Веб-конференція | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Веб-конференція



Шановні читачі!

Пропонуємо вашій увазі продовження Веб-конференції священика Віктора Яценка:

Николай, 27 лет, Житомир:
Отец Виктор, скажите, как должно быть или, по крайней мере, лучше: пастырское служение в местах лишения свободы должны совершать женатые священники или монахи?

Священник Виктор Яценко: Уважаемый Николай! По моему убеждению, нет особенного различия в том, представитель какого духовенства совершает пастырское служение в местах лишения свободы – белого или черного. Тюремный священник - это особенное призвание, и практика показывает, что некоторые пастыри не могут долгое время регулярно посещать места лишения свободы, потому что там необходима жертвенная любовь, нужны навыки и знания специфики учреждений. Места исполнения наказаний необходимо окормлять не только духовно, но и материально – искать средства, вещи, покупать продукты, лекарства, а для этого необходимо уметь работать с благотворителями или, говоря современным языком, со спонсорами.

Не каждый священнослужитель может взять на себя ответственность за души людей, которые погрязли в грехах и пороках. Для этого нужно, как говорилось выше – призвание, сострадательная любовь, вера в исправление преступника, уступчивость и снисходительность, искренность, сердечность, доброжелательность, житейский опыт. Кроме того, священнослужителям необходима специальная подготовка, а также расширенная организационная и методическая помощь. Многие осужденные испытали падение и разочарование в себе и в глазах окружающих. Они часто подавлены грузом вины, горечи, стыда, гнева и озлобления. Все вместе, это закрывает путь надежде на лучшее будущее. Священнослужителям, которые работают с осужденными, очень полезно знать мотивы, которые подтолкнули их к совершению преступления, их черты характера, для того, чтобы изучить их мировоззрение и возродить духовность и нравственность.

Если говорить о женских колониях, то когда впервые пастырь приходит к заключенным женщинам, они воспринимают его не как проповедника, а в первую очередь, как мужчину. Начинают кокетничать, шутить, задавать вопросы личного характера: женаты ли Вы? сколько у Вас детей? сколько Вам лет? Женщины свою стеснительность пытаются спрятать за игривостью. В ходе дальнейших посещений и спокойных, взвешенных ответов священнослужителя подобные вопросы уже не возникают у заключенных.

Среди заключенных женщин, я считаю, пастырскую деятельность вести лучше женатому священнику, а еще лучше, если он будет преклонного возраста, чтобы не стать предметом различных слухов и соблазнительных разговоров. Пастырю для работы в женских тюрьмах необходима помощница, ей может быть его матушка, либо монахиня или благочестивая мирянка.

В заключение добавлю, что для всех духовных школ очень важно иметь в своих программах для будущих пастырей обучение хотя бы азам тюремного служения. Сегодня в Киевских духовных школах пока еще нет такого начального курса, не говоря уже о полном спецкурсе пастырского окормления и миссионерства в местах лишения свободы. В настоящее время, полагаю, будущий священник должен в период обучения получить определенные навыки своего будущего служения, в том числе и тюремного. Сейчас, в канцелярии ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония находится мое письмо с просьбой рассмотреть возможность введения такого курса.

Надежда, 32 года, Харьков: Вот у каждой категории людей есть своя святыня. У пожарников — это икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», у военных — святой великомученик Георгий Победоносец, у врачей — святой великомученик и целитель Пантелеимон и так далее. Скажите, есть ли у заключенных что-то вроде этого? Может быть, какой-то человек ранее сидел в тюрьме, а потом исправился и благодаря своей подвижнической жизни был прославлен в лике святых?

Священник Виктор Яценко: Уважаемая Надежда! В литургической жизни Церкви, в ее богослужении, отражена молитвенная забота о духовном спасении находящихся в темницах, лишенных свободы людей. Литургическое поминовение узников означает, что они члены Тела Христова. Церковная история сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении. В местах заключения рождались высокие образцы молитвы. Так, читаемая во время великого повечерия, молитва царя Манассии, была произнесена им, когда он находился в узах в Вавилоне (2 Пар. 33,11). Преподобный Максим Грек, пребывая в заточении в Иосифо-Волоколамском монастыре, написал углем на стенах кельи канон Святому Духу Утешителю. Служба всем святым, в земле русской просиявшим, совершаемая в первое воскресенье Петрова поста была восполнена многими умилительными песнопениями, написанными святителем Афанасием (Сахаровым) и его сокамерниками в Таганской тюрьме.

