УКР РУС ENG 
   

Святая Успенская Почаевская Лавра и ее чудотворная икона Божией Матери



По преданию, еще в древнерусское время в пещерах Почаевской горы, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки. Предполагают, что это могли быть выходцы из разоренного монголами в 1240 г. Киева. В таком случае место, где ныне раскинулась Почаевская Лавра, могло привлечь иноков своей близостью к Кременцу, который монголы взять не смогли, и расположением в пределах сильного Галицко-Волынского княжества, не утратившего мощи даже при монгольском вторжении. Предание также гласит, что однажды на горе, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 гг. Кроме одного из иноков, очевидцем явления стал местный пастух Иоанн Босый. Пречистая оставила на вершине горы отпечаток правой Стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Под 1450 г. в документах впервые упоминается местность Почаев. При этом о монастыре еще не сообщается, возможно, в силу отсутствия у пустынных иноков общины. Корни названия «Почаев» связывают с малой киевской речкой Почайной, с выражением «Поча Дева творити чудеса», со словами «чаяние» или «поча», из которых второе означает «болотистое место», каковое действительно существует в окрестностях Лавры. Со временем, на пожертвования приходящих людей, иноки возвели на южном склоне горы каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В начале XVI в. праздник Успения уже собирал возле храма ярмарку, упоминаемую в документах.

О дальнейших событиях истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 г. через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а затем, в благодарность за гостеприимство, подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Служанки Гойской стали замечать исходящий от иконы дивный свет. Поведали госпоже, но та не поверила. Не поверила она и тогда, когда сама увидела сияющую икону во сне. Но однажды, став свидетельницей этого чуда наяву, уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Потом Гойская посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение. Тогда, пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 г. святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам (см. также текстовую версию предания в книге «Гора Почаевская» 1772 г.>>>). В том же году госпожа наделила иноков землей и деньгами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты Гойской.
 
В начале XVII в. обитель постигло тяжелое испытание: внук А. Гойской лютеранин Андрей Фирлей решил отнять у иноков все земли и запретил монастырю пользоваться водой в долинах вокруг горы. Уповая на помощь Божию, игумен прп. Иов с братией высек прямо на вершине глубокий колодец и добыл воду. Тогда слуги Фирлея ограбили в 1623 г. обитель, забрав и чудотворную икону Божией Матери. Но прп. Иов неустанно вел судебные тяжбы за возвращение отнятого имущества. Усилия подвижника принесли плод: в 1641 г. Фирлей возвратил в монастырь икону. Перед этим он получил суровое вразумление: как-то раз на пиру, будучи навеселе, Фирлей облачил жену в священнические одежды и повелел танцевать с иконой в руках, но женщину охватил припадок беснования. Только по возвращении иконы в обитель жена Фирлея пришла в себя. В 1647 г. состоялось официальное примирение Фирлея с монастырем.
 
След Стопы Пресвятой Богородицы с цельбоносным источником, чудотворная икона Божией Матери и нетленные мощи прп. Иова (почил в 1651, обретение мощей состоялось в 1659 г.) составили троицу тех святынь, через которые много людей обрели у Господа исцеление от недугов и утешение в скорбях. Случаи благодатных чудес, совершаемых по молитве перед Почаевскими святынями, записывались монастырской братией, умножали славу обители, привлекали сюда все новых и новых паломников. Почаевская гора стала светочем Православной веры для всех окрестных земель.

В 1675 г. монастырь удостоился особого посещения Божия. 21 июля обитель окружило турецкое войско, грабившее Волынь. Взять монастырь сходу не удалось: он имел некоторые укрепления, на его территории были воины и паломники, организовавшие оборону. Братия усердно молилась. На третий день осады, когда силы уже покидали защитников, а противник начал решающий штурм, обитель была спасена: по преданию, над ней явилась в Небе Божия Матерь с воинством ангелов. Турки посылали в небесных воинов стрелы, которые возвращались и поражали атакующих. Войско противника обратилось в бегство, а христиане стали преследовать турок и некоторых взяли в плен. Часть пленных впоследствии приняли христианство и оставались на послушании в монастыре.

В начале XVIII в. обитель приняла унию. Но и при униатах здесь совершились промыслительные события. По преданию, около 1759 г. мимо Почаева проезжал граф-католик Николай Потоцкий. Что-то испугало лошадей, и они опрокинули коляску вельможи. В ярости граф выхватил пистолет, чтобы убить кучера. Поняв, что настал последний миг, кучер повернулся в сторону монастыря и мысленно вознес молитву к Божией Матери. Пистолет трижды дал осечку. Придя в себя и осознав, что совершилось чудо, Потоцкий раскаялся и направил свои огромные материальные средства на украшение обители и прославление чудотворной иконы. Граф произвел в монастыре грандиозные перестройки и организовал 8 сентября 1773 г. торжество коронации Почаевской иконы Божией Матери, означавшее признание этого образа чудотворным со стороны католического духовенства.

В 1831 г. обитель возвращена православным. Одновременно было решено закрепить за ней почетное звание Лавры, употреблявшееся еще униатами. В 1833 г. решение о закреплении за монастырем титула Лавры получило окончательное утверждение. Почаевская обитель стала четвертой на Руси официально титулованной Лаврой после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

Подготовлено по материалам издания:
Дятлов В. Монастыри Украинской Православной Церкви.
Волынь. Подолия. Галиция. Буковина. Закарпатье.
Энциклопедический справочник.
Киев: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, 2007.


 









Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com