УКР РУС ENG 
   

История ставропигиального монастыря преподобного Паисия Величковского



Перед тем как начать рассказ о возникновении Ставропигиальной обители преподобного Паисия Величковского, необходимо рассказать о местности, где он расположен, богатой истории и значимости этого места в истории не только Севастополя, как колыбели Киевской Руси, но и в истории Вселенского Православия.

Алсу — древнее поселение юго-западного Крыма, основанное, видимо, как и окрестные села, примерно в середине IV века [1], или, по мнению некоторых историков, гораздо раньше (IV-III век до н. э) [2], потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением [3]. Примерно с XII века Алсу, как и все окрестные поселения, входило в состав христианского княжества Феодоро [4]. После падения в 1475 году Мангупа деревня, вместе со всеми землями княжества, вошла в состав Мангупского кадылыка Кефинского эялета Османской империи. Как следует из «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова 1778 года, из Ялсы выехало 289 крымских греков [5] (по ведомости митрополита Игнатия из Алсу выведено 45 семей [6]). Официально в состав Крымского ханства деревня входила около девяти лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году. После присоединения Крыма к России [7] деревня опустела вследствие эмиграции крымских татар в Турцию [8], потому в Камеральном Описании Крыма 1784 года она не значится. Впервые упоминается Алсу (Кальсу в основном варианте) в губернаторских документах от 3 октября 1796 года по случаю выделения земли Греческого батальона офицерам и обер-офицерам за недостатком земли в Балаклаве [9].

По российскому административному делению, от 8 февраля 1784 года, Алсу находилось на территории Чоргунской волости Симферопольского уезда Таврической губернии, но в Ведомости о всех селениях, в Симферопольском уезде состоящих… 1805 года деревня еще не значится (видимо, постоянного населения еще не было) [10] (нет ее и на на военно-топографической карте 1817 года [11].

После административной реформы 1829 года земли Алсу отнесли к Байдарской волости [12], а в 1838 году, после образования Ялтинского уезда [13] и переформирования волостей — к Байдарской волости Ялтинского уезда. Тогда же Алсу впервые обозначают на карте 1842 года как деревню с 20 дворами [14]. Согласно «Списку населенных мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», по результатам VIII-й ревизии 1864 года в казенном селе Алсуй (Алсу) в 9 дворах числилось 50 жителей-греков (9 дворов и на карте 1865 года, только на ней деревня записана как Олсуй [15])

Видимо, после учреждения в 1873 году Севастопольского градоначальства, Алсу, вместе с другими окрестностями Балаклавы, перешло в его состав, что зафиксировано в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» и там же записано, что по результатам Х-й ревизии 1887 года в Алсу в 22 дворах проживало 112 человек [16] (на карте 1890 года — 26 дворов с русско-греческим населением [17]). В градоначальстве деревня состояла до советской реформы административного деления в 1921 году [18].

В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года Алсу отнесено к Балаклавскому округу, в разделе Ялтинский уезд [19].

С 1923 года [7], как отмечено в результатах Всесоюзной переписи 1926 года, Алсу отнесен к Камарскому сельсовету Севастопольского района [20] (с 1931 года — Балаклавского [7]). 27 июня 1944 года, постановлением ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию [21], а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года Алсу Балаклавского района переименовано в Морозовку [22].

Официально расселено до 1968 года [23], но реально существуют несколько жилых домов (на 1998 год население — 30 человек [24]).

В 17-ти километрах от Севастополя по Ялтинской трассе, возле детского лагеря «Алсу-2» у большого креста, есть старая щебенчатая дорога. Воспользовавшись ею, попадаем в маленькое село Морозовку (бывшее Алсу), которое раскинулось но склону, являясь ярким примером свободной планировки. Село почти полностью сохранилось в первозданном виде: прихотливо разбросанные дома, извилистые улочки, широко разбежавшиеся заборы. Дома небольшие, крытые желобчатой черепицей, во дворах — старые, искривленные временем и непогодой деревья.

В центре села — нечто вроде площади и старый фонтан. У жителей Севера это слово ассоциируется с бассейном, из водной глади которого среди статуй вздымаются струи воды. Но таких нет, вернее, почти нет в засушливом Крыму, где каждая капля — на счету. Здесь фонтаном называется любой более или менее скромно оформленный источник. Таков и фонтан в Морозовке: каменная невысокая стенка с пологим фронтоном и стрельчатой нишей, из трех труб изливается в каменное корыто вода. Приезжая в Морозовку, «Алсу» окинем взглядом окрестности на въезде: дорога идет вниз, открывается долина.

Есть в Морозовке святое место, особо почитаемое, — обитель в честь святого старца Паисия Величковского, где хранится частица его честных мощей. В обители стоит часовня в честь святителя Нектария митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца, целителя раковых заболеваний. В монастырском храме хранятся великие святыни: более 700 частиц мощей угодников Божиих.

