УКР РУС ENG 
   

Молитва и пост



(Неделя 10-я по Пятидесятнице)

Господь Иисус Христос исцелил лунатика, подвер­женного действию злого духа. Диавол мучил человека в новолуния с коварным умыслом, чтобы люди приписы­вали это зло не ему, злому духу, а неповинному ни в чем созданию Божию - луне и тем произносили хулу на Твор­ца луны. Так толкует это святитель Иоанн Златоуст.

Злые духи, причиняя зло людям, хотят утаить свои пагубные замыслы, чтобы они не возненавидели их и не отвратились от их пагубных дел. Человек богопросвещенный сразу узнает пагубные козни злого духа и благодатию Божией разрушит их. Люди, не имеющие богопросвещения, легко уловляются в сети диавола и страдают от него подобно указанному лунатику.

Какое же есть средство против этих врагов - прелест­ников, мучителей и губителей? - Вера во Христа, поправшего Крестом силу диавола, пост и молитва. Они очищают, просвещают и укрепляют душу, они - оружие против диавола. Род бесовский изгоняется только мо­литвой и постом, говорит Господь (Мк. 9, 29). Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас поститься на каждой седмице - в среду и пятницу, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, в течение четырех в году многодневных постов и в другие установленные дни, соединяя пост с усиленной молит­вой. Пост и молитва укрепляют нашу веру, надежду, любовь и соединяют нас с Богом.

По вере отца Христос исцелил бесноватого юношу, чего не могли сделать апостолы. На недоуменный воп­рос учеников: почему мы не могли изгнать его (злого духа)? - Спаситель ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9,28-29).

Пост и молитва необходимы вместе. Ни пост без мо­литвы, ни молитва без поста не принесут желаемого ре­зультата. «Только ум постника молится трезвенно, а ум невоздержанного наполнен нечистыми помыслами», - говорит святой Иоанн Лествичник. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с добрым духом молится. Кто постясь молится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра: ибо таковый не дремлет, не говорит много и не расслаб­ляется в молитве, как то со многими бывает» (беседы на Евангелие от Матфея).

Само собой разумеется, что как молитва только тог­да доходит до Бога, когда совершается духом и истинно, так и пост тогда лишь полезен, когда он не ограничива­ется воздержанием только от известного рода пищи, а состоит в отсечении всего порочного, во всяческом воз­держании от греха, от помыслов и пожеланий грехов­ных. Таким-то постом и молитвою и изгоняется из нас все злое и греховное.

Молитва, низводящая на нас благодать Божию, пос­тоянно занимает ум и сердце, не дает развлекаться и оскверняться суетными мыслями. А пост обуздывает тело и не дает ему мешать нашей душе пребывать в богомыс-лии. И демону нет житья при таком положении дел, и греху нечем питаться, когда душа постоянно занята бе­седой с Богом.

Вот почему подвижники благочестия старались пос­тоянно пребывать в молитве и посте. А какие мы стара­емся принимать меры против греха и диавола? Если мо­лимся, то как молимся? И если постимся, то как пос­тимся? Мы большей частью соблюдаем один вид молит­вы и поста. Мы сами виноваты в том, что диавол и грех обладают нами. Мы сами виноваты, что даем им такую волю над собой.

Нечистые духи боятся имени Христова. Хотя мы и творим часто волю диавольскую, однако, вселяться в нас бесы все-таки не смеют, за редким исключением. При этом необходимо помнить, братия и сестры, что ругаться диаволом не только грех, но и опасно. Когда мы зовем беса, посылаем к нему, он и приходит к нам.

Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого! Аминь.



   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com