. В процессе активной духовной жизни, христианин сталкивается с теми или иными трудностями, в решении которых ему помогает духовный наставник. В своем выборе духовника следует руководствоваться не только личной симпатией, но и наличием духовного опыта у священника.

В Вашем случае стоит набраться решимости и не стесняться обращаться к священникам по любым духовным проблемам и вопросам, иначе Вы рискуете быть введенной в заблуждение каким-нибудь некомпетентным лицом.

Совершать подаяние милостыни можно независимо от того выходите, или заходите Вы в храм.
 
Александр: Каким Вы ведите будущее Православного детского дома "Надежда"?

Епископ Иосиф:
Уважаемый Александр! Проблема воспитания беспризорных детей наверняка будет актуальной и в будущем, а, следовательно, будет необходимость и в подобных воспитательных учреждениях. Со своей стороны Запорожская епархия будет прилагать все возможные усилия, для того чтобы улучшать условия проживания воспитанников детского дома "Надежда". Благодарю за Ваше неравнодушие к судьбе наших воспитанников и предлагаю Вам принять участие в попечении о детском доме "Надежда".
 
Валентин, 31 год, Киевская область: Владыка, правда ли, что в свое время многие казацкие организации были созданы для того, чтобы легализовать криминальные структуры?

Епископ Иосиф: Уважаемый Валентин, я подобной информацией не располагаю. Деятельность тех казачьих формирований, которые находятся под окормлением священников Украинской Православной Церкви к криминальной никак не относится. Некоторые такие формирования как раз реально противостоят криминалу, занимаясь природоохранной деятельностью и совместно с милицией поддерживая порядок на улицах. Спасибо за вопрос.
 
Протоиерей Сергий, Луганск: Ваше преосвященство, был недавно в Киево-Печерской Лавре и Видел казаков, охраняющих монастырь. Я сам бывший военный и на такое смотреть неприятно. Одеты как попало, не по уставу, на ненаглаженных штанах генеральские лампасы, на груди Георгиевские кресты (по два-три), без головного убора, рукава рубашки завернуты… Владыка, не кажется ли Вам, что это профанация нашего исторического воинства? Что Вы, как глава отдела, могли бы улучшить в этом направлении?

Епископ Иосиф: Дорогой батюшка! Я сам с болью иногда наблюдаю ситуации, подобные той, которую Вы описали. Конечно, с одной стороны, способ ношения военной формы — это вопрос внутренней дисциплины конкретной организации. С другой стороны, явная неопрятность в ношении формы - это уже вопрос личной невоспитанности конкретного казака, его, к сожалению, неуважения к своей форме и к окружающим. Такие внешние проявления зачастую указывают на состояние души, и в этом направлении Церковь может сделать очень много.

Святоотеческая традиция, как Вы знаете, обладает уникальным опытом гармонизации и дисциплины духа. Наша задача состоит в реальном воцерковлении казачества, в живом приобщении его к духовной традиции Церкви, что само по себе поможет решению многих организационных и дисциплинарных проблем движения. Большое спасибо за интересный вопрос.
 
Константин, Киев: Ваше преосвященство! Расскажите, пожалуйста, историю канонизации князя Ярослава Мудрого и как Вы относитесь к версии о причастности его к убийству святых князей Бориса и Глеба и последующим переписыванием Киевских летописей? Насколько эта гипотеза может иметь под собой почву?

Епископ Иосиф:
Уважаемый Константин! Об истории канонизации благоверного князя Ярослава Мудрого могут более подробно рассказать представители Синодальной комиссии по канонизации святых. Что касается исторических гипотез, то надо не забывать, что для верующего истинно только Церковное Предание. Спасибо за Ваш вопрос.

Владислав, Киев: Благословите, Владыка! В церковной печати и в Интернет-ресурсах мне приходилось видеть фото иконы святых Запорожских новомучеников, которая была написана к чину их прославления.

