УКР РУС ENG 
   

Жизненный путь Предстоятеля Украинской Православной Церкви и миссия Церкви в современном секуляризованном обществе



«Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-то сказать, как жители Самарии о женщине, разговаривавшей со Христом: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он - истинно Спаситель мира, Христос». (Ин. 4, 42)

Блаженнейший Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины1

Согласно учению Православной Церкви, общество имеет две основные цели, к которым должны быть направлены все стремления и действия государственной власти и граждан.

Первая - ближайшая, земная: безопасность, порядок, благополучие. Вторая, окончательная - нравственное совершенствование, выражаясь богословскими терминами - духовное возрастание в благочестии и чистоте для вечной жизни, без чего истинное благо - как общее, так и личное - невозможно.

Православная Церковь рассматривает государство как необходимую форму сосуществования членов человеческого общества, возводя его установление к Самому Богу. Святитель Иоанн Златоуст писал, комментируя Послание святого апостола Павла к Римлянам: «Это я называю делом Божьей Премудрости... Если упразднить начальство, все разрушится: не устоят ни города, ни села, ни дома, ни базары... Те, кто живут благочестиво, не имеют нужды в мерах пресечения со стороны власти: «Закон предназначен не для праведника, а для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратников и оскверненных, для тех, кто обижает отца и мать, для человекоубийц» (1 Тим. 1, 9). Но люди грешные, если бы не были удерживаемы страхом перед начальством, наполнили бы города множеством несчастий... Так что нужно благодарить Бога и за то, что есть судьи»2.

Христианство пришло в мир, чтобы спасти его

Важно раскрыть содержание и значение государства как высшего проявления его функций - в возможности реализации христианских нравственных идеалов в земной жизни общества. Однако, как пишет Л. Карсавин: «Современные теории правового государства считают Церковь лишним элементом, отводят ей роль общины, к которой общество равнодушно, и на этом основании отказывают ей в помощи, не давая возможности действовать в окружающем мире и влиять на его воцерковление»3.

Сотрудничество государства с Церковью ограничивается рядом сфер и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Как правило, светская власть осознает, что стабильность и благополучие общества невозможны без соблюдения его членами моральных норм - отчасти тех, которые, согласно учению Церкви, необходимы человеку для спасения в вечности. Поэтому задания и деятельность Церкви и государства в обществе в этих аспектах могут совпадать.

Православная Церковь всегда чувствовала ответственность за моральное состояние общества, как об этом в частности говорится в итоговом документе научно-богословской конференции «Миссия Церкви. Свобода совести. Цивилизованное общество», проходившей в Белгороде 14-17 июля 1998 года: «Возвращение людей к Богу, заповедям Христовым - одно из обязательных условий укрепления государственности и общества в целом, потому что без религиозных ценностей невозможно представить себе процветающего государства... Миссия Церкви на данном этапе заключается в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на формирование личности, к которой направлена ее проповедь.

Мы должны признать, что уровень духовности гражданского общества определяется уровнем духовно-морального развития каждой отдельной личности, формируя которую, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, ее морального, экономического и социального благополучия. Церковь не претендует на ведущую политическую роль в обществе, но выступает за конструктивное взаимодействие со всеми его субъектами и структурами»4.

Необходимо подробнее рассмотреть понятие «миссия»

Это поможет правильно понимать значение миссии Православной Церкви в современном секуляризованном обществе, ее стремление помочь верующим и неверующим получить ответы на вызовы современного мира.

Богословское осмысление этого термина основывается не только на новозаветном понимании апостольского служения или экзегезе слов Господа Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению» (Мк. 16, 15). Еще в Ветхом Завете служение пророков, первым из которых был боговидец Моисей, является существенным для понимания миссии Израиля как богоизбранного народа, призванного стать своеобразным «народом-ориентиром» для всего человечества. Через него к участию в спасении призваны все остальные нации.

В Новом Завете после наибольшего из пророков - Иоанна Крестителя, посланного Богом с особенной миссией - быть Предтечей Господа, приходит обетованный Искупитель всего человечества - Иисус Христос, Который говорит, что единственное Его желание - «творить волю Того, Кто послал Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34).

Миссия Господа в мире продолжалась делом апостолов и последователей, при этом их круг не ограничивался непосредственными Его учениками и спутниками. Апостола Павла, например, который вначале был гонителем христиан, Христос призвал чудесным образом, сказав: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22, 21). Таким образом, апостолы, как и вся Церковь, были призваны благовествовать Христа силой и благодатью Святого Духа. Дух Святой входит в историю человечества так, что человек внутренне перерождается, в нем происходит обновление подобия Божьего.

