УКР РУС ENG 
   

КОМЕНТАРИЙ. Игумен Кирилл (Говорун)



16 марта, в Неделю Торжества Православия, умер Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Его имя навсегда останется вписанным на страницах церковной истории, поскольку именно при его первоиераршестве удалось преодолеть один из трагических церковных расколов ХХ столетия.

Это разделение, как известно, возникло на политической основе. Русская Зарубежная Церковь, которую возглавлял покойный иерарх, сформировалась под влиянием такого политического фактора, как противостояние большевистскому режиму в России. Это сформировало и отношение РПЦЗ к той Церкви, от которой она отошла ― Московской Патриархии. На протяжении десятилетий РПЦЗ воспитывала идеологию с приставкой «анти-», направленную против советского режима и Русской Церкви, которая, по мнению иерархов и верующих РПЦЗ, зашла слишком далеко в компромиссе с этим режимом. И вот это разделение удалось преодолеть, чему в значительной степени послужил покойный митрополит Лавр.
Многие обвиняют Митрополита Лавра в сервилизме, ведь процесс объединения вошел в активную фазу после исторической встречи с ним президента России В. Путина. Но, если присмотреться к сути дела, особенно в том контексте, в котором Зарубежная Церковь жила и развивалась в последние десятилетия, то можно увидеть, что объединение состоялось не благодаря, а вопреки политическим факторам.

В самом деле, старая русская эмиграция была и в значительной мере остается заполитизированной. Чтобы начать процесс объединения, надо было стать выше тех споров на политической основе, которые ее подтачивали на протяжении десятилетий. Фактически Митрополит Лавр в своем собственном контексте дистанцировался от «зарубежной» версии «политического православия», которая была фундаментальной составной негативного отношения к России и РПЦ со стороны многих представителей эмиграции. Это помогло ему и возглавляемой им Церкви переступить через стереотипы, которые формировались и поддерживались целыми поколениями иерархов, клириков и активных мирян русского зарубежья.
 
Выскажу предположение, с которым уже согласилось много наблюдателей: возможно, владыке Лавру позволило стать выше политических споров то, что он происходил из другой среды ― русинской. Важным был также фактор его глубокой церковности и четкое осознание того, что является главным и что второстепенным в церковной жизни. Главным для него было единство во Христе. Когда какие-либо политические факторы этому мешают, зрелое церковное сознание их отбрасывает ради достижения Богом завещанного единства.

Тем не менее, единство не может быть достигнуто любой ценой. Припоминаю, когда в Москве возник вопрос об объединении с Зарубежной Церковью, сразу же появилась серьезная преграда ― общение этой Церкви с некоторыми старостильническими Церквами в Греции и других странах. Несмотря на большое желание объединиться, Московский Патриархат поставил четкое условие для этого ― прекращение общения с теми Церквами, которые не имеют канонического единства со Вселенским Православием. И Зарубежная Церковь, вопреки теплым тесным связям, которые существовали у нее со старостильническими расколами, пожертвовала ими ради восстановления канонического единства с Русской Православной Церковью, а через нее ― с другими Поместными Православными Церквами.
 
Чтобы пойти на такой шаг, нужно было обладать огромной решительностью и, я бы сказал, мужеством, которое лично продемонстрировал покойный владыка Лавр.

Существует еще один аспект в процессе состоявшегося объединения. Объединение привело к тому, что многие с ним не согласились и отошли от Русской Зарубежной Церкви. Владыка Лавр осознавал, какую личную ответственность за таких людей он берет на себя. Но, тем не менее, он пошел на объединение, чтобы к истинной Церкви приобщились если не все, то по крайней мере те, для кого евхаристическое общение с церковной полнотой важнее «политически-православных» убеждений и дорогих сердцу стереотипов.

Напоследок, то, чем владыка Лавр послужил Вселенскому Православию, заключается не только в объединении двух исторических частей Русской Церкви, но и в том примере, который он дал другим Церквам, где существуют расколы, и прежде всего Украинской Православной Церкви. В украинской церковной ситуации присутствуют все те факторы, которые в свое время создали и поддерживали разделение внутри Русского Православия. Чтобы преодолеть эти факторы и восстановить единство Украинского Православия, очевидно, нужно идти тем путем, который прошел покойный владыка Лавр.
 






Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com