История монастыря началась в год 2000-летия от Рождества Христова, в сам день праздника. Во время богослужения настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и наместник возрождающейся в стенах сей обители монашеской общины — иеромонах Паисий (Дмоховский) были ограблены. Злодеи унесли из кельи все ценное — иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи и облачения. К наместнику подошла прихожанка храма, и сказала: «Не печальтесь, батюшка, вот наша семья дарит Вам землю для исполнения Вашей мечты о монастыре. И, действительно, земля была для этого прекрасная, а первое богослужение там было совершено иеромонахом Паисием на Крещение Господне — освятили воду в источнике на монастырской земле А во время пеших разведывательных экспедиций, совершаемых братией по склонам Монашеской Балки были обнаружены пещеры древних подвижников и фундаменты с кладбищем целого женского монастыря, увы с разграбленными и оскверненными черными археологами могилами монахинь. Останки этих неизвестных подвижниц были благоговейно собраны братией и захоронены на территории монастыря под большим деревянным крестом. Иеромонах Паисий (ныне схиархимандрит Лазарь), воспитанный и постриженный в иночество знаменитым старцем схиархимандритом Макарием (Болотовым) у него и взял благословение на основание обители и получил в благословение Казанскую икону Божьей Матери. Образ благоговейно хранится братией на иконостасе храма во имя преподобного Паисия Величковского. На 40-й день после кончины любимого старца иеромонах Паисий возглавил богослужение и привез с могилки старца песок, вскоре рассыпанный по будущей границе монастыря. Только в 2011 году Севастопольский горсовет утвердил эту границу. Подаренный участок был крошечным, а сейчас, через 11 лет, это уже значительная область, освящаемая молитвой братии.

В 2010 году монастырь, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, получил статус ставропигиального. Таким образом, начинавшийся когда-то, как скит Херсонесской монашеской общины — места крещения равноапостольного Владимира, монастырь сейчас развивается, как одна из обителей, настоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Владимир. В обители несут свой монашеский подвиг семь человек братии, возглавляет монастырь наместник — архимандрит Гавриил (Анисимов).

У обители есть подворье Вознесения Господня в селе Гончарное Балаклавского района, где несут послушание трое человек братии.

Дорога по лесу, как и в жизни человека, часто серпантином извивается по склону, подъем сменяется кратковременным спуском, за которым опять следует подъем.

Вокруг по-прежнему лес, основную дорогу пересекают другие, теряющиеся в чаще. Но не следует сворачивать на них — это лишь просеки, которые размежевывают лес на делянки.

В наших местах очень любят проводить время жители и гости Севастополя. Гуляя по лесу, они приходят в обитель. Колокольня храма, как духовный маяк, притягивает к себе путника, порой сбившегося с пути, где каждый может найти для себя и кров, и утешение, и Божественную благодать.

------------------------------------

Примечания:

1. О. С. Иванова. Из раскопок могильника в балке Алмалык-Дере …
2. Райнер Шрег. К вопросу изучения освоения округи Мангупа…
3. А. Г. ГЕРЦЕН, Ю. М. МОГАРИЧЕВ. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСТОРИИ ТАВРИКИ…
4. Т. М. Фадеева, А. К. Шапошников. Княжество Феодоро и его князья. Симферополь, 2005 г. ISBN 966 648 061-1
5. Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах от 18 сентября 1778г
6. Поэтические традиции народной культуры греков-урумов с. Улаклы…
7. 1 2 3 Крым в 1784—1917 гг
8. Ляшенко В. И. К вопросу о переселении крымских мусульман в Турцию в конце XVIII — первой половине ХIХ веков
9. ИТУАК, т. 26, стр.27. Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарскаго землевладения
10. ИТУАК, т. 26, стр.85. Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарскаго землевладения
11. «Военная топографическая карта полуострова Крым … 1817-го года»
12. «Ведомость о казённых волостях Таврической губернии» от 31 августа 1829 г
13. История самоуправления Ялты
14. «Топографическая карта полуострова Крым, л. VII,.Съёмка полковн. Бетева и подолк. Оберга. 1842 г.»
15. Карта Таврической губ.,Фиолент — Кикинейз, 1865 г.
16. Памятная книга Таврической губернии 1889г
17. Крым 1890 г. Упа-Варнутка.
18. Прохоров В. В.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ ОКРУЖНОЙ МИЛИЦИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЭПа
19. Крым 1783—1998 гг., стр. 299
20. Крым 1783—1998 гг., стр. 338
21. Этнография Крыма. Греки. Депортация
22. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 г
23. Крымская обл. — 1968 г. стр.13
24. Байдарская долина-Чернореченский каньон.

 













Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com