Подходя к Святой Чаше во время Причащения, мы молимся: “Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, яко разбойника” (молитва Василия Великого, 1-я). То есть мы не смеем приступить к Причастию Святых Тела и Крови Христовых, ведущих в жизнь вечную, если не уподобляем себя покаявшемуся благоразумному разбойнику: “Но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”.

Нередко случается, что подвергаются узам и попадают в тюрьмы люди, совершенно невинные, по какому-либо ложному обвинению или недоразумению, даже такие, которых, по слову апостола Павла, не был достоин весь мир (Евр. 11, 36, 38). В темнице был праведный Иосиф, по ложному обвинению, возведенному на него женой египетского царедворца Пентефрия (Быт. 39,20). В темнице был пророк Иеремия за смелое возвещение судов и угрожающих казней Божиих развращенному народу иудейскому (Иер. 30, 2). В темнице был святой Иоанн Креститель за обличение Ирода в незаконном сожитии с Иродиадою, женою брата своего (Мф. 24,3). В темнице были апостол Петр (Деян. 16, 23, 24) и другие святые апостолы (Деян. 5, 18).

Особым покровителем и молитвенником за узников является святитель Николай Мирликийский Чудотворец. Святитель сам перенес узы во время гонения на Церковь Христову при императоре Диоклетиане (281 - 305гг.). “Святитель Николай был заключен за исповедание веры в темницу ... неустанно укреплял в своих соузниках веру, питал их словом Божиим и утверждал во исповедании Христовом”. Пример помощи святых заключенным видим в Акафисте святителю Николаю чудотворцу, который “избавление нося воеводам, неправедную смерть прияти имущим... явлься во сне цареве, устрашил еси его, сих же неврежденных отпустити повелел еси” (икос 6), поэтому мы и обращаемся к Мирликийскому Чудотворцу со словами: “Радуйся, от уз и пленения свобождаяй” (икос 10).

Прославилась своим служением узникам великомученица Анастасия Римлянина (304 год), за что Церковь именует ее Узорешительницей. В темницах Рима в то время находилось много христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников. Она, “сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения ... обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них... Умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, отирала кровь... обвязывала их раны”. После смерти мужа она стала странствовать, чтобы везде, где только можно служить христианам, заключенным в темницах. “Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, не только христиан, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей”. В ее житии отмечается, что в том только и были ее веселие и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова.

Орест Васильович, 44 роки, Львів:
Отче, деякі Синодальні відділи приймають концепції своєї діяльності, як наприклад Відділ соціального служіння УПЦ. Чи робите щось Ви у цьому напрямку? І що саме?

Священик Віктор Яценко: Шановний Оресте Васильовичу! Так, планується розробка концепції діяльності Синодального відділу у справах пастирської опіки пенітенціарної системи – концепція духовно-пастирської роботи в установах кримінально-виконавчої системи, але конкретних кроків у цьому напрямку ще не робилося. На сьогодні розроблено правила для тюремного духовенства. Також нагальним є створення положення про тюремних священиків.

Валентина, Закарпаття: Отець Віктор, говорять, що соціальна діяльність здатна об’єднати представників різних конфесій навколо однієї мети. Ми можете Ви погодитися з цим стосовно служіння у в’язницях?

Священик Віктор Яценко: Шановна Валентино! Дійсно благодійна допомога засудженим здатна консолідувати зусилля християнських конфесій в цій площині. В Україні в 2001 році на прохання Держдепартаменту з питань виконання покарань було створено Українську міжконфесійну християнську місію «Духовна та благодійна опіка в місцях позбавлення волі», засновниками якої стали 12 конфесій. Між Держдепартаментом з питань виконання покарань та Українською міжконфесійною християнською місією „Духовна та благодійна опіка в місцях позбавлення волі” в 2007 році було укладено протокол намірів про співпрацю. На засіданнях цієї місії вирішуються різноманітні питання, в тому числі і проблемні питання роботи в установах виконання покарань. Існування цієї міжконфесійної християнської місії є цікавим прикладом злагодженої і конструктивної спільної роботи в місцях позбавлення волі. Не маючи точок дотику у богослужбовій і молитовній діяльності, представники місії плідно взаємодіють у соціальній і благодійній роботі. Це - спільне проведення виставок тюремної творчості, участь у засіданнях Громадської ради при Держдепартаменті, участь у семінарах по знайомству з кримінально-виконавчим кодексом та структурою пенітенціарної системи. Нещодавно виникло питання покращення умов спортмайданчиків і забезпечення футбольним знаряддям колоній під егідою місії у контексті підготовки до проведення чемпіонату Євро 2012 в Україні.