Протоиерей Владимир Федоров пишет: «Мы, православные, глубоко убеждены, что Церковь в современном обществе, как и когда-то, на протяжении двух тысячелетий, имеет особенное миссионерское предназначение, которое не ограничивается только обращением в христианство нехристиан»5. Раскрывают эту мысль слова, сказанные митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом на Всемирной миссионерской конференции: «Две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам и всем последующим поколениям христиан: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20). Исполнена ли эта миссия сегодня? Стала ли вера во Святую Троицу общей для всего человечества? Живет ли человек по заповедям Христа? Есть ли надежда, что миссия христианства на земле будет исполнена, и ожидаемая паруссия - присутствие Спасителя - станет реальностью земной жизни? Что найдется место для Бога - «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6, 10)»6?

О важности работы Православной Церкви в современном мире высказался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Необходимость возрождения миссии Русской Православной Церкви вызвана сегодня не только внутренней потребностью, но и ситуацией в общественной жизни...

Во-первых, это сложное духовно-нравственное состояние современного общества... Многие граждане мировоззренчески растерялись, оказались в духовном вакууме, и таких - большинство. Этим очень обеспокоена Церковь, потому что пустующее место обязательно будет заполнено. Особенно тревожит нас то, что катастрофически падает уровень нравственности, а это в значительной степени провоцирует волну пропаганды агрессии, ненависти, насилия, бесстыдного разврата и преступного образа жизни.

Второй аспект проблемы - деятельность некоторых инославных Церквей, религиозных сект и движений, которые на общем фоне недостаточной информированности населения, пользуясь религиозной жаждой людей, привлекают в свои ряды все новых и новых членов... Такая деятельность всегда является деструктивной, ведь направлена она на тех, кто крещен в православии или связан с ним историческими корнями. Необходимо отметить, что активная работа инославных, нехристианских и псевдорелигиозных миссий, в первую очередь иностранных, является одной из причин приоритетного возрождения и развития православной миссии и в нашей церковной жизни»7.

К определению сущности деятельности Церкви в современном секуляризованном обществе существует несколько подходов

Во-первых, миссия Православной Церкви - качественная неотъемлемая характеристика ее как Тела Христового, это вся ее жизнь. Но внутренний аспект определяется граничными отношениями «Церковь - мир». В таком понимании каждый верующий призван к свидетельству о Христе делами своей жизни.

Во-вторых, миссия, изначально присущая природе Церкви, заключается именно в проповеди Евангелия повсеместно, по словам Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению» (Мк. 16, 15). Православная Церковь называется апостольской не только потому, что ее члены «утверждены на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем самого Иисуса Христа» (Еф. 2, 20), но и потому, что через нее апостольская проповедь продолжается и в современном мире. Задача свидетельствовать Истину всегда была одной из важнейших обязанностей церковных людей - как исполнение заповеди Господа, данной Своим ученикам.

В-третьих, православное понимание назначения Церкви основывается на ее тринитарном измерении. Источник миссии - в Пресвятой Троице, который выражает себя через послание в мир Иисуса Христа Богом Отцом. Итак, миссия Православной Церкви в современном секуляризованном обществе направлена на передачу не интеллектуальных убеждений и нравственных идеалов, а опыта богообщения, жизни общины в Боге, что является первичным на фоне интеллектуальных и духовно-нравственных ценностей.

В-четвертых, миссия Церкви имеет таинственную связь с Воскресением Христовым. Библейское благовестие должно свидетельствовать о Христе Воскресшем и вводить в мир Его Царствие - «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1), открывающиеся в совершении Евхаристии. Литургическая жизнь Церкви является реальным введением в мир Царствия Божьего и проявляется в силе Животворящего Духа Святого.

В-пятых, всемирное значение миссии Церкви - событие эсхатологическое, ведь Евангелие должно быть проповедано «всему творению» (Мк. 16, 15). Задача Церкви - приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры, если они не противоречат учению Христа, претворяя их в способы спасения. Главное назначение Церкви остается прежним: преображение всего окружающего мира - человечества и природы, чтобы, по словам апостола Павла, «Бог был все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Миссия Церкви - спасти каждого человека

Поэтому к сфере ее влияния относятся культура, наука, экология - все, чем живет современное общество. В зависимости от того, в какой среде проводится миссионерская работа, могут меняться ее формы. Профессор протопресвитер Александр Шмеман писал: «Реальными объектами миссии являются государство, общество, культура, сама природа, а не та нейтральная среда, относительно которой единственное задание Церкви - держаться своей внутренней свободы и отстаивать свою религиозную жизнь»8.