К сожалению, опубликованные фото этой иконы слишком малы, и разобрать надписи на нимбах угодников Божиих практически невозможно. 29 августа 2001 г. Священный Синод УПЦ постановил причислить к лику местночтимых свв. новомчч. Запорожской епархии 5 подвижников (отцы Алексий Усенко, Димитрий Игнатенко, Матфей Александров, Михаил Шафанов и матушка София Шафанова), а на иконе изображены девять человек.

Скажите, пожалуйста, правильно ли я догадываюсь, что остальные 4 подвижника на иконе - это владыка Сергий (Зверев) и отцы Михаил Богословский, Виктор Киранов, Александр Ильенков?

Мое предположение основано на том, что в заголовке «Службы» святым новомученикам Запорожской епархии (опубликована в книге прот. Николая Доненко о Бердянских новомучениках. Феодосия-Москва, 2009) перечислены именно эти 4 угодника Божия вместе с 5-ю упомянутыми в Синодальном решении.

Дерзаю просить также еще о 3-х уточнениях: 1) какой храм является местом постоянного пребывания этой иконы и делались ли с нее списки?

2) в опубликованном тексте «Службы» о. Михаил и София Шафановы названы Сафоновыми - это уточнение, данное в результате новых поисков сведений о подвижниках, или один из сохраненных преданием вариантов произнесения фамилий?

3) в публикации о семье Шафановых в газете «Запорожье православное» (№ 5-6) супруга о. Михаила названа Елизаветой. То, что ее имя определяется как «София», связано с поздним уточнением данных (между газетной публикацией и синодальным решением прошло 5 лет, данные известны из устного предания старожилов)?


Епископ Иосиф: Бог Вас благословит Владислав за эти интересные вопросы. Да, действительно, Вы совершенно правы, на иконе новомучеников Запорожских изображены владыка Сергий (Зверев) и отцы Михаил Богословский, Виктор Киранов и Александр Ильенков (хотя имя последнего по ошибке написано Алексий). Списки этой иконы делались и были подарены архиереям, прибывшим на чин канонизации. Сегодня икона находится в Бердянской епархии в храме новомучеников Бердянских в г.Бердянск Запорожской области.

Что касается точного произнесения имен новомучеников, по поводу которых у Вас недоумение - это Михаил и София Шафановы. Все остальные интерпретации ошибочны. Спаси Господи, что Вы чтите наших земляков. Пусть молитвы новомучеников Запорожских укрепляют Вас на Вашем жизненном пути.
 
Инок Иннокентий:
Ваше преосвященство, считаете ли Вы, на основании заявления Патриарха (http://www.patriarchia.ru/db/text/1254808.html), что Молдова - это неотъемлемая часть Святой Руси? Согласитесь: заставить Предстоятеля и иерархов ехать с Молдовы на Соловки, чтобы сообщить им эту радостную весть – верх наглости. Неужели мои земляки могут так унижаться? Спасибо за Ваш ответ.

Епископ Иосиф: Дорогой брат, Иннокентий! Глубоко опечалился, прочитав Ваш вопрос. Избрав монашеский путь спасения своей души, Вы, дорогой брат, знаете, что первая и главная добродетель монашеской жизни - это послушание. Верх непослушания - это грех осуждения священноначалия, поэтому настоятельно рекомендую Вам принести покаяние в этом тяжком грехе Вашему духовнику.

А по существу Вашего вопроса, если желаете знать мое мнение, то, да, я полностью согласен со Святейшим Патриархом Кириллом, что Молдова - это часть Святой Руси. Ведь, как подчеркнул Патриарх, Святая Русь - это понятие духовное, а не этническое. Кстати, Украина тоже относится к Святой Руси, о чем не однократно говорил преподобный Лаврентий Черниговский. У нас общие святые в "Земле Российской просиявшие". Что еще более может сплачивать? Напомню также, что вплоть до середины XVII века, а может еще и в XVIII века богослужебным языком Молдовы был церковно-славянский. Так что, молдавский народ в духовном отношении ощущал близость славян, исторически населявших Святую Русь.
 