Олег, 24 года, Запорожье: Насколько целесообразно, по-вашему, привозить почитаемые православные святыни в тюремные храмы?


Священник Виктор Яценко: Здравствуйте, Олег! Спасибо за очень актуальный вопрос. Привоз чтимых православных святынь в места лишения свободы является событием в жизни колоний, имеющим огромный миссионерский эффект. Ожидание и сам приезд святыни очень воодушевляет тюремную общину и укрепляет веру.

В церковном понимании наказание преступника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении общества от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников. Прикосновение к святыне любого человека, даже со слабой верой, может согреть его душу благодатным посещением, пролить духовный елей на раны души.

Однажды, поднимался вопрос на сборах тюремного духовенства нашей Церкви, чтобы на епархиальном уровне организовать посещение колоний с местночтимыми святынями. Думаю, мы к этому вопросу вернемся в ближайшее время.

Юлия, Киев: Часто заключенные пишут письма в православные издания. В ходе переписки во многих из них открываются прекрасные качества и положительные черты. Доводилось ли Вам сталкиваться с такими случаями, когда, выходя на свободу, эти люди оказывались другими и начинали вести совершенно противоположный образ жизни?


Священник Виктор Яценко: Уважаемая Юлия! К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Поясняются они довольно просто. Годы, проведенные в изоляции, серьезно влия¬ют на человека. Условия содержания, не¬справедливое обращение, чрезмерная жесткость, переживания, чье-то влияние, зависимость от кого-либо и чего-либо, череда неприятностей, просто черно-белая полоса жизни - смесь подобных факторов может быть нескончаемой. Меняется характер, меняются привычки, появляются новые и исчезают старые желания. За высокой колючей проволокой непросто предвидеть ту жизнь, которая когда-нибудь должна сменить, казалось бы, уже привычный и во многом размеренный образ пребывания в колонии.

И вот, наконец, долгожданный выход на свободу. Социальные проблемы общества, репутация бывшего «зэка», подорванное здоровье, отсутствие востребованной профессиональной квалификации, острая материальная нужда и масса других сложностей вырастают перед бывшим заключенным, оказавшимся на воле. Для человека, если он не родственник министра или не граф Монте-Кристо, не имеющего сторонней поддержки и к тому же верующего, ситуация усугубля¬ется его желанием во что бы то ни стало решить свои проблемы честным путем. Однако некоторые осужденные после освобождения воспринимают свободу как открывшуюся вновь возможность удовлетворения всех своих страстей, не уничтоженных с Божьей помощью, а «спавших до времени». Страстей, которые было невозможно реализовать в тюрьме.

Если, человек в заключении пришел к Богу, он понимает, что на¬ряду со всевозможными искушениями, жизнь на воле одновременно дарует нам возможность дальнейшего духовного роста. Этому, в свою оче¬редь, способствуют посещения полюбившегося храма, личное духовное окормление, тесное об¬щение с духовником, частая исповедь, укрепля¬ющее Таинство Причастия, паломнические поездки по святым местам.

Что же нужно делать, вступив на стезю покаяния, на путь обретения сво¬боды? В первую очередь, необходимо научиться распозна¬вать волю Божью, с верою принимать ее и уже свою волю со смирением и терпением подчинять Божиему Промыслу. Отсутствие двух последних качеств - это общая «болезнь» практически всех людей, попавших за решетку, а зачастую - и основная причина заключения. Кроме того, осужденные, находясь в заключении, вынуждены тер¬петь и смиряться годами. Именно вынуждены, в силу множества не зави¬сящих от них причин: требования режима, страха более серьезного и длительного наказания и т.д. С духовной точки зрения, это смирение является ложным. После многолетнего морального прес¬синга (будем считать, что у неверующих он не на¬ходит выхода) после выхода на свободу происхо¬дит «выброс» накопившейся отрицательной энер¬гии и эмоций. Пружина разжимается. Этим объясняется та перемена в людях, о которой, Вы, Юлия, спрашиваете.