Исходя из такого понимания изменения форм миссии в зависимости от внешних обстоятельств и неизменности ее сути актуальны слова профессора протопресвитера Иоанна Мейендорфа о том, что истинная миссия заключается «прежде всего, в глобальном свидетельстве секуляризованному миру. А мир этот не обязательно далеко за морями - он начинается за порогом нашего дома. Вот как понимал эту миссию преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». Такое понимание дает проблеме новое, качественно более значимое измерение»9.

Для утверждения православных ценностей в украинском обществе как основной задачи Церкви в современном секуляризованном мире, необходимо рассмотреть исторический путь УПЦ за последние десятилетия. Особенно показательной в этом плане является личность ее Предстоятеля - Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, его жизнь и период духовного становления.

Согласно учению Православной Церкви, огромное значение
в ней имеет архиерей

Профессор протопресвитер Иоанн Мейендорф писал: «Важность епископства в православной традиции яснее проявляется в сакраментальном плане. Будучи живым звеном апостольского преемства, епископ выступает гарантом непрерывности таинственной благодати, необходимой для жизни Церкви»10.

Служение Блаженнейшего Митрополита Владимира - это живая история Церкви, ее свидетельство миру и спасительная миссия в нем. Предстоятель хорошо помнит и «оттепель» шестидесятых годов, когда «свобода» обернулась для Церкви новыми гонениями; и «застой», когда веру стали считать опасным инакомыслием; и «перестройку», когда вчерашние коммунисты вдруг взялись обвинять священнослужителей в сотрудничестве с коммунистическим режимом; и нынешние времена, когда вера стала предметом политических спекуляций.

Источники жизненной силы Блаженнейшего Владыки - в детстве, в благочестивой православной семье. Архипастырь считает Божьим даром своих родителей, с ранних лет научивших его начинать и заканчивать день молитвой и во всех делах полагаться на Господа. Блаженнейший говорит: «Благодаря родительскому воспитанию никакой внутренней борьбы, касающейся вопросов веры, никаких сомнений или недоразумений, от которых страдает большинство людей на пути к храму и к Богу, у меня не было. И когда учился в семинарии, познакомился с богословскими науками, - все было легко. Я не ощущал никаких сомнений, которые мучили некоторых моих однокурсников»11.

Учась в школе, будущий святитель никогда не скрывал, что он - верующий, за что постоянно подвергался глумлению и обидам со стороны атеистически настроенных преподавателей. Однако сверстники тянулись к нему, поэтому в среде товарищей он всегда пользовался уважением.

Поступив в 1954 году в Одесскую духовную семинарию, будущий Владыка совершил мужественный поступок, требовавший непоколебимой веры, ведь в то время по всей стране велась интенсивная антирелигиозная кампания. В Одессе за время обучения в семинарии будущему Предстоятелю посчастливилось лично общаться с двумя новопрославленными угодниками Божьими: святителем Лукой (Войно-Ясенецким; канонизирован в 1996 году) и преподобным Кукшей Одесским (канонизирован в 1994 году) - будущим восприемником Блаженнейшего в монашеском постриге.

Огромное духовное влияние на семинаристов того времени имели афонские старцы, прибывшие в Одессу еще перед революцией

Блаженнейший Митрополит Владимир вспоминает: «Мы старались исповедоваться у них, просто поговорить, почерпнуть мудрости. Во времена гонений на Церковь старцы спасали многих. Своими молитвами и духовным попечением они помогали верующим в нуждах и трудностях, даже преступников наставляли на путь истинный»12. Еще подростком будущий Предстоятель побывал у схиархимандрита Черниговского Свято-Троицкого монастыря преподобного Лаврентия (канонизирован в 1993 году), который при первой же встрече предсказал юноше первосвятительство.

Во время обучения в семинарии будущий Предстоятель пользовался большим авторитетом и уважением. Приветливый и доброжелательный, он всегда был готов протянуть руку помощи каждому, кто к нему обращался.

Особенной любовью Блаженнейшего с семинарских лет и на всю жизнь стали книги. Кроме духовной литературы Владыка интересовался светской философией, историей государства и Церкви. О его энциклопедических знаниях ходили легенды.

