|
Шановні читачі!
Пропонуємо вашій увазі відповіді Головного військового священика Київського гарнізону на ієрея Василія Стецяка на запитання читачів офіційного сайту УПЦ.
Владимир, Чернигов: Как Вы считаете, имеет ли право священник принимать участие в учениях, вместе с солдатами, в частности стрелять по мишеням?
Священник Василий Стецяк: Во внутренней жизни Православная Церковь руководствуется правилами или законами, которые именуются канонами. Так вот каноны Церкви ничего не говорят о том, имеет ли право священник брать в руки оружие.
83-е Апостольское правило говорит, что одновременно быть священником и воином невозможно. Дословно: «Епископ, пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священнического чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови».
Владислав, 40 лет, военнослужащий: Скажите, а чем в армии отличаются функции священника и заместителя командира части по воспитательной работе?
Священник Василий Стецяк: Уважаемый Владислав, в сакральном, духовном смысле ни психолог, ни заместитель командира части по воспитательной работе, не могут сравниться с тем служением, которое совершает священник своим предназначением. Священство – Богом учрежденная институция. Господь устроил так, что только священник имеет право совершать Божественную литургию, исповедовать, совершать другие Таинства, благодаря которым человек, как личность, воссоединяется с Живым Богом, обретает новую жизнь и избавляется от такого душевного недуга, как уныние. Все это хорошо известно людям верующим. А военнослужащих, которые верят в Бога, в нашей стране на нынешний день около 69%, и 90% из них — православные. Поэтому мы не имеем права лишать их возможности реализовать свои религиозные потребности.
Артем, 27 лет, Киев: Отец Василий, а зачем в армии священники, если в каждом воинском подразделении есть военные психологи?
Священник Василий Стецяк: Ваш вопрос, Артем, идентичен вопросу Владислава, на который я ответил выше.
Анжела, 29 лет, жена миротворца: Зачем священники едут в горячие точки?
Священник Василий Стецяк: Уважаемая Анжела, народная пословица говорит: «Кто на войне не бывал, тот Богу не молился». Верить в Бога, иметь с Ним личностные отношения — это потребность всякого человека. А когда жизнь человека, в данной ситуации воина, постоянно сопряжена с опасностью, потребность в богообщении резко возрастает. Многие до этого неверующие солдаты и офицеры начинают верить в Бога, искать Его, и именно здесь роль священника незаменима, как катехизатора, молитвенника и проводника Божественной благодати.
Во всех странах, кроме коммунистических Китая и Кореи, есть военные капеланы. Во французской армии есть даже православные священники, хотя православных военнослужащих в армии этого государства мало. То же самое в армиях США, Германии, Польши, любой другой страны.
Владимир, 25 лет, Донецк, выпускник Военного института: Отец Василий, можно ли добровольно проситься в горячую точку без согласия родителей.
Священник Василий Стецяк: Считаю, Владимир, что без согласия (благословения) родителей делать этого не стоит. В нашем боголюбивом народе укоренилась благочестивая и добрая традиция – перед началом важного события в своей жизни дети всегда испрашивают благословения у родителей. Наш современник, которого называли «старцем для старцев», муж благочестивый и рассудительный, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) никого не благословлял на принятия монашеского пострига или вступление в брак, если на то не было родительского согласия.
Эдуард, 22 года, Киев: Можно ли совместить срочную воинскую службу с получением духовного образования?
Священник Василий Стецяк: Дорогой Эдуард, думаю, на все свое время. Если человек чувствует в себе призвание на служение Богу, ему ничто не сможет помешать. Наоборот, армия поможет по-настоящему повзрослеть умом и возмужать. Эти качества впоследствии помогут будущему семинаристу, а если будет воля Божия, и пастырю.
Аслахан, мусульманин, 33 года: Может ли террористический акт иметь религиозное обоснование?
Священник Василий Стецяк: В Православии террористический акт осуждается, как тяжкое зло и нарушение заповеди «не убей». Наш Бог — это Бог неизменяемой любви, а мы, православные люди, стараемся жить по заветам нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который говорит: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Петр Иванович, 45 лет, психолог: Если военнослужащий на исповеди рассказал о преступлении, которое он совершил в части, может ли священник донести эту информацию до командования? И вообще, в каких случаях военный священник может нарушить тайну исповеди?
Священник Василий Стецяк: Уважаемый Петр Иванович, тайна исповеди остается тайной навсегда и не может быть раскрыта или озвучена ни при каких обстоятельствах.
Лидия, 32 года, аспирант Университета МВД, Харьков: Батюшка, благословите! Извините за прямоту. Служили ли Вы в армии и имеете ли опыт работы с людьми в пагонах?
Священник Василий Стецяк: Бог благословит. Спасибо, Лидия за вопрос. Скажу откровенно, до назначения на это послушание, опыта работы с людьми в пагонах у меня не было. Есть у меня пятнадцатилетняя практика пастырского служения и восьмилетняя практика преподавания богословских дисциплин в светском университете.
