УКР РУС ENG 
   

Слово у Святой Плащаницы



Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Многие из тех, кто помнит и размышляет о ней, достигали высот совершенства, другие, как об скалу на побережье, разбивали об факт смерти все свои человеческие планы и дела, мечты и лучшие надежды. Смерть уравнивала всех, независимо от возраста и должности; сильных мира сего и простых людей принимала в свои холодные объятия. Смерть страшна, и в первую очередь потому, что она неминуема. Людям определено один раз умереть (Евр.9,27). Сегодня мы сталкиваемся со смертью нашего Спасителя.

Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Многие из тех, кто помнит и размышляет о ней, достигали высот совершенства, другие, как об скалу на побережье, разбивали об факт смерти все свои человеческие планы и дела, мечты и лучшие надежды. Смерть уравнивала всех, независимо от возраста и должности; сильных мира сего и простых людей принимала в свои холодные объятия. Смерть страшна, и в первую очередь потому, что она неминуема. Людям определено один раз умереть (Евр.9,27). Сегодня мы сталкиваемся со смертью нашего Спасителя.

Понятна ли нам эта смерть? - Нет. И это предусмотрело Божественное Откровение, когда устами Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме о Христе говорила Божественная Истина: «...се, лежит Сей на падение и на восстание многих...» (Лк.2,34), а апостол Павел в свое время прибавил, что, как слово о Христе распятом, так и все дело Христово для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, - Христос, Божья сила и Божья премудрость (1Кор.1,23-24).

Смерть - злейший враг человека. Она - следствие греха, нарушение человеком Божественной гармонии. Большой была вина человека и, значит, страшен результат вины - смерть. К пришествию в мир Христа Спасителя смерть была страхом, так как за ней наступал вечный мрак и отчаяние. Победить это могла только сверхъестественная сила. И вот «...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Христос стал человеком, Своей смертью Он победил смерть. С тех пор, хотя на земле, как и раньше, есть смерть, но на нее мы смотрим иначе.

После смерти Христа смерть стала для нас рождением, переходом в другую жизнь. Первое наше рождение - из утробы матери, второе - через утробу смерти. В первом рождении мы получаем жизнь, во втором рождении также получаем жизнь. Первое рождение происходит в болях и второе рождение - в болезни. В первом рождении человек встречается с действительностью этого мира со слезами, воплем беспомощности, и во втором рождении - те же слезы, нередко отчаянные вопли, стариковская немощность. Но такой закон: «...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24).

Мучительная и свободная смерть Христа Спасителя - это наше новое рождение. «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин.11,25-26). «...Ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин.14,19). «...Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12,26). Такова Евангельская правда.

С самого начала христианство провозгласило веру в бессмертие, и только надежда на воскресение дала силу первохристианской Церкви выстоять в период огненных испытаний и светить миру, как маяк надежды и спасение, для многих миллионов грешников. Как боговоплощение, так и чрезвычайное унижение, и смерть Христа Спасителя остаются для нас тайной, но мы твердо знаем, точно и беспрекословно, что Божественная любовь к миру и людям низвела на землю Сына Божьего, второе лицо Живоначальной Троицы. Та же Божественная любовь ради того же человечества и того же мира вознесла Христа Спасителя на крест и привела к смерти. Это та любовь, о которой Святое Писание говорит: «...крепка, как смерть, любовь...» (Песн.8,6).

«Нет больше той любви, - говорит Христос, - как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Господь пречудесно проявил эту любовь, превзойдя ее, так как Он положил душу Свою не за друзей Своих, а за грешников всего мира, чтобы дать им вечную жизнь и дать эту жизнь с избытком (Ин.10,10). Христос претерпел измену, травлю, избиение, оплевание, крест, смерть, и вольное погребение для того, чтобы освободить нас, людей, от дьявольского рабства, от греха и от вечной смерти. Он дал нам свободу и вечную жизнь в Нем, с Ним и через Него, нашего Бога и Спасителя.

Что же мы можем принести ныне в дар Богу, Который человеколюбно строит наше спасение? Одно и только одно - сердце, сердце, преисполненное преданности и любви к Нему, сердце, преисполненное любви ко всем людям. Примером этой преданности есть для нас два тайных ученика Христа Спасителя - Иосиф и Никодим, которые похоронили Тело Христово. Иосиф отдал Ему свой новый гроб и плащаницу, Никодим - драгоценное помазание. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, в момент Его позорного унижения и суда перед всеми открывает себя как настоящий друг Христов. Он решился просить у Пилата Тело Христово. Понятно, что так мог совершить только тот, чье сердце было преисполнено глубокой любви к Божественному Учителю. Второй ученик - Никодим, который в поисках истины ночью приходил ко Христу слушать Его Божественное учение. Сегодня он среди белого дня воздает почести Христу, не боясь последствий. Только настоящая любовь могла выгнать из его сердца человеческий страх. Он засвидетельствовал навечно свою истинную любовь ко Христу Спасителю.

Стоя сегодня возле гроба Владыки и Бессмертного Царя, припадая к Его Святой Плащанице, проймемся, братья и сестры, глубокой сердечной любовью к Нему, как Христу и Богу, и, вслушиваясь в наставления Святого Писания, будем всем любящим сердцем страдать вместе с Ним в эти страстные дни, чтобы и воскреснуть с Ним. Аминь.


 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com