УКР РУС ENG 
   

Ответ Украинской Православной Церкви на письмо Президента Украины на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира



№ 199
27 февраля 2007г.

 Президенту Украины
В. А. Ющенко

 Многоуважаемый Виктор Андреевич!

12 февраля 2007 г. на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, за Вашей личной подписью поступило письмо №1-1/204. В нем Вы, как православный гражданин и как Президент большого европейского государства, в котором, к сожалению, взаимоотношения между верующими, а также верующими и государством далеки от тех стандартов, которые хотелось бы видеть, проникаетесь судьбой Украинского Православия и Украинской Церкви. Вы говорите о необходимости соблюдения в Украине свободы вероисповедания и обеспечения уважительного отношения к объединительным стремлениям верующих всех православных церквей. В этом Вы ссылаетесь на пункт 14-й Универсала национального единства, который, кстати, принимался для Церкви без Церкви, относительно чего священноначалие УПЦ в свое время высказало свои замечания (см. приложение 1). Содержанием Вашего письма является обращение к главе нашей Церкви и ее Священному Синоду с предложением рассмотреть возможность проведения представителями епископата и священства Украинской Православной Церкви встреч и консультаций с представителями УПЦ Киевского патриархата для решения проблемных вопросов развития православия в Украине. Целью таких встреч, по Вашему мнению, должен был бы стать поиск взаимоприемлемых путей урегулирования межцерковного раскола, а также Вы усматриваете в них положительный фактор в деле объединения православных Украины в единую Поместную Православную Церковь.

Как известно, 24 января 2007 г. в резиденции Предстоятеля УПЦ в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира прошел Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение и Вашей, в то время гипотетической, инициативы, изложенной в вышеупомянутом письме, правда, несколько в другой редакции, которая, собственно, не особенно меняет его содержание. Архиерейский Собор уполномочил редакционную коллегию Собора, нас, ниже подписавшихся, в случае официального обнародования Вами вышеуказанной инициативы, дать обоснованный ответ и разъяснить позицию епископата УПЦ по этому вопросу. По поручению Собора Архиереев УПЦ имеем честь засвидетельствовать Вам свое уважение и сообщить о следующем.

Участники Архиерейского Собора заслушали информацию о возможном официальном обращении Президента Украины к Предстоятелю и Священному Синоду УПЦ по вопросу создания Украинской Православной Церковью общей с представителями УПЦ КП Комиссии, которая бы занялась решением проблемных вопросов развития Православия в Украине. Достоверность Вашей инициативы, уважаемый Виктор Андреевич, стала нам понятна из заявления, сделанного Вами во время Вашей встречи с «епископатом» УПЦ КП 12 января 2007 г. и обнародованной в СМИ. Вы, в частности, сказали: «Я готов обратиться к Синодам УПЦ и УПЦ КП с предложением составить общую богословскую комиссию при участии, например, 3 епископов и 2 священников с каждой стороны для рассмотрения наболевших вопросов» (пресс-служба Президента Украины). В свою очередь некоторые церковные и околоцерковные СМИ Ваше выражение трактовали как Вашу готовность оказывать содействие созданию «общей богословской комиссии, которая будет заниматься вопросом создания единой поместной Церкви в Украине», «комиссия должна рассматривать актуальные вопросы, которые будут оказывать содействие началу диалога, а со временем и объединению Церквей» (http://www.risu.org.ua/ukr/news/article;13688/). Естественно, что информация о возможности создания такой двусторонней комиссии по инициативе Администрации Президента, а тем более, возможное участие в ней епископов УПЦ, вызвала волну протестов среди верующих и оживленную дискуссию в СМИ, часто с безосновательными обвинениями как в адрес Президента, так и епископата УПЦ. Верующие нашей Церкви очень хорошо помнят, а часто и физически ощущают на себе, те разбойничьи методы, которыми всего лишь 15 лет назад новообразованная и зарегистрированная вопреки действующему законодательству так называемая УПЦ КП при потворстве центральной и местной власти «расширяла» свою структуру за счет кафедральных соборов, епархиальных управлений и приходских церквей нашей Украинской Православной Церкви. Правовое своеволие того времени поражает своей масштабностью и циничностью его участников. Кое-где такое «расширение» имеет место и сегодня. История развития религиозной организации УПЦ КП аналогична истории развития многих нынешних олигархических бизнесовых структур с темным прошлым, которые зарождались в неурядицах с законом во время беспорядка конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого столетия. Шло время, они укреплялись и легализировались. Или не о них Вы говорили на Майдане в конце 2004-го? Именно по такой схеме развивается так называемый Киевский патриархат - структура, которую создал в 1992 г. бывший Предстоятель УПЦ. Сегодня они также ищут «пути урегулирования межцерковного конфликта» - легализации в православном мире, и в эту аферу втягивают Вас. Втягивались в этот процесс и Ваши предшественники однако, Михаил Денисенко сказал, что в отличие от них, «только Вы, Виктор Андреевич, стали делать реальные шаги в этом направлении» (http://cerkva.info/2007/01/12/zustrich.html).

