УКР РУС ENG 
   

Епископ Макаровский Иларий, Лариса Бойко-Бойчук



Воскресные школы как фундамент православного пространства Украины
 
Иларий (Шишковский)
Епископ Макаровский,
Викарий Киевской метрополии,
Глава Синодального отдела
религиозного образования и катехизации УПЦ,
Доктор богословия,

Лариса Бойко-Бойчук
Кандидат политических наук,
сотрудник ОО «Украина Православная»,
руководитель проекта
«Портфель учителя воскресной школы»
 
Доклад на III Покровский международных миссионерско-образовательных чтениях

В докладе мы хотим показать, что воскресные школы являются не только важным элементом православного образовательного пространства, но и самой главной (критически важной) составляющей – фундаментом православного пространства вообще, обеспечивающим его расширение и укрепление в будущем.

Мы исходим из того, что чем раньше на чистую почву детского сознания попадут зерна евангельских истин, тем крепче станут эти ростки, могущие в будущем противостоять сорнякам страстей, бурно произрастающим в сердце взрослого человека.

Самым быстрым и эффективным способом воспитания таких сограждан является вовлечение детей с самого малого возраста в православное воспитательное пространство через воскресные школы, начиная с групп дошкольного возраста. Поэтому само наличие воскресных школ и качество преподавания в них является важным условием победного шествия нашей веры по Украине.

Цель доклада: обосновать место воскресных школ как фундамента православного пространства Украины, а также актуализировать необходимость их поддержки иерархами Церкви, церковными общинами и православной общественностью.

Понятие «воскресная школа». Современные воскресные школы отличаются от своих «прародителей», значительно расширяя возможности для воспитанников и дополняя принципиально новым знанием существующее светское образование в Украине.

Для целостной оценки феномена воскресных школ рассмотрим более детально признаки этого понятия (воскресная школа как…), условно поделив их на такие четыре группы:

1) признаки, определяющие место воскресной школы в системе церковного образования (а именно: основа церковной системы образования, дающая возможность детям и взрослым глубже вникнуть в смысл православного богослужения, стать не номинальным, а истинным членом Церкви Христовой [3]; точка роста для Церковного влияния на прихожан и на внешнюю среду, а Церковь, в свою очередь, как окормляющая среда для воскресной школы; форма межприходского общения; духовной жизни для прихожан храмов).

2) признаки, характеризующие воскресную школу как духовно-культурную воспитательную среду (воспитания сознательного христианина и целостной духовно-нравственной личности, умеющей различать добро и зло, принимать осмысленные решения, ставить и достигать цели в соответствии с православным мировоззрением; пробуждающая и воспитывающая произволение ко спасению души, приводящее в итоге к воцерковлению и духовному преображению личности [5]; научающая жить по-христиански, помогающая нравственному возрастанию, приобщающая к делам церковной благотворительности [4]; помогающая каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать живым членом Церкви Христовой [5]; вырабатывания молитвенных навыков: чтения утреннего и вечернего правила, чтения Евангелия, Псалтири, канонов и акафистов, освящения каждого дела молитвой и т.д.; научения сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причащения [там же]; воспитания любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитания навыка милосердной заботы о болящих и бедных; формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению [там же]; приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, прежде всего православной, к церковному искусству).

3) признаки, указывающие на воскресную школу как на способ/форму представления знания о Боге современному человеку (способ вовлечения всей семьи в церковную жизнь православной общины; привлечения новых людей к приходу [4]; активизации межприходского общения; способы вовлечения детей ко внеприходской жизни с участием священослужителей (летние лагеря, паломнические поездки, фестивали творчества, посещение детских больниц, приютов и т.д.); сплачивания общины; формирования круга общения с единомышленниками; активизации издательской деятельности, социального служения, культурных и просветительских мероприятий).

4) признаки, определяющие воскресную школу как организацию (центры дополнительного образования детей, подростков и молодежи, где преподаются не только вероучительные дисциплины, но музыка, словесность, история, традиционное народное искусство, пение, иконопись [там же], где действуют компьютерные классы, спортивные кружки, детская дизайн-студия; педагогические коллективы, в которых отрабатываются педагогические приемы и методы воспитания и образования, которые могут быть успешно применены и в светских школах [там же]).