Уже в семинарии речь будущего Предстоятеля отличалась художественной образностью. Он умело ссылался на учения святых отцов, высказывания исследователей, писателей и философов, отличался особенной внутренней собранностью, аккуратностью, самодисциплиной.

На одаренного воспитанника обратил внимание митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), который за исповедание веры во Христа долгие годы провел в сталинских лагерях. Он и привлек юношу к иподиаконскому служению в кафедральном соборе Одессы. Владыка Борис - человек с отзывчивым сердцем, помогал всем воспитанникам семинарии, заботился о монахах, оставшихся без крова после закрытия монастырей. Блаженнейший Митрополит Владимир до сих пор считает годы иподиаконства у Высокопреосвященнейшего Бориса самыми счастливыми в своей жизни.

В свободное от учебы время семинаристы посещали выставки, театры, концерты классической музыки. Будущий Предстоятель, который и сам имел прекрасные вокальные данные, старался не пропускать ни одной премьеры в легендарном Одесском оперном театре. Так, гармонично сочетая духовное образование и светский кругозор, не упуская возможности общаться с подвижниками благочестия, встречающимися на его жизненном пути, после окончания Одесской духовной семинарии он решил продолжить обучение в Ленинградской (теперь Санкт-Петербургской) духовной академии.

Чтобы понять сложность пути, предстоящего выпускникам духовной академии в те времена, нужно вспомнить, что они не получали статуса молодого специалиста и на них не распространялись льготы на получение жилья, которыми пользовались выпускники светских институтов и университетов. После назначения на служение их ожидали издевательства уполномоченных по делам религий, обиды и глумление представителей власти, с которыми приходилось иметь дело. Для такого выбора жизненного пути нужна была твердая вера во Христа и желание послужить Его Церкви ради спасения человеческих душ во враждебных и неблагоприятных условиях.

В Ленинградской духовной академии Промысел Божий свел будущего Архипастыря с подвижниками Псково-Печерской обители. В годы гонений, когда был закрыт Валаамский монастырь, некоторые насельники ушли в Финляндию, другие остались на Родине, поселившись в заброшенных обителях, в том числе в Псково-Печерской. В первую и последнюю недели Великого поста Блаженнейший Митрополит Владимир с пятью однокурсниками постоянно ездили в Псково-Печерский монастырь, в котором в те времена подвизались старцы, известные своей высокой духовной жизнью - слепой схимонах Николай, схииеромонах Михаил и схиигумен Лука. Это были великие молитвенники, имеющие дар прозорливости. Во время одной из таких паломнических поездок схимонах Николай предсказал будущему Митрополиту архиерейское служение.

Блаженнейший Владыка сначала скептически относился
к перспективе принять постриг

Обучаясь в семинарии, он мечтал быть приходским священником, служить в сельском храме, жить у реки, в свободное время рыбачить и радоваться окружающему миру. Его мать также хотела, чтобы сын-священник был рядом. Родители не советовали будущему Архипастырю принимать постриг. Когда он попросил у матери благословение на монашество, она расплакалась. Отец говорил о преследовании духовенства, закрытии святынь, даже таких, как Киево-Печерская Лавра, но Владыка уже тогда принял решение, которое стало выражением его внутреннего желания - путем монашеского подвига следовать за Христом, нести свет веры стране, где атеизм был возведен в ранг государственной идеологии.

Окончив духовную академию с ученой степенью кандидата богословия, будущий святитель направился на преподавательскую работу в Одесскую духовную семинарию, где в 1962 году, в 26-летнем возрасте, все-таки принял монашеский постриг.

Подвиг иночества был нелегким во все времена... Но в 60-е годы прошлого столетия его расценивали как вызов государственной власти, которая с религией вела настоящую идеологическую войну.

Миссия Церкви по сохранению в обществе духовно-нравственных ориентиров была возложена не только на верующих, которые уповали в своем свидетельстве на Бога, но и на высокообразованных людей, способных аргументировано отстаивать свои убеждения. К призванным на такое служение принадлежит и теперешний Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир.

Первые четыре года монашеской жизни будущего Архипастыря совпали с кульминацией хрущевской войны с Церковью. Об одном интересном эпизоде, случившемся в жизни Блаженнейшего Владыки во время его пребывания на Ростовской кафедре в 1988 году, вспоминает журналист Лариса Козик: «Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) посетил выставку памяти Никиты Хрущева. Среди множества вещей и документов внимание владыки привлекла фотография, на которой были запечатлены два священнослужителя - в одном из них он узнал себя. Под фотографией были написаны слова Хрущева: «Последнего попа покажу по телевизору в 1981 году!»13.