Всесторонне обсудив представленную информацию, Собор принял решение, в случае официального Вашего обращения к УПЦ, уважаемый Виктор Андреевич, с вышеуказанным предложением, воздержаться от образования подобного рода двусторонней комиссии. Такая позиция основана на том, что УПЦ КП, не имея апостольского преемства иерархии (см. вывод канонической комиссии), не может быть экклезеологично равноправным участником диалога. Правильное понимание этого вопроса, вероятно, имеете и Вы, поскольку в своем письме от 12.02.2007 г. не называете участников возможных консультаций и встреч со стороны УПЦ КП «епископами и священниками», а лишь «представителями УПЦ Киевского патриархата».

Руководствуясь принципом церковной икономии, Архиерейский Собор в одностороннем порядке создал при Синодальных канонической и богословской комиссиях при Священном Синоде УПЦ «Комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия». В ее компетенцию входит поиск путей и методов, а также выработка механизмов восстановления единства Украинского Православия путем церковно-дисциплинарных норм, предусмотренных каноническим правом Вселенского Православия. Собор еще раз напомнил, что под понятием «восстановление единства» понимается возвращение тех, кто отошли от церковного единства, через осознание ими греха раскола, т.е. покаяние, в спасительное лоно Украинской Православной Церкви. Вышеуказанная комиссия УПЦ сможет принимать представителей стороны, которые уклонились в раскол, выслушивать их возможные инициативы, иметь суждения в каждом случае и докладывать о них Священному Синоду и Архиерейскому Собору УПЦ, в компетенцию которых входит принятие окончательных решений.

Представители УПЦ КП сознают собственную экклезеологическую ущербность и сотереологическую пагубность своего положения. Не единичны случаи, когда «духовенство» Киевского патриархата, в том числе и «епископы», рекомендуют близким и дорогим им людям принимать Таинства в канонической Церкви. Однако бесовская гордыня не дает им выступить с личной инициативой диалога, а принуждает искать посредников, в данном случае в лице Президента. Им стыдно посмотреть в глаза своим братьям-украинцам, которых они поносят, позорят и шельмуют вот уже на протяжении 15-ти лет. Стыдно и перед своими последователями, которых обманывают, и лишают настоящей литургийной жизни. Выйти самостоятельно из такого положения - это и значит покаяться. Следует вспомнить притчу Спасителя о блудном сыне (Лк.15,11-24), которую мы недавно слышали на богослужении в одно из подготовительных к Великому посту воскресений. Планировал ли тот сын, находясь в «дальней стороне», проводить встречи и консультации с отцом для решения проблемных вопросов развития своего дальнейшего бытия? Или, может, искал взаимоприемлемых путей урегулирования конфликта? Нет. Такого мы в Священном Писании не встречаем. А для Украинской Православной Церкви Евангелие с его истинами не стало архаическим.

На сегодня ведутся богословские собеседования с представителями Украинской Автокефальной Православной Церкви. Восстановление такого диалога было инициировано руководством УАПЦ. Исходя из подтвержденных временем толерантных отношений по отношению к УПЦ и ее верующим, диалог был восстановлен, и мы надеемся, с Божьей помощью он будет результативным.

Украинская Православная Церковь на сегодня является в Украине самодостаточной Церковью. Она сохранила и имеет в полной мере и неповрежденными все дары и качества Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как о том говорит Символ веры. Она может обойтись без тех, кто Ее неразумно покинул. Тем не менее, она, как любящая Мать, скорбит о своих детях, которые остаются вне Ее благодатной ограды без спасительных Таинств Тела и Крови Христовых, которые, по словам нашего Господа, единственные делают человека наследником вечной жизни.

На Вашу инициативу «встреч и консультаций» отвечаем, что еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что со своей стороны УАПЦ и УПЦ КП проявят добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, и признал возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях[1]:

1. Прекращение насилия со стороны приверженцев Украинской Православной Церкви Киевского патриархата по отношению к Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) - поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре необходимые для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и поныне.

Будущее Украинского Православия зависит не только от позиции епископата УПЦ, но и от осознания трагичности своего положения теми, кто сегодня находится вне спасительной ограды Матери Церкви. Если такое осознание придет, то проблемы будут решены, о чем мы ежедневно молимся и просим Бога.

Желаем Вам, глубокоуважаемый Виктор Андреевич, крепкого здоровья и помощи Божьей в Вашем служении Украинскому государству и украинскому народу.

По поручению Архиерейского Собора УПЦ с глубоким уважением к Вам

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, управляющий делами УПЦ Митрофан

 



[1] Журнал №13 заседания Священного Синода УПЦ от 8 декабря 1992 р.// Архив канцелярии Киевской Митрополии.



 


   
orthodox.org.ua

Украинская Православная Церковь



Обратная связь: presschurch@gmail.com