Условия успешного функционирования воскресных школ. Практика существования современных воскресных школ свидетельствует о:

а) решающей роли священноначалия в создании, функционировании и поиска новых форм привлечения в школу детей, подростов и молодежи;

б)
критично важной роли кадров и их квалификации для проведения занятий;

в)
немаловажности всесторонней поддержки родителей;

г) творческом подходе и постоянном поиске новых видов деятельности для разных возрастных групп (что соответствовало и содействовало бы задачам воскресной школы).

Формы работы с детьми, подростками и молодежью можно условно разделить на такие категории: работа с воспитанниками в рамках воскресных школ (изучения церковных предметов, занятия в кружках, участие в проектах социального служения, церковное служение, паломничество) и работа по привлечению невоцерковленных детей, подростков и молодежи в околоцерковное пространство (спортивные секции, конкурсы, встречи-чаепития, социальные проекты, курсы, тренинги).

Отдельно следует остановиться на возможных направлениях в работе воскресных школ, в т.ч. создания кружков, центров, студий, секций:

- военно-патриотическая направленность: паломнические поездки по местам боевой славы, проведение кружков по военной истории, организация начальной военной подготовки, спортивные кружки, автодело, авиамоделирование, летние военно-спортивные лагеря;
- православные скауты;
- социально-миссионерская направленность – назовем их условно детской диаконией;
- спортивные секции: например, детский футбол;
- художественно-творческая направленность: церковное рисование, лепки, шитья, бисероплетения, вышивания, вязания;
- церковное служение: детские литургии, детские крестные хода;

Как и любой творческий педагогический коллектив, воскресные школы вынуждены решать ряд проблем, возникающих в ходе их работы. Общими проблемами для сегодняшних воскресных школ являются: отсутствие постоянного помещения для проведения занятий; нехватка подготовленных педагогов; нехватка или отсутствие воспитанников; отсутствие общепринятых методик для разных возрастных групп воспитанников; качество и соответствие учебно-методической литературы потребностям воскресных школ; недостаточная поддержка со стороны настоятеля; изолированность воскресных школ от других учебных заведений, законсервированность внутри себя [6].

Локальными,
т.е. ярко невыраженные, неактуализированные и до конца неосмысленные педагогами и пастырями, проблемы можно поделить на: учебно-методические и воспитательные. Учебно-методические: недооценка опасности неофитского энтузиазма, игнорирование достижений педагогических и психологических наук, установка на немедленное воцерковление, что выхолащивает духовное содержание преподавания и не дает возможности продумать и прочувствовать слово Божие [7]; отождествление функций педагога-воспитателя и священнослужителя, проповедующего в Церкви, по удачному выражению русского религиозного философа И.А. Ильина, преподаватели должны не проповедовать Христа, а Его исповедовать, щедро делясь своим внутренним духовным и жизненным опытом [там же]; формализм в подходах к преподаванию церковных предметов; неравномерное распределение возрастного состава учащихся, связанное с:

а) особенностями расположения храма,

б) спецификой возрастной группы;

в) наличием соответствующих педагогов и кружков, могущих заинтересовать ребенка, подростка и их родителей; наполнения воскресных школ дисциплинами общеобразовательного и прикладного характера, а также творческими центрами (кружками, клубами), где православная молодежь могла бы реализовать свои творческие стремления и потребности [9]; постепенное перерождение воскресных школ в дома творчества христианской молодежи [там же]; разнообразность педагогических методов и приемов; поддержания интереса к воскресных школ у подростков, особенно, у мальчиков; обмен опытом для начинающих; поиск новых форм работы с учащимися.

Воспитательные: самоизоляция коллектива воскресной школы от реальной жизни, понимание школы как некой «духовной оранжереи», что вызывает малодушие и желание укрыться в Церкви от проблем мира [7]; оторванность полученных знаний от реальной жизни, что лишает трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни [там же]; присутствие внутреннего конфликта у слушателей воскресных школ, что часто связанно с отсутствием православных традиций в семье конкретного учащегося (необходимость направлять усилия на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, – осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей); потребность в духовном развитии и воспитании родителей (через катехизаторские беседы), дети которых посещают воскресные школы [9]; правильное соразмерно с силами привлечение детей и подростков к активной жизни прихода (участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре, благоустройство храма), воспринимаемое ими как почетная обязанность [там же]; умение создать уютную семейную обстановку (школа семейного типа); сплочение коллектива (устранение разобщенности между подростками); поддержка и участие родителей в жизни воскресных школ; создание такой духовно просвещающей и воспитывающей среды воскресной школы, которая субъективно ощущалась бы учащимися как некая особая атмосфера, вдохновляющая их на подвиг христианского служения ближним [7]; поверхностное воцерковление учащихся, в результате чего многие ученики, достигнув подросткового возраста, теряют интерес к Православию и уходят из Церкви [там же]; воспитания свободной любви к Церкви, без родительского принуждения [там же]; создание атмосферы искренней религиозной жизни, как в самой воскресной школе, так и в семьях учащихся.