Этот случай ярко иллюстрирует временное и вечное в земной жизни человечества...

Менялись государственные правители, идеология, а Христова Церковь, которая жила молитвами, опекой и трудами таких своих членов, как Митрополит Владимир, несших в мир миссию благовестия Христового, выжила, окрепла и теперь выполняет ту же задачу - спасение души каждого, кто ищет Бога.

Об институте монашества как составной части Церкви, особенности его жизнедеятельности в условиях современности, в прошлом и будущем, опираясь на собственный опыт монашеского послушания, Блаженнейший Митрополит Владимир говорит так: «Хотелось бы, чтобы монахи были элитой духовенства, учеными, интеллектуалами, ведь они не отягощены житейскими проблемами...

Монастыри всегда были и остаются центрами богословия, оплотом церковности, твердыней православия и патриотизма, местом очищения и вдохновения для верующих. Люди приезжают сюда для молитвы, исповеди, за духовным руководством...

Обители всегда были тесно связаны с историей нашего народа, и подвизающиеся здесь принимают эстафету христианской и одновременно своей национальной истории, вступают в духовное общение со святыми соотечественниками, прославившимися духовными подвигами в монастырях и теперь предстоящими перед Богом»14.

В Одесской духовной семинарии будущий Архипастырь был преподавателем, старшим помощником инспектора, а после окончания аспирантуры при Московской духовной академии в 1965 году - ректором. В семинарии не хватало богословской литературы, не было учебников. Все приходилось делать преподавателям, конспекты предметов перепечатывались на сигаретной бумаге. Партийные и комсомольские органы всячески, иногда под самыми абсурдными предлогами мешали молодежи поступать в духовные учебные заведения. Будучи ректором, Митрополит Владимир боролся за каждого абитуриента, понимая значение духовного образования для будущих служителей Церкви.

Свидетельством такого подхода к духовному воспитанию в те годы была его забота о преподавательском составе семинарии, повышении уровня образованности духовенства Одесской епархии, в которой он был секретарем. Владыка понимал, что в современных условиях для успешного совершения спасительной миссии Церкви Христовой необходимы такие пастыри, которые смогут дать четкий ответ каждому спрашивающему.

В 1966 году архимандрит Владимир отправился
на Святую Землю в Иерусалим

Он был назначен на должность заместителя начальника Русской Духовной Миссии, - это стало первым зарубежным поручением будущего Митрополита. Паломников из СССР было мало - лишь дважды в год, на Рождество и Пасху сюда разрешалось приехать небольшой группе духовенства. Наибольшим счастьем, по словам Блаженнейшего Митрополита Владимира, было каждую ночь совершать богослужения в храме Гроба Господнего - на месте Воскресения Иисуса Христа.

Через полгода, 9 июля 1966 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялась хиротония архимандрита Владимира в епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Возглавил ее будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Первым церковным послушанием в новом сане будущего Предстоятеля стало служение представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве; одновременно он был настоятелем Женевского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Чтобы осознать всю ответственность, возложенную на Владыку, необходимо отметить, что Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей только в 1961 году. В самом Совете царила в основном протестантская среда, незнакомая с Восточным Православием. Поэтому в этот период представителями от Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей назначались наиболее образованные и глубоко преданные люди.

Блаженнейшему Митрополиту Владимиру пришлось исполнять миссию свидетельства о Церкви Христовой, ее полноте и истинности. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) говорил: «Что же заставило Русскую Православную Церковь вступить во Всемирный Совет Церквей? Отвечаю: во-первых, любовь к братьям, которые ощутили пагубность христианских разделений и заявляют о своем желании уничтожить преграды, мешающие совершиться желанию Господа Иисуса Христа, «чтобы все было одно: как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они пусть будут в Нас одно - чтобы уверовал мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).

Во-вторых, понимание важности объединения усилий всех христиан в деле их свидетельства и служения людям в сложных условиях секуляризованного, подвластного быстрым изменениям и разделенного современного мира, который движется к единству»15.

