УКР РУС ENG 
   

Свято-Николаевский Непоротовский мужской монастырь "Галиц"



Местность

Маленькое село Галица протянулось на полтора км с юга на север, по дну впадины между возвышенностями1 известняковой породы2. От северного конца села начинается устье впадины, выходящее, почти под прямым углом, на южный берег Днестровского водохранилища3. В крутом мысу, образуемом восточным склоном впадины и долиной Днестра, на высоте около 120 м над уровнем водохранилища расположено скопление скальных помещений: естественных, искусственных и смешанного происхождения. Это и есть Свято-Николаевская обитель4.
 
История

В глубокой древности, под воздействием природных стихий, в здешней известняковой породе образовалось множество гротов5. В одном из них примерно за тысячелетие до Рождества Христова временно существовал языческий жертвенник (его следы найдены в 1999 г. братией обители и изучены археологами)6. А в эпоху, когда эти земли входили в состав Киевской Руси, и русичи уже приняли христианство, в гротах поселились иноки. По гипотезе исследователя Б. Тимощука (1955), монастырь возник в середине XII в. и находился на окраине большого древнерусского поселения, которое простиралось, начав отсюда, более чем на 1 км в восточном направлении. Обживая новую обитель, иноки подвергали гроты архитектурной отделке и дополняли пещерный комплекс искусственными скальными помещениями. Теперь здесь насчитывается более 20 естественных, искусственных и смешанных по происхождению пустот. Со временем древнерусское поселение опустело7. Его эстафету приняло село Непоротово8, лежащее в 2 км северо-западнее монастыря9 и документально известное с 1447 г.10 Как хутор Непоротова возникло, в свою очередь, с. Галица юго-западнее обители. Д. Щеглов в своей статье «Об упраздненных монастырях Бессарабии» («Кишиневские епархиальные ведомости», 1898), сообщает, что в конце XVIII в. обитель разорили турки, и она опустела, в 1801 г. ее возродили, но жизнь здесь наладить не удалось, и монастырь вскоре закрылся. В Консистории Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви хранится рукописный перевод «Краткой истории Скита Галица» с румынского оригинала, еще не найденного (судя по тексту, составленного в 1930-х гг.). В этой рукописи приводится предание, что в ночь на 9 мая 1820 г. трое плывших Днестром рыбаков увидели в небе над обителью огненный крест. Утром они поведали о знамении священнику Непоротово. В тот день был церковный праздник в честь перенесения мощей свт. Николая Мирликийского в Бари. В сельском храме собрались люди, и пастырь пересказал им все. После этого в пещерную церковь, некогда освященную в честь св. вмч. Георгия Победоносца, совершили крестный ход, ставший затем ежегодной традицией11. В 1889 г. пещеры посетил ученый владыка Димитрий (Самбикин)12, епископ Балтский, викарий соседней Подольской епархии, впоследствии архиепископ Казанский (†1908)13. По данным исследователя Б. Ридуша, в 1904-1905 гг. помещения обители обновили, планируя возродить ее, но заселение иноков не состоялось. Лишь в 1930-х гг. монастырь был еще раз обновлен и открыт на средства румынского королевского дома. В 1940 г. обитель закрылась в связи с включением Северной Буковины в состав Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны монастырь опять возродился, но в 1948 г. опустел. В 1950-х гг. произошел обвал скальной породы, повредивший сооружения обители14. В 1999 г. иноки Свято-Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря решили возродить обитель в Галице, на что получили благословение правящего архиерея Черновицкой епархии. 28 декабря 1999 г. это начинание одобрил Священный Синод Украинской Православной Церкви. В 2003 г. монастырь имел два пещерных храма, старинный свт. Николая (бывший св. вмч. Георгия) и новый прп. Антония Великого (2003), ряд приспособленных под кельи и трапезную пещер, небольшой корпус15.

 
Ближайшие достопримечательности
 
Валы древнерусского поселения, простиравшегося от территории нынешнего с. Галица более чем на 1 км в восточном направлении16.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Черновицкая область. Топографическая карта 1:200.000. 1992.
2 Рідуш Б. Непоротівський (Галицький) печерний монастир: стан та перспективи дослідження // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології (Збірник наукових статей). Том 1. Чернівці, 2000, с. 114.
3 Черновицкая область. Топографическая карта.
4 Б. Рідуш. Указ. соч., 109, 111, 113-116.
5 Там же, с. 113-114.
6 Возраст жертвенника определен по обломкам керамики из жертвенной ямы: они относятся к т. н. чернолесской культуре (Рідуш Б. Указ. соч, с. 119, 124), датируемой XI-VIII вв. до Рождества Христова (Словник-довідник з археології. Київ, 1996, с. 302).
7 Рідуш Б. Указ. соч., с. 113-116, 120.
8 Там же, с. 112.
9 Черновицкая область. Топографическая карта.
10 Історія міст і сіл Української РСР в 26 тт. Чернівецька область. Київ, 1969, с. 544.
11 Рідуш Б. Указ. соч., с. 108-112. Отчет Черновицкой епархии 2003 г. приводит несколько иные данные: «По мнению археологов, основан в середине XII века монахами, поселившимися в пещерах. Документально известно, что монастырь существовал до 1800 года. В начале XIX века турки его полностью разрушили. Неоднократно обитель приходила в упадок и снова возрождалась. Когда монахи покидали монастырь, храм превращался в приходской» (Черновицкая епархия. Годовой отчет за 2003 год, с. 186 // Архив канцелярии Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви).
12 Рідуш Б. Указ. соч., с. 112.
13 История Русской Церкви, кн. 8, ч. 1. Москва, 1996, с. 737.
14 Рідуш Б. Указ. соч., с. 112. В свою очередь, отчет Черновицкой епархии 2003 г. гласит (сразу после слов, цитировавшихся выше): «В начале 50-х годов был приписан к Свято-Иоанно-Богословскому Крещатицкому монастырю, но с 1957 года был закрыт властями и покинут» (Черновицкая епархия. Годовой отчет за 2003 год, с. 186).
15 Черновицкая епархия. Годовой отчет за 2003 год, с. 186.
16 Сохранилось два вала, внешний и внутренний. Предполагают, что первый из них мог быть создан еще во времена чернолесской культуры (Рідуш Б. Указ. соч., с. 120).










Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com