УКР РУС ENG 
   

Украинская Православная Церковь в религиозной системе Украины



Становление Украинского государства и общества органично включает в себя развитие духовной сферы. Важность Церкви в истории народов уже не вызывает сомнений, и хотя в наше время специалисты активно обсуждают степень влияния религии на личность, но само понятие гражданского общества уже немыслимо без Церкви со всеми ее функциями.

Да, Украина – светская страна, и ее Конституция гарантирует гражданам равноправие, в том числе в вопросах вероисповедания. Нельзя не признать, что духовность народа формировалась под тысячелетним воздействием христианства, и сегодня 95% украинских религиозных организаций – христианские.

Но есть еще одно уточнение, которое разъясняет сущность духовности нашего общества. Украина – православная страна: все крупнейшие конфессии в ней – православные, доминирует Украинская Православная Церковь. Это признают как ученые-исследователи развития социально-политических и духовных структур, так и враги канонического православия, часть из которых – и это трагедия Украины – часто рядятся в тогу православных.

Роль той или иной религиозной организации в развитии государства
определяется рядом факторов

Во-первых, исторической традицией. Таким стержнем нашей духовности более 1000 лет является православие. Во-вторых, почти во всех областях Украины православие сыграло культурообразующую роль. В-третьих, сущностным принципом христианства является его вселенский характер. Включенность в мировые цивилизационные процессы через вселенское православие является отличительной чертой канонической веры в Украине.

В нашей стране действует множество религиозных организаций, которые соответствуют тем или иным признакам, но всей полнотой обладает лишь Украинская Православная Церковь.

Анализируя становление независимой Украины и ее религиозной сферы, мы должны выделить основной элемент – Украинскую Православную Церковь. И наоборот: вся история УПЦ, особенно последние 15 лет после Харьковского Архиерейского Собора 1992 года, является важнейшей составляющей истории украинского общества и государства.
 
Что же представляет собой религиозная сфера Украины?

Сегодня это более чем 33 тысячи организаций, почти 60 конфессий и течений. Характерен четкий региональный характер: Восток, Юг, Центр и Запад имеют свою устойчивую специфику.

Современная история развития религиозной системы Украины включает три этапа. Первый – предыстория: в 1988 году насчитывалось 5,5 тысяч религиозных организаций. В конце 80-х годов их прирост колебался на уровне 32-35% ежегодно. Второй этап – 90-е годы: экстенсивное развитие – как бы «в ширину». В 1991 году одним из первых законодательных актов независимой Украины стал Закон «О свободе совести и религиозных организациях».

С созданием относительно оптимальных юридических условий для развития религиозной сферы в Украине начинается этап агрессивного политического вмешательства в этот процесс. Во властных кругах господствует мысль: каждый может глубоко разбираться в религии – как все считают себя большими специалистами в медицине и сельском хозяйстве. Парадокс? Увы! Как показывают социологические исследования, наиболее радикальные оценки религиозных процессов, включая межцерковные отношения, дают неверующие и те, кто колеблется в своем вероисповедании.

Есть еще одно объяснение столь пристального интереса политиков к религиозной сфере. Все годы независимости Украины Церковь являлась единственным социальным институтом, к которому фиксировалось доверие не только устойчиво положительное, но и во много раз превосходящее соответствующие показатели по отношению к политической системе (исполнительной и законодательной власти). В условиях жесточайшего прессинга со стороны определенных политических сил Украинская Православная Церковь прошла этап очищения и стала на 15-летний путь развития – период духовного возрождения Украины.

Третий этап развития религиозной сферы начинается после 2001 года и характеризуется высокой интенсивностью. Падают темпы прироста религиозной сферы. Основные процессы происходят внутри религиозных организаций.

После Харьковского Архиерейского Собора Украинская Православная
Церковь начала свой путь с 5473 религиозных общин

В 2000 году их стало 8490 – что составило 70,9% всех православных общин в Украине; на 1 января 2007 года их было зарегистрировано уже 11085.

На 16-м году независимости страны Украинская Православная Церковь является самой крупной религиозной организацией и единственной, равномерно развернутой по всей территории Украины. Это не только показатель представительства УПЦ в структурах гражданского общества, но и влияние тех принципов и идей, которые Церковь несет своей пастве. Все 15 лет, прошедшие после Харьковского Архиерейского Собора, были годами ее институционального укрепления в религиозной сфере Украины. Прирост религиозных общин каждый год превосходит аналогичные цифры любой иной конфессии, тем более превышает суммарный прирост общин в неканонических течениях в православии, включенных в известные политические проекты. Так, например, на начало 2000 года каноническая УПЦ насчитывала на 5999 приходов больше, чем УПЦ КП; на 1 января 2007 года эта разница возросла до 7203 приходов.

Характеризуя место Украинской Православной Церкви в религиозной сфере страны, необходимо обратить внимание на два мифа

Оба они тиражируются в нашем обществе. Во-первых, признавая подавляющее преимущество УПЦ в восточном и южном регионах Украины, утверждается, что в западном и центральном укрепляется влияние ее оппонентов. По этому вопросу нельзя не согласиться с точкой зрения В. Еленского: «Соотношение между количеством приходов, принадлежащих УПЦ, и неканонических течений в православии существенно не меняется», что, по мнению автора, связано с состоянием украинского социума и самосознанием его членов. Возможно и следующее уточнение: большая часть украинского общества, несмотря на внешнее политическое давление, сохраняет православные духовные ценности, характерные для нашего народа.

Действительно, в условиях конкретного расклада социальных и политических сил в Украине уже к 2000 году сложились устойчивые соотношения между религиозными течениями и конфессиями. На 1 января 2007 года оно составляло: УПЦ – 11238 религиозных организаций, в том числе 11085 приходов; УПЦ КП – 3949 религиозных организаций, приходов – 3882; УАПЦ – 1189 религиозных организаций, общин – 1155.