Современная Украина. Согласно официальным данным на конец 2009 года количество воскресных школ Украинской Православной Церкви составило около 5 000, функционирующих в 11 358 приходах [2].

Обоснование места и роли воскресных школ как фундамента православного пространства. О месте воскресных школ как основных форм катехизации на приходах свидетельствуют данные международных социологических опросов: среди взрослого населения Украины верят в Бога 80,3%, верят в жизнь после смерти 39,8 % и верят в реинкарнацию 28,5%. Сопоставление показателей веры «в жизнь после смерти» и в «реинкарнацию» дало такие результаты: безусловно верят в жизнь после смерти (вариант ответа в анкете «безусловно да») и одновременно безусловно не верят в реинкарнацию (вариант ответа в анкете «безусловно нет») составляет только 5% (!) населения Украины. Вместе с теми, кто ответил «скорее да», такие верующие составляют только 8% [8, с.17].

При этом большая часть населения Украины идентифицируют себя как православные – 78 %, из них многочисленную группу составляют те, кто считает себя православными, но не относят себя к конкретной православной церкви – 42% [там же, с.24].

Социологи по результатам опроса отметили также про высокий уровень доверия Церкви и религиозным организациям со стороны населения Украины: 20,5 % и 23, 8% соответственно «полностью» или «в значительной мере доверяют Церкви». Еще 29,8 % респондентов отмечают, что «скорее склонны доверять Церкви и религиозным организациям».

Все выше указанные факторы, а также внимание, уделяемое тематике воскресных школ в православной литературе, позволяет утверждать, что воскресные школы являются не только важным звеном православной образовательной системы, но и фундаментом сегодняшнего православного пространства, обеспечивающим переход невоцерковленных православных в активных верующих. По словам Блаженнийшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира: мы должны прилагать усилия не только к строительству новых храмов, но и заботиться о храмах душ людских [1].

Практика функционирования воскресных школ ярко демонстрирует наличие прямой пропорциональной зависимости между количеством прихожан Церкви и работой воскресной школы, привлекающей разнообразными творческими занятиями детей и подростков.

В то же время, группой воспитанников воскресных школ не ограничивается круг лиц, задействованных в этом воспитательном процессе. Практика показывает не только активное участие родителей и других родственников в жизни школы, но постепенное «втягивание» в церковное пространство невоцерковленных родителей.
 
Выводы:

1. В отличие от дореволюционных школ, где обучались, кроме церковных предметов, грамоте и некоторым ремеслам представители бедных слоев населения, современная воскресная школа на сегодня является основным способом воцерковления для детей, подростков и молодежи (первое отличие), привлекая их разного рода кружками, секциями, классами, учавствуя в которых воспитанник обретает не только опредленные знания и навыки, но и христианское отношение к ближнему, Родине, животным, своим успехам и поражениям и т.д.

2. Второе отличие современных воскресных школ от дореволюционных состоит в значительном расширении круга лиц, непосредственно или косвенно участвующих в жизни школы, – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, друзья воспитанников часто тоже «проживают» какое-то время в церковной среде, становят в последствии (в случае их невоцерковленности) активными членами Церкви Христовой.

3. Воскресная школа на сегодня сочетает в себе функции, как церковного, так и социального института (третье отличие), проводя не только катехизацию своих воспитанников (функция формирования православного мировоззрения), но и воспитание (функции семьи, школы), образование (функция учебных заведений), проведение досуга (функция учреждений культуры), укрепление здоровья (функция спортивных секций, школы).

4. Несмотря на видимое различие воскресных школ двух исторических этапов, ядром или основой обучающего процесса остаются церковные дисциплины (к примеру, Закон Божий). Последние являются мировоззренческой основой для формирования целостного православного отношения к окружающему миру, литературе, живописи, спорту, науке, экономической деятельности и другим сферам жизнедеятельности современного человека.