О самом митрополите Никодиме, с которым Блаженнейшему Митрополиту Владимиру пришлось работать во Всемирном Совете Церквей, он вспоминает с большой теплотой и уважением: «Глядя на таланты, которые он получил от Бога, на пламенную любовь к Господу и людям, видя тяжелые времена, выпавшие на его долю, я убеждаюсь, что такие люди не горят, а пламенеют и, к сожалению, быстро уходят. Для меня лично и моего церковного становления владыка Никодим сделал очень много. И я молюсь о нем, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных»16.

Во время работы в Совете Митрополит Владимир познакомился с выдающимся православным богословом и проповедником современности митрополитом Сурожским Антонием (Блумом, †2003), о котором Архипастырь вспоминает: «Мне всегда нравились люди умные, глубокие, вместе с тем простые и доступные, такие, например, как митрополит Сурожский Антоний. Он глубок чувствами, умом и верой, известный во всем мире человек, богослов, духовный наставник. Считаю, что общаясь с ним много лет, я немало почерпнул для себя и своего становления»17.

В 1968 году Преосвященный Владимир назначается викарием Патриаршего Экзарха Украины в Западной Европе. Через полгода возглавляет Черниговскую кафедру и в то же время управляет Сумской. Первая епархия, которой довелось руководить Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, стала, образно выражаясь, первой любовью, которая остается в сердце на всю жизнь.

Во время архиерейства Владыки на Черниговщине от людей не поступило ни одной жалобы в какую-либо инстанцию

Все это, казалось бы, характеризует Митрополита Владимира как искреннего Архипастыря, который заботливо относится к своей пастве, но сам Блаженнейший считает, что это паства научила его искренности, откровенности, постоянной молитве не только за себя, но и за весь народ, за Родину.

Несмотря на нелегкое время и враждебность атеистически настроенной местной власти, затянувшийся конфликт с уполномоченным по делам религия, Владыка Владимир смиренно нес крест своего церковного послушания. Чтобы представить, в каких условиях ему приходилось совершать архиерейское служение, следует сказать, что в то время в Чернигове была действующей только одна маленькая церковь - на территории рынка. Она всегда была переполнена, а во время праздничных богослужений около нее дежурила машина «скорой помощи». Епархиальное управление, в котором жил Владыка, не имело бытовых помещений и находилось в аварийном состоянии. Когда же отремонтировали протекающую крышу, представители местной власти заставили заплатить огромный штраф - за «порчу» памятника архитектуры.

Но Митрополит Владимир не желал другой судьбы, он понимал, что его ожидает, когда выбирал свой жизненный путь - исповедание истины Христовой, следование по которому характеризуют слова Самого Спасителя: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19).

В 1973 году Блаженнейший Митрополит Владимир назначается ректором Московских духовных академии и семинарии

Духовные школы размещались в Троице-Сергиевой Лавре, и Патриарх Пимен обратился к новому ректору с просьбой об установлении здоровых отношений между монахами и студентами. Митрополит Владимир, как и на месте предыдущего служения, полностью справился с поставленным заданием, и в скором времени Лавра и духовные школы стали единым коллективом монахов и будущих пастырей.

Блаженнейшего Владыку на должности ректора Московской духовной академии волновало всестороннее воспитание студентов. Отвечая на запросы времени относительно миссии Церкви в советском обществе, он стремился, чтобы по окончании обучения они были не только духовно образованными, готовыми к пастырскому служению, но и способными отстаивать права верующих.

На тот момент для будущих пастырей необычайно актуальным было знание правовой базы взаимоотношений Церкви и государства. Несмотря на все попытки ректора выпустить пособие, способное дать студентам соответствующие юридические знания, учебник издать не удалось. Понимая насущную потребность правовой образованности священнослужителей, Митрополит Владимир - ректор Московских духовных школ - оканчивает юридический факультет Московского государственного университета.

Десять лет ректорства прошли для него в дружественном кругу единомышленников, он всегда с радостью вспоминает это время: «И сейчас, встречаясь с монахами и моими тогдашними коллегами, чувствую доброту, которая идет из глубины сердца. Именно это чувство может объединять людей с разными характерами, взглядами, опытом общения»18.

Вклад Митрополита Владимира в духовное образование Православной Церкви трудно переоценить, он воспитал сотни священнослужителей! Его знают добрым, простым в общении, и в то же время требовательным, высокообразованным. Один из его прежних студентов - ныне покойный митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун) - говорил: «Митрополит Владимир, как мы когда-то подсчитали, воспитал треть нынешнего духовенства. Сам он принадлежит к священноначалию нового поколения. Это человек необычайно образованный, эрудированный, бесконечно верующий, прекрасно воспитанный родителями и наставниками старшего возраста, что сделало его смолоду мудрым. Общаться с ним - удовольствие, если не сказать счастье»19.