Виктор Константинович, 45 лет, Белая Церковь: Отче, может ли тюремный священник, а тем более, руководитель Синодального отдела, вмешаться в ситуацию, когда охрана систематически избивает заключенных?

Священник Виктор Яценко: Уважаемый Виктор Константинович! В подобном случае тюремный священник может вмешаться в такую ситуацию, и с помощью пастырских методов защитить заключенных, которые подвергаются избиениям, как со стороны представителей администрации, так и со стороны других осужденных. Но подходить к этому нужно внимательно, чтобы не быть втянутым в противостояние между тюремной администрацией и осужденными, которое имеет место в каждой колонии. Иначе может пострадать само дело Евангельской проповеди и пастырской работы.

Мирослав, 24 года, Сумы: Как Вы думаете, имеет ли смысл снимать фильмы о жизни заключенных? Если да, то, какие именно? Могут ли они, по-вашему, помочь современному обществу не стать на путь неправды?


Священник Виктор Яценко: Приветствую Вас, Мирослав! Очень актуальный вопрос. Да, конечно, фильмы о жизни заключенных снимать надо. Это полезно для общества, которое старается изолировать заключенных и не вспоминать о них. Существует конкурс фильмов о жизни заключенных, правда не в нашей стране. Несколько лет назад я предлагал двум телеканалам сценарии фильма о жизни тюремной православной общины, но получил отказ, со ссылкой на то, что жертвы преступлений, которые могут увидеть этот фильм будут против показа жизни осужденных, это может вызвать у них тяжелые воспоминания. В любом случае, здесь скрывается большой превентивный эффект – просмотр таких фильмов развенчает многие мифы для молодежи и заставит задуматься о путях своей жизни.

Священник Сергий, 27 лет, Крым: Какие у Вас есть предложения относительно того, как поддерживать и стимулировать талантливых заключенных?


Священник Виктор Яценко: Уважаемый отец Сергий! С помощью Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний проходят тематические выставки художественных работ заключенных. Наши представители участвуют в конкурсах самодеятельности и вручают призы в воспитательных колониях «Червона калина». Как правило, они происходят в рождественский и пасхальный период. Есть идея организовать конкурс тюремной поэзии.

Игумен Арсений, Московская область: С какими Синодальными отделами УПЦ Вы планируете сотрудничать в плане помощи заключенным? Можно, например, с Социальным или Медицинским…


Священник Виктор Яценко:
Уважаемый отец Арсений! Уже несколько лет есть хороший опыт взаимодействия с Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению в вопросах противодействию распространения эпидемии ВИЧ/СПИДА в местах лишения свободы, надеюсь и на дальнейшее продолжение сотрудничества с этим отделом. Также, не так давно, у нас была устная договоренность с руководителем Синодального отдела «Церковь и медицина» протоиереем Геннадием Батенко о рассмотрении совместного проекта оказания квалифицированной стоматологической помощи осужденным. Это на сегодня очень актуально. Передвижное стоматологическое оборудование планируется периодически перемещать по тюрьмам с привлечением стоматологов-волонтеров. Ранее была получена возможность использовать стоматологическое оборудование, но остро встал вопрос поиска стоматологов-волонтеров. Большинство тех, к кому я обращался, рассматривали свое участие в этой программе как высокооплачиваемый коммерческий проект, - это, естественно, было трудно осуществимо.

Елена, Чернигов: Работаете ли Вы с теми, кто только что вышел из тюрьмы? Известно, что за такими людьми очень пристальное «внимание» и им очень легко «попасть» за решетку….

Священник Виктор Яценко: Уважаемая Елена! Правда, многие осужденные с опасением относятся к скорому выходу на свободу. Не все готовы к полноценному возвращению в общество – ресоциализации. Перед ос¬вобождением все должны пройти краткий курс по адаптации с участием специалистов колонии - юристов, пси¬хологов и социальных работников.

Если осужденный был членом православной общины и твердо стал на путь исправления, то он сам будет искать духовной поддержки у Церкви после выхода на свободу. Многие переписываются с теми тюремными священниками, у которых они окормлялись и пастырь помогает им советом и наставлениями. Специальной программы по работе с освободившимися из мест заключения у нас нет, все-таки Синодальный отдел – не социальная организация, благотворительными программами и трудоустройством не занимаемся.
 









Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква