УКР РУС ENG 
   

Веб-конференція голови Синодального відділу «Місія Церква і медицина» протоієрея Геннадія Батенко



Шановні читачі!

Учасник наступної Веб-конференції — голова Синодального відділу «Місія Церква і медицина» протоієрей Геннадій Батенко.

Синодальний відділ «Місія Церква і медицина» був створений рішенням Священного Синоду УПЦ від 14 грудня 2007 року (Журнал засідання №116).

Місію засновано з метою відродження духовної традиції церковної медичної школи, збереження генофонду нації, реалізації широкого спектру програм Української Православної Церкви в галузі охорони здоров’я.

Головним напрямком діяльності Місії є розробка та втілення пріоритетних програм, спрямованих на вирішення проблем, пов’язаних із всебічним розвитком медичної галузі, допомогою та захистом прав людини з моменту зародження та протягом усього її земного життя. Велика увага приділяється практичному втіленню загальнодержавних, регіональних, місцевих і міжнародних програм медичного, наукового, духовного, культурного та фізичного розвитку суспільства.
 
Пропонуємо відповіді отця Геннадія на запитання читачів:

Сергей, Киев: Скажите, пожалуйста, официальную позицию Православной Церкви по вопросу вакцинации. Сейчас эта проблема актуальна. В обществе растет недоверие к вакцинации. В церквях и книжных лавках открыто продаются книги и фильмы, которые раздувают или приписывают вред вакцинации. И ничего не говорят о вреде инфекционных болезней, от которых эти вакцины.

Получается однобоко. И они написаны не в стиле доказательств, не в стиле, чтобы действительно узнать, вакцина полезна или вредна, а в стиле какой-то злобы с выдергиванием, тенденциозным подбором фактов. Написаны, на мой взгляд, непрофессионалами. Что в нашем обществе все, что угодно может сейчас продаваться, это понятно. Но что это продается в церквях - непонятно. Объясните, пожалуйста.


Протоиерей Геннадий Батенко:
Уважаемый Сергей, вакцина – и имуно профилактика это разделы медицинской науки, а это значит, что проведение грамотной и оправданной иммунопрофилактики не противоречит основам православного вероучения. В тоже время, неадекватной следует считать вакцинацию, которая проводится необдуманно, в формальном соответствии предписаниям вышестоящих органов, этапы которой выполняются врачами в противоречии со своей совестью, без научного обоснования, с нанесением вреда здоровью человека. Определение размера ущерба от такой вакцинации становимся невозможным, так как период ее негативного действия на организм может быть весьма продолжительным.

Недоверие и настороженное отношение к вакцинации связано с целым рядом причин: незнанием родителями и врачами собственных прав и обязанностей в отношении вакцинации детей, низким авторитетом врачей, проводящих вакцинацию, недостаточной информированностью родителей об особенностях современных вакцин. Многие вакцины созданы путем генной инженерии и отдаленные последствия введения таких вакцин пока неизвестны, коммерциализация медицины и другие причины.
Прививки детям должны проводиться с соблюдением ряда условий:

1. Для вакцинации должны использоваться высокоиммуногенные и ареактогенные препараты, которые дают полноценную защиту от инфекции с минимальным риском для здоровья;

2. При назначении прививок необходимо учитывать состояние физического здоровья ребенка или взрослого и готовность иммунной системы дать полноценный ответ;

3. Проинформировать родителя о возможных осложнениях при вакцинации и учесть родительскую волю при выборе вакцины или отказе от вакцинации вообще;

4. Перед вакцинацией детей и взрослых, если люди православные, необходимо получить благословение священника, Причастится и перекрестить вводимый препарат.

Александр, Киев:
Батюшка благословите! У меня несколько вопросов к Вам.
1.Расскажите, пожалуйста, немножко о ювенальной юстиции и об опасностях ее влияния на православную семью. Что самое страшное? Насколько она опасна для нашей страны на данном этапе?


Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Александр, ювенальная юстиция — это правосудие для несовершеннолетних. Ювенальная юстиция — дело не новое, она успешно существовало при СССР, при чем “детскими” делами занимались самые опытные судьи. В царской России “детский” суд был создан еще в 1910 году и рассматривался как “орган социального попечения о несовершеннолетних”. Современный вариант системы ювенальной юстиции, предлагаемой для принятия в Украине является отображением тех антихристианских тенденций, которые присущи всему “цивилизованному” мировому сообществу. В ее основе лежит отрицание заповедей Божьих или их подмена.

В Украине рассматривается модель ювенальной юстиции, которая принята в странах Евросоюза, в частности во Франции, где она превратилась в ведомство, имеющее безпрецедентно широкие права лишать без надлежащего на то основания граждан Франции прав на собственных детей. Детей при этом приучают “стучать” на своих родителей, предлагая широкий выбор телефонов доверия, сайтов и иной наглядной агитации, имея конечной целью разрушение семьи как последнего рубежа удерживающего мир от катастрофы. Поэтому подобная система ювенальной юстиции, предлагаемая в Украине, и финансируемая заинтересованными лицами, может стать системой узаконенного шантажа родителей через детей, источником политических интриг, провокаций и других деструктивных явлений.

2. Вопрос об эвтаназии поднимается в нашей стране или еще нет?


Протоиерей Геннадий Батенко:
Под словом «эвтаназия» подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания. То есть в ее прямом значении, эвтаназия — это умышленное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное "из жалости" для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается "нечеловеческой", "не достойной самого человека". С православной точки зрения эвтаназия — это грех убийства. На законодательном уровне сегодня ни в Уголовном Кодексе Украины, ни в комментариях к нему термина "эвтаназия" нет, но в медицинских кругах этот вопрос актуален в связи с развитием трансплантологии.

3. Проблема легальных наркотиков — насколько это актуально сейчас? Какие последствия возникнут после легализации легких наркотиков?


Протоиерей Геннадий Батенко: Легализация наркотиков — это преступление перед Богом и людьми. Легализация наркотиков приведет к уничтожению человечества. Наркомания — это вид пьянства, а Господь говорит, что пьяницы Царство Небесное не наследуют.
 
Виктория, Киев:
Скажите, пожалуйста, что Вас лично связывает с медициной (образование, родственники медики)?

Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемая Виктория, в 1989 году я закончил Киевское Медицинское училище № 2, в 1989 году пошел работать в отделение реанимации института хирургии им. Шалимова, а в 1990 году поступил в Киевский Медицинский институт, продолжал работать в реанимации и учиться. В 1996 году закончил Медицинский Университет и получил специальность «общая хирургия и ожоговая болезнь». До 1999 года работал врачом в ожоговом центре. С 1999 года священнослужитель больничного храма в “медгородке” города Киева.

Надежда, Винницкая епархия: Отец Геннадий, благословите! Где можно узнать адреса и контактные телефоны православных реабилитационных центров для алкоголиков? Какие из существующих центров имеют самый успешный и продолжительный опыт помощи страдающим от алкоголизма? Как оценивает Ваш отдел деятельность священника Александра из села Катюжанка Киевской области?

Протоиерей Геннадий Батенко:
Уважаемая Надежда, в городе Мелитополе есть единственный в Украине православный специализированный центр при монастыре Саввы Освященного по борьбе с алкоголизмом и наркоманией (настоятель архимандрит Борис (Масленников), тел. (06192) 6-73-77), который имеет самый успешный опыт помощи страждущим. Деятельность отца Александра из села Катюжанка сомнительна.
 
Николай, Борисполь: В последнее время начали продаваться книги в книжных православных лавках, отрицающие СПИД/ВИЧ инфекцию. Действительно, есть люди-отрицатели СПИДа. И эта позиция у них больше эмоциональная и психическая, потому что их аргументы не выдерживают никакой критики. И не были они, наверное, в центре СПИДа, и не видели, наверное, умирающих людей. Но почему они продаются в церковных лавках? Какая позиция Церкви по этому вопросу (я нигде не встречал)? Спасибо за ответ!

Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Николай, Церковь не ставит под сомнение существование СПИД/ВИЧ инфекции. Однако когда речь идет о таких заболеваниях как СПИД, сифилис, гонорея то затрагиваются вопросы нравственности. Врачи лечат болезнь, а не больного. Бороться чисто медицинскими средствами с этими заболеваниями безсмысленно. Это Божья кара за распущенность. Бороться со СПИДом и не давать возможности Церкви свидетельствовать таким больным об истинных причинах их болезни, уврачевывая покаянием грехи блуда, прелюбодеяния, безстыдства, распущенности, нечистоты, содомские грехи, — это равносильно тому, что носить воду в дырявом решете. Сегодня СПИД — завтра другая болезнь, посылаемая Богом за грехи человечества.

Виктор, Киевская область:
Сейчас, на мой взгляд, почти все знают, что аборт — это убийство. Но намного меньше людей знает, что противозачаточные средства (спирали, гормональные препараты) тоже убивают, т.е. действуют абортивно. И ими пользуются очень массово и потребление их растет. Можно узнать, что делается для популяризации этих знаний?

Мне кажется, что можно на официальном сайте создать раздел «Церковь и медицина» или ссылку на такой украинский сайт (может он уже есть?), периодически публиковать статьи, где показывался бы чей-то опыт, приводились проверенные и подтвержденные исследования, что это так (думаю, не все это знают и верят в это), описывался бы вред от их использования (но не выдуманный) и что бывает в жизни за убийство невинных малышей (ведь Бог долго терпит, но сильно бьет). Спасибо за ответ!


Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Виктор, да, действительно эти средства (спирали, гормональные препараты) являются абортивными, о чем православные люди, в том числе и священнослужители, не знают. Одним из главных направлений работы нашего Синодального отдела является просветительско-информационная работа. Сайт Синодального отдела «Миссия Церковь и медицина» сейчас находится в стадии разработки, все эти вопросы с появлением сайта будут освещаться.
 
Николай Иванович, Сумы: Скажите, пожалуйста, а с чем связано то, что архиепископ Лука (Коваленко) уже не возглавляет медицинский отдел Церкви?

Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Николай Иванович, председатель Синодального отдела «Миссия Церковь и медицина» архиепископ Конотопский и Глуховский Лука сам подал рапорт про освобождение его с должности Председателя Синодального отдела «Миссия Церковь и медицина», который и был принят Священным Синодом УПЦ 22 ноября 2008 года (журнал №130).

Антоніна, лікар: Отче, скажіть будь ласка, а спеціалісти Вашого Синодального відділу якось причетні до підтримання належного стану здоров’я Блаженнішого Митрополита Володимира? Скажіть будь ласка, хто саме його лікує, і від чого?


Протоієрей Геннадій Батенко: Шановна Антоніно, не причетні, а все інше — то лікарська таємниця хворого.

Інок Власій:
Отець Геннадій, а чи якось перетинається Ваша діяльність у Києві з діяльністю протоієрея Романа Барановського?

Протоієрей Геннадій Батенко: Шановний отче Власію, протоієрей Роман Барановський — благочинний лікарняних храмів міста Києва, а я настоятель лікарняного храму в “медмістечку”. Отець Роман сприяв відкриттю багатьох лікарняних храмів, за що йому велика подяка від мене особисто, тому що храм Архістратига Михаїла, настоятелем якого я є, теж відкрито за його допомоги.

Іще запитання:
Як Ви особисто ставитеся до екзорцизму? Що таке біснування? Поясність будь ласка з наукової медичної точки зору.

Протоієрей Геннадій Батенко: Я особисто вважаю, що екзорцизм — це явище більш притаманне католицькому світогляду. Істинним праведникам не потрібно було збирати людей на “вичитку”, тому що вони звільняли людину від нечистого духу по благодаті Святого Духа в будь якому місці в будь який час. З науково-медичної точки зору відповіді на це питання немає, тому