Это же следует сказать и о региональном развертывании религиозной сферы. Практически во всех областях Украины, кроме известных трех западных, имеем существенное преобладание приходов Украинской Православной Церкви. Только в Волынской, Киевской, Ровенской областях и в самом Киеве количество общин неканонических церквей по отношению к числу приходов УПЦ или приблизилось к 50%, или же перевалило через этот барьер.

Второй миф связан с существованием в нашем обществе высокого уровня религиозной свободы и невмешательства государства во внутренние дела Церкви. После Харьковского Архиерейского Собора эта проблема особенно затронула интересы православных верующих в Украине, определив деятельность Украинской Православной Церкви в обществе и ее отношения с государством.

В системе отношений религиозной сферы и государства содержится
своеобразное противоречие...

С одной стороны, власть признала существование более 32 тысяч религиозных организаций, декларирует с ними партнерские взаимоотношения, и при всем при этом якобы стремится к европейским ценностям. С другой стороны, в лице политиков высшего уровня госаппарат переступает черту разумности, включает религию в свои сомнительные проекты, тем самым вовлекая церкви в политическую деятельность.

Многие исследователи указывают на опасность, исходящую из Секретариата Президента Украины: вопреки Конституции глава государства часто берет на себя обязанность руководить деятельностью религиозных организаций. Так, Геннадий Друзенко особенно выделяет экуменические молебны и другие подобные мероприятия, проходящие в соборе Святой Софии, которые de facto возглавляет Президент, позиционируя себя эдаким римским «Понтифекс Максимус». В этом отношении наша страна еще раз подтверждает свое желание быть впереди планеты всей, ведь таких политических шагов в религиозной сфере руководители других европейских государств себе не позволяют, хотя в этих державах степень религиозности населения значительно выше, чем в Украине. Португалия, Греция, Испания, наконец, та же Польша, – где президент объявляет себя правоверным католиком, а в правящей коалиции представлены католические ультрарадикалы.

Применительно к нашим реалиям вспоминаются слова Штирлица, обращенные к Мюллеру: «Неважно у Вас было с изучением Закона Божьего в школе», потому что евангельское «Богу – богово, а кесарю – кесарево» не следует трактовать, как кому взбредет в голову, ведь это Священное Писание. Отсюда вывод: либо действительно наши державные мужи не понимают природу Церкви и стараются проникнуть в религиозную сферу политическими методами, либо задекларированное стремление в Европу – блеф...

Священный Синод Украинской Православной Церкви вынужден
был принять специальное решение о неучастии в подобных мероприятиях Предстоятеля УПЦ

Существенное отличие данной позиции от точки зрения других церквей, принимающих участие в подобных политических шоу, подчеркивает актуальность проблемы, проявившейся в религиозной сфере Украины в последние годы. Это зависимость вечной Церкви от временной власти. Анализируя данный факт, руководитель отдела религиозных процессов Института философии НАН Украины Лилия Филиппович отмечает, что многие церкви забыли свою обязанность – спасение душ верующих. Они стремятся в «развеселом политическом шоу-карнавале урвать свою толику благ» – то ли статус носителя национальных идей и ценностей, то ли приоритет в формировании духовности общества. А власти «грех» не воспользоваться случаем, поэтому она проявляет прагматизм и корыстолюбие, стремится использовать Церковь в своих, зачастую недостойных, интересах.

Еще одна важнейшая проблема – создание Поместной Церкви. Не затрагивая сути идеи, остановимся на форме, в которой ее пытаются реализовать в Украине. С первых дней независимости государства эта декларация превратилась в политический проект, за который брались в свое время все три президента: Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Благость намерений власти понятна: во многих странах Европы церкви выступали как мощный интегрирующий и консолидирующий фактор. Но большинство исследователей религиозной сферы считают напрасными усилия решить внутренние противоречия Церкви политическими методами, к тому же в интересах отдельных политических сил. В итоге раскол в православии только усугубляется.

Геннадий Друзенко указывает на возможные границы участия государства в разрешении внутрицерковных противоречий. Если, например, представители трех церквей попросят власть усовершенствовать религиозное законодательство, тогда она должна этому содействовать. Но если давление идет даже с правовой точки зрения – на грани фола, положительных результатов ожидать бесполезно.
 
Следует признать: в последнее время мы перешли к новому уровню
вмешательства государства в религиозную сферу

К примеру, принимается документ, чуть ли не Закон Украины, который предписывает пути решения внутрицерковных проблем политическими методами, то есть – под давлением и контролем государства. Блаженнейший Митрополит Владимир, комментируя эту ситуацию, отмечал: «Раскол в православии не имеет и не может иметь отношения к статусу Украинской Православной Церкви. Это не просто нечто «исторически сложившееся», в первую очередь – это тяжкий грех, порожденный гордыней, и выставлять какие-то условия примирения человека с Богом, Его Церковью, могут лишь далекие от веры люди. Единство – это благо Церкви, но оно достигается на основании канонов, а не политических соглашений, иначе Церковь давно бы превратилась в обыкновенную организацию».

Аналогичную позицию высказал и академик Петр Толочко: «Власть предержащие не должны вести себя в этой сфере, как слон в посудной лавке. Можно вообще все разрушить».

В сложнейших условиях Украинская Православная Церковь выполняет свой долг – спасение душ пасомых. Эта функция определена выбором архиереев, священнослужителей и верующих Украины, поддержавших решения исторического Харьковского Архиерейского Собора 1992 года. Этот же выбор определил место Украинской Православной Церкви в религиозной системе Украины, обозначил ее роль в обществе.
 









Комментировать

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com