Николай, Кривой Рог: Благословите, владыка. У меня такой вопрос: считаете ли Вы целесообразным в целях просвещения молодежи издавать в Церкви литературу на украинском языке? Не лучше ли, чтобы наша молодежь привыкала к литературе о Православии на русском языке, которые есть соборным языком для всех народов? И не будет ли такая литература искажать мышление православных?

Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, Николай. Я считаю, что христиане в целях духовного просвещения должны стараться, как можно больше читать духовную литературу на церковно-славянском языке. Именно он является соборным языком для всех славянских народов. Недаром наши предки этот язык считали священным, и даже проповеди не допускали на разговорном (малороссийском или великороссийском) наречии. Что касается современных изданий на русском и украинском - пусть каждый выбирает себе по сердцу.
 
Валентина Яківна, Львів: Чи слідкуєте Ви за підготовкою до Євро 2012? І як Ваш відділ, який опікується спортом, планує взяти участь у підготовчих заходах?

Епископ Иосиф:
Уважаемая Валентина Яковлевна, благодарю Вас за вопрос. Я слежу за подготовкой к Евро 2012 и наш отдел планирует принять участие в мероприятиях, не только связанных с подготовкой чемпионата, но и при его проведении, в формате, который будет предложен Украинской Православной Церковью.
 
Мирослав, 29 лет, Мелитополь: Владыка, чем обусловлено то, что Вы и Ваши священники сдавали кровь в центре переливания? Это какой-то пиар?

Епископ Иосиф:
Уважаемый Мирослав! Помощь ближнему — это долг каждого христианина. Вспомним притчу о добром самарянине (Лк. 10:30-37). Личным примером, а также примером нашего духовенства, я желал побудить православных и людей доброй воли к этому благому делу. Спасибо за Ваш интерес к событиям нашей епархии.
 
Виктор Остапенко, военнослужащий, полковник: Насколько, по-вашему, лигитимна казаческая организация атамана Дмитрия Сагайдака? Правда ли, что Верное казачество – это ветка, которая отделилась именно от казачества Сагайдака и не имеет право на существование?

Есть ли у Вас какой-то официальный реестр казачьих организаций, чтобы понимать, кто есть кто? И где можно с ним ознакомиться?


Епископ Иосиф: Легитимность казачьих организаций определяет Министерство юстиции, а не Церковь. Там же можно ознакомиться и с реестром казачьих организаций. Ваши вопросы по поводу Верного казачества советую адресовать к руководству Верного казачества. В казаках я вижу, прежде всего, православных христиан и тех, кого надо воцерковлять. Только с такими критериями я подхожу к казачьим организациям. Еще раз подчеркну, наша задача — это духовное окормление казачества, а те процессы, которые происходят внутри казаческого движения, не являются сферой компетенции Синодального отдела.
 
Священник Николай, Днепропетровская епархия: Владыка, благословите! Общественность была обеспокоена плотным присутствием на мероприятиях, связанных с визитом в Украину Святейшего Патриарха Кирилла большого количества милицейских кордонов. Не кажется ли Вам, что эти охранную и сопроводительную функции, по крайней мере, внутри Святых мест (монастырей) должно было выполнять православное казачество?

Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, отец Николай. Да, Вы правы, в идеале так должно было бы быть. Но сегодня казачество является общественным движением, к тому же весьма раздробленным. Как правило, осуществлением охраны правопорядка в ходе визитов высокопоставленных лиц занимаются государственные органы, к которым украинское казачество, в силу своего статуса, не относится. Поэтому, вряд ли компетентные органы доверили бы казакам эту функцию, тем более, учитывая реальные угрозы со стороны врагов Церкви на Украине. Не будем забывать, что случилось в последний день визита Патриарха Кирилла в Украине в Свято-Покровском храме вверенной мне епархии.
 













Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com