Митрополит Владимир всегда помнит, кто он и откуда,
любит свою Родину - Украину

Собственной жизнью Архипастырь постоянно исполняет одну из важнейших задач Церкви в современном мире - возрождает самобытность национальной культуры. Еще в семинарские годы он был одним из немногих, кто в храме Божьем произносил проповеди на родном языке. Обучаясь в академии, Владыка и еще несколько студентов из Украины создали своеобразное «культурное общество», в свободное время занимались организацией и проведением вечеров, посвященных памяти Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко. Занимая пост ректора Московских духовных школ, он учитывал, что среди студентов много выходцев из Украины, поэтому своим распоряжением разрешил отвечать в аудиториях на родном языке.

В 1979 году будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви защищает магистерскую диссертацию на тему «Экклезиология в отечественном богословии». Интерес к этой теме связан с миссией Церкви в современном обществе в условиях секуляризации, которая в православном понимании имеет экклезиологические и канонические обоснования. Владыка писал: «Русская экклезиологическая мысль не стояла на месте. Она была всегда в движении, всегда шла в каком-то направлении. Она была исполнена поисков и находок, творческого вдохновения и высоких откровений... Но при этом она сохраняла одну неотъемлемую черту - всегда оставалась современной. В этой соотнесенности отечественной экклезиологической мысли любому исторического периоду, любому временному контексту проявляется одно из таинственных свойств Святой Церкви - надвременный универсализм ее природы, который не знает ни смерти, ни тления, потому что эта природа вечна»20.

В 1982 году Владыка Владимир получает новое назначение - на Ростовскую кафедру с возведением в сан митрополита

...В стране понемногу менялось отношение к религии, государственная власть избегала гонений, но давление на Церковь продолжалось, хотя и не в такой явной форме, как раньше. Для характеристики пребывания Архипастыря на Ростовской кафедре уместно привести воспоминания тогдашнего секретаря епархиального управления протоиерея В. Загребы: «Люди радовались: наконец-то Господь смилостивился над нами, послав высокодуховного и деятельного архиерея. Благодаря трудолюбию и долготерпению, особенному дару видения человеческой души, глубокой вере и добропорядочности Митрополита Владимира, в Ростовской епархии возродилось православие. Церковь завоевала авторитет и доверие среди жителей Донского края... Владыка отдает всего себя служению пастве, примером жизни учит добру, любви к ближнему, вере и надежде на спасение»21.

Несмотря на свою занятость епархиальными делами, деятельностью в Священном Синоде, на посту управляющего делами Московской Патриархии, Митрополит Владимир - хорошо известный в церковной среде проповедник - в период так называемой «гласности» выступал с миссионерскими проповедями на тогда еще центральном телевидении.

Позиция Митрополита Владимира на Ростовской кафедре может служить одним из примеров миссии Церкви в современном мире - в сфере взаимодействия с государственной властью. Бывший уполномоченный по делам религий при Совете Министров СССР в Ростовской области В. Колганов, человек порядочный, культурный, честный, который сотрудничал непосредственно с Блаженнейшим, так характеризует Ростовского архиерея: «Митрополит Владимир - высокообразованная духовная личность, талантливый организатор, яркий дипломат и товарищеский человек, законопослушный гражданин и патриот... На обсуждение ежегодных собраний духовенства он выносил вопросы не только духовной жизни, но и, казалось бы, чисто светские: экономического развития области, международного положения, необходимости борьбы за мир и так далее... Он просил меня организовывать встречи с руководителями области и общественными деятелями, что мы и делали. Зная Митрополита Владимира как духовно сильную личность, я имею надежду, что он выдержит все, выстоит и до конца пройдет по жизненному пути, который выпал на его судьбу. Успехов ему в этом»22.

В 1992 году в жизни Владыки начался новый период

«27-28 мая в Харькове под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима состоялся Собор украинских епископов, который сместил тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко) с Киевской кафедры и с должности Предстоятеля УПЦ, почислив его за штат и запретив в священнослужении. Главой Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), украинец по происхождению. Это решение было канонически утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II»23. Следует отметить, и это показательно, что Митрополит Владимир узнал о своем избрании на эту должность за границей - в Финляндии, где находился на международной богословской конференции.