5. Объективное различие ресурсов приходов и творческий подход к «оживлению» воскресных школ интересными для детей и подростков занятиями обуславливают широкое разнообразие видов школ, что, с одной стороны, усложняет их типологизацию, а, с другой – указывает на этап развития и активного поиска педагогами новых возможностей для реализации личных творческих способностей воспитанников в лоне Православной Церкви.

6. Перспективными в свете решения проблем воскресных школ, так и увеличения членов Церкви Христовой являются воскресные школы семейного типа, в рамках которых проходит: совместная катехизация детей и их родителей, бабушек и дедушек; воспитание христианских добродетелей (через участие в проектах социального служения); смягчаются семейные конфликты и укрепляются семьи; восстанавливается диалог между поколениями.

7. Первостепенное значение для успешной деятельности воскресной школы состоит в отношении настоятеля храма – поддержка затей педагогов и воспитанников, непосредственное участие в работе школы, вникание и пастырский совет для каждого нового дела.

8. Одной из самых сложных проблем сегодняшних воскресных школ является потеря интереса к занятиям детей подросткового периода, особенно, мальчиков, что требует от педагогов создания соответствующих кружков и актуализирует необходимость обмена опытом между педколлективами. Практика указывает на интерес у подростков к военно-патриотическим кружкам, спортивным секциям, секциям технического творчества, паломническим поездкам.

9. Одним из самых успешных на сегодня способов воспитания христианских добродетелей является практическое участие учащихся воскресных школ в делах милосердия в приютах, детских домах, детских больницах (мы предложили назвать это детской диаконией).

10.
Значимость воскресных школ для восстановления, укрепления и развития Православия в Украине переоценить сложно. Осознание такого фундаментального значения места и роли православных воскресных школ как, своего рода, церковно-социального института, затрагивающего все сферы социальной жизни, требует повышенного внимания к воскресным школам и их трудностям, как со стороны духовенства, так и со стороны православных общественных организаций и простых верующих.

11. Поддержка воскресных школ должна осуществляться через: наполнение их библиотек необходимой литературой; организацию встреч учителей по обмену опытом (в т.ч. обмен удачными сценариями праздников); организацию практических семинаров, где лучшие школы учат начинающих; организации пастырских семинаров; издание периодического журнала для учителей воскресных школ; реализацию форм межприходского общения (выставок работ воспитанников, конкурсов, военно-патриотических лагерей, приглашения друг друга «на чай», и т.д.).

Хотелось бы еще раз обратить внимание священнослужителей, представителей церковных общин и православной общественности на необходимость всесторонней поддержки существующих воскресных школ и содействия в создании новых, являющихся, по нашему убеждению, фундаментом православного пространства Украины.
 
Литература:

1. Виступ Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира на Соборі єпископів Української Православної Церкви 21 грудня 2007 р./ Українська Православна Церква. Офіційний веб сайт // http://orthodox.org.ua/uk/pastirske_slovo/2007/12/22/2488.html

2. Новорічне послання єпископату Української Православної Церкви учасників щорічного подячного молебню біля пам’ятника Хрестителю Русі святому рівноапостольному князю Володимиру 26 грудня 2009 року // http://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/2980-2009-upc-u-cifrax-i-faktax.html

3. О наших московских воскресных школах // Альманах «Воскресная школа. Открытый урок». – 2004. – № 1май// http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/Almanax/almanax1c.html

4. «О развитии системы православного образования для мирян за период 2000-2004 гг.» / Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Архиеерский Собор 2004. // http://www.patriarchia.ru/db/text/426484.html

5. Положение о церковно-приходской воскресной школе // http://orthodoxia.org/print/1/1/3/3.aspx

6. Проблемы воскресных школ // Альманах «Воскресная школа: открытый урок». – 2004. – май № 1. // http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/Almanax/almanax1a.html

7. Проблемы и перспективы развития современных воскресных школ / Православное дело. Подборка избранных материалов СМИ. // http://www.didaskal.ru/deloN2110

8. Релігія та цінності українців. Науково-публіцистичне видання. – К.: КМІС, Центр «Соціальні індикатори», 2009. – 96 с.

9. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Духовное образование. Воскресные школы/ Из доклада на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2004 года // http://www.reshma.nov.ru/texts/patr_alex_voskr_school.htm
 













Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com