Кирило, 32 роки, Житомир: У чому полягають Ваші повноваження, як головного військового священика Київського гарнізону?
Священник Василій Стецяк: Православна Церква завжди особливу увагу приділяла місіонерській діяльності. Нинішній час не виняток. Ти більше, ми зустрічаємо розуміння необхідності цих процесів як в керівництва нашої країни в цілому так Збройних Сил зокрема. Розвиватись наша робота буде в трьох напрямках: 1. Душпастирська та катехізична робота з військовими підрозділами всіх напрямків. 2. Викладацька робота в військових навчальних закладах. 3. Опіка над військовими госпіталями. Організувати цю діяльність покладено на Головного військового священика Київського гарнізону.
Станіслав, 40 років, Львів, військовослужбовець: Панотче, як Ви вважаєте, хто повинен сплачувати зарплатню військовому духовенству, Міністерство оборони чи Українська Православна Церква?
Священник Василій Стецяк: На нинішній день, пане Станіславе, у всіх розвинутих країнах зарплатню військове духовенство отримує із державних бюджетів. В Україні це питання на стадії вирішення.
Олег, Харьков: Существует ли у Вашей Церкви возможность обеспечить сегодня юношам прохождение альтернативной службы или такое могут только протестантские течение?
Священник Василий Стецяк: Альтернативная служба предоставляется нашим государством тем религиозным течениям, доктрина которых запрещает защищать Родину с оружием в руках. Православная Церковь к таковым не относится. Защита Отечества – священная обязанность каждого православного воина.
Олег, 34 года, кадровый военный, Донецк: Видел много фото и видеоматериалов, когда строй солдат крестит или окропляет святой водой православный священник. В связи с этим у меня два вопроса:
1. Почему-то не видно представителей других конфессий. Можно ли сказать, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является монополистов в окормлении военнослужащих в Украине?
2. Если в строю, который православному священнику предстоит окропить или благословить, стоят мусульмане или католики, как решается межконфессиональная колиззия?
Священник Василий Стецяк: Уважаемый Олег. Выйдя из советского периода, мы очень много потеряли в религиозном смысле. Одна из главных потерь — отсутствие передачи духовного опыта от родителей детям. Поэтому, по моему глубокому убеждению, нам сегодня, как никогда, необходимо взаимопонимание и консолидация усилий Церкви, государства, армии для борьбы за нравственное состояние нашего народа и молодежи в первую очередь. Патриарх Кирилл по этому случаю сказал: «Для каждого верующего человека спасение — это обретение Царствия Божия в сердце, которое переходить в вечность. А что такое спасение души, если говорить о нем в социологических, земных категориях? В чем обнаруживается спасение человека, если посмотреть на это с светской точки зрения? В первую очередь, в формировании очень ясного, сильного нравственного начала, потому что без нравственной основы не может быть спасения. Личность формируется в системе нравственных координат, и если эти координаты высвечены сильно, мощно, то и человек формирует свою личность в этой системе». Именно такие нравственно-патриотические ценности мы пытаемся привить нашим воинам.
Относительно монополизации: на нынешний день Украинская Православная Церковь действительно является самой многочисленной конфессией в Украине.
Отвечая на Ваш второй вопрос, могу сказать следующее – перед совершением молебнов мы всегда обращаемся к воинам с назидательным словом и призываем к молитве тех людей, которые крещены и имеют осознанную веру в Бога. Никто не заставляет крестится, например, протестантов или католиков, согласно православному обряду. Поэтому я не вижу здесь никакой межконфессиональной коллизии. А по последним социологическим опросам более 90% воинов в Украине, которые верят в Бога, признали себя православными.
Александр, кадровый офицер, Киев: Отец Василий, кто из святых является покровителем ВС Украины? До некоторого времени я почему-то думал, что Александр Невский, но посмотрев публикации православных сайтов начал сомневаться в этом. 6 декабря – это совпадение? Целенаправленное действе? Промысел Божий?
Священник Василий Стецяк: Уважаемый Александр, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, покровителем ВС Украины является святой равноапостольный князь Владимир, Сухопутных войск – преподобный Илия Муромец Печерский, Воздушных Войск – пророк Илия, Военно-Морских Сил – святитель Николай. Милицейских подразделений – Архистратиг Божий Михаил.
Относительно 6 декабря, в этот день Верховная Рада Украины приняла важнейшие для военного строительства законы — "Об обороне Украины" и "О Вооруженных Силах Украины". В тот же день был утвержден текст Военной присяги, которую в зале Верховной Рады первым принял Министр обороны Украины генерал-полковник К. П. Морозов. Поэтому, именно 6 декабря является днем Вооруженных Сил Украины.
А то, что в этот день память благоверного князя Александра Невского, конечно же, не совпадение, а Промысел Божий, так как никаких случайностей в нашей жизни не бывает.
Анатолий, 40 лет, Киевская область: Какие меры на сегодня предпринимаются для того, чтобы начать восстанавливать храм на Зверинецком кладбище? Правда ли, что внутри расположена лаборатория, которая стратегически важна для нашей страны?
Священник Василий Стецяк: По словам секретаря Киевской Митрополии, благочинного города Киева протоиерея Виталия Косовского, это один из самых проблемных объектов по передаче Церкви на нынешний день в г. Киеве. Храм находится на территории Института проблем прочности Академии наук Украины. Завод считается режимным объектом еще с советских времен. Администрация этим пользуется и всячески оттягивает процесс передачи храма. Я недавно посетил это место. По всей окружности церковь обнесена кирпичными гаражами, разными хозяйственными помещениями. Осмотрев этот ужас, в голове появился образ мужественного воина-храма, который, несмотря на тяжкие ранения, все еще стоит и взывает о помощи. Поэтому, постараемся сделать все, чтобы и в этом храме зажглась лампада и вознеслась молитва к Богу.
Относительно лаборатории, может она действительно имеет стратегически важное значение для нашей страны, но, согласитесь, ее место не в храме. При желании можно найти более подходящее помещение для этой лаборатории.
Владимир Павлович, 56 лет, офицер запаса: Отец Василий, обладаете ли Вы информацией относительно того, сколько в Киеве военных храмов и военных священников?
Священник Василий Стецяк: На сегодняшний день, уважаемый Владимир Павлович, в Киеве насчитывается 18 военных храмов и часовен и 22 священника, которые духовно окормляют наше воинство.
Николай, 28 лет, Харьков: Отец Василий, хватает ли в Киеве священников (и вообще церковных кадров) для того, чтобы охватить все воинские части и учебные заведения Министерства обороны в столице?
Священник Василий Стецяк: Если сказать коротко — не хватает. В нашей стране пока не разработана законодательная база, благодаря которой можно было бы регулировать отношения армии и Церкви. Поэтому многие вопросы решаются на личностном уровне, непосредственно с командирами воинских частей, начальниками учебных заведений и офицерами разного уровня.
Неонилла, 46 лет, школьный учитель: Батюшка, благословите! С какими вопросами чаще всего обращаются военнослужащие к священнику?
Священник Василий Стецяк: Бог благословит. Спасибо, Неонилла, за вопрос. По духовному восприятию военнослужащих условно можно разделить на три группы: 1-я группа — люди верующие и воцерковленные. Вопросы у них более глубокие и конкретные. Например: как бороться с грехами; встречаются вопросы сугубо личного характера. 2-я группа — солдаты, которые начинают интересоваться жизнью Церкви. Их интересую более внешние вопросы, исторические, иногда бытовые. Например: сколько лет учатся в духовной семинарии, какие бывают праздники, зачем посещать богослужения и так далее. 3-я группа — те, которым вопросы религиозной жизни не интересны. (хочется добавить — пока не интересны.)
Священник Олег Яровой, Киев: Добрый день отец Василий! Благословите!
Рад Вас приветствовать на этом ответственном и непростом послушании. Вопрос следующий: Священник, окормляющий воинскую часть, первым делом, конечно же, занимается совершением богослужения и душепопечительством. Но уйти от вопросов «в лоб», что в армии обычное явление, не получиться. Собственно сам вопрос: как относиться к проводимой государственной политике (имеется в виду новой Украины), если она в корне противоречит мировоззрению, семейному и традиционному воспитанию бойцов? Затягивание страны в НАТО, «рисование» нового врага – России, возвеличивание националистов УПА – это при нынешнем Президенте пока все Слава Богу, но прошлое может вернуться. Как священнику отвечать на данные вопросы? Ответ типа – приказы не обсуждаются – не пройдет. Такие проблемные вопросы всегда были, при любом режиме и это составляет внутреннюю боль бойцов думающих (конечно же, не всех) и с этой болью они придут к пастырю.
Спаси Вас Господи за ответ!
Помощи Божией в Вашем служении!
Священник Василий Стецяк: Спасибо, отец Олег за вопрос. Церковь Христова — учреждение не земного происхождения. Первейшая и главнейшая задача Церкви вести — людей к Царствию Небесному. По православной богословской традиции государство, как таковое, для Церкви имеет относительное, а не абсолютное значение. Изучая историю Церкви, Вы, наверное, помните – Церковь существовала при любых формах правления и режимах, в этом одна из сторон универсальности Церкви. Природе Церкви соответствует отделение от государства, сохранение полной свободы от идеологических конструкций и политической принадлежности. Церковь не является государством или частью государства, Церковь – это сообщество верных чад Божиих, преданных только Христу, Его Евангельскому Откровению и грядущему Царству Божию. Поэтому, как говорит митрополит Антоний Сурожский, — священник должен вживаться в глубины Церкви, Ее традиции, богословие и духовную жизнь, и этим духом преображать мир. Согласитесь, такого подхода нам очень не хватает.