Время вступления Блаженнейшего Владыки на древнюю Киевскую кафедру стало для него сложным периодом унижений и испытаний, связанных с политической ситуацией в Украине и позицией государственной власти по отношению к Церкви.

С болью в сердце Предстоятель воспринял раскол в украинском православии. По приезду в Киев он заявил, что не следует отвечать силой на грубые действия раскольников, напоминая слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Тогда же Митрополит Владимир пообещал, что приложит все усилия, чтобы не допустить кровопролития между «единоверными и единокровными братьями». Он всегда подчеркивал, ссылаясь на заповедь Спасителя, что нужно молиться, дабы Господь наставил недругов и дал им возможность покаяться.

Владыка никогда не нарекал на судьбу, не разочаровывался в людях, не оставлял заблудших; он неуклонно верил в возрождение через благодать Божью и человеческих душ, и церковной жизни. Архипастырь сумел не только избежать в украинском обществе конфронтации на религиозной почве, но и практически возродить Украинскую Православную Церковь, которая благодаря непрерывным трудам и молитвам Предстоятеля имеет огромное влияние на духовно-нравственное состояние украинского общества. Ее мнение является авторитетным по многим социальным и гуманитарным вопросам. Однако православные духовные ценности не востребованы в полной мере. Причина - в секуляризации современного общества и, как следствие, в его безрелигиозности и равнодушном отношении к духовности.

Но будущее Церкви вселяет надежду...

В первую очередь, благодаря ее Предстоятелю - Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. За годы архипастырства Владыки Украинская Православная Церковь достигла даже большей самостоятельности в управлении, чем во времена святителя Петра Могилы, считающиеся периодом наиболее широкой независимости Православной Церкви в Украине за всю историю ее существования.

По благословению Блаженнейшего открыты десятки монастырей (а Святогорский Свято-Успенский получил в 2005 году статус Лавры), создаются духовные семинарии и училища, возрождаются и строятся сотни храмов, издается церковная пресса и литература, что в итоге способствует повышению уровня духовной образованности нашего общества.

С высоты своего опыта пастырского служения Блаженнейший Митрополит Владимир так раскрывает миссию Церкви Христовой в современном мире: «С точки зрения религии, духовный человек - это тот, кто верит в Живого Истинного Бога, в загробную жизнь и вечное бытие. С точки зрения светского общества, духовным считают образованного, культурного человека. Но настоящая духовность - это богатство внутреннего мира, это вечная гармония с Богом. И цель Церкви - в том, чтобы рассказать ближним об этом и помочь через Святые Таинства ощутить необходимость соединения с Богом»24.

Библиографические ссылки:

1. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. - Т. 7. - С. 177.

2. Златоуст И., свт. Творения. - М., 1993. - Т. 1. - С. 258.

3. Карсавин Л.П. Православная государственность / Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Под общ. ред. О.А. Платонова. - М., 2002. - С. 234.

4. Итоговый документ научно-богословской конференции «Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество» (14-17 июля 1998 г. Белгород) // Миссионерское обозрение. - 1998. - № 7 (19). - С. 5.

5. Федоров В., прот. Православная миссия сегодня. - СПб., 1999. - С. 330.

6. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Доклад на Всемирной миссионерской конференции (Сальвадор, Бразилия, 24 ноября - 3 декабря 1996 г.) // Церковь и время. - 1998. - № 1 (4). - С. 15.

7. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Церковь и время. - 1998. - № 1 (4). - С. 3-4.

8. Шмеман А., прот. Церковь, Мир, Миссия. - М., 2003. - С. 12.

9. Федоров В., прот. Православная миссия сегодня. - СПб., 1999. - С. 95.

10. Мейендорф И., протопресв. Православие и католицизм. - М., 2002. - С. 16.

11. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. - Т. 7.- С. 20.

12. Там же. - С. 38.

13. Там же. - С. 13.

14. Там же. - С. 50.

15. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. - М., 1999. - С. 294-295.

16. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. - Т. 7. - С. 59.

17. Там же. - С. 57-58.

18. Там же. - С. 81.

19. Там же. - С. 60.

20. Владимир, митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший Экзарх Западной Европы. Вопросы экклезиологии в русском богословии / Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность» (Москва, 11-18 мая 1987 г.). - С. 74.

21. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. - Т. 7. - С. 91.

22. Там же. - С. 97-99.

23. Православный церковный календарь на 1994 год. - К., 1993. - С. 58.

24. Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. - Т. 7. - С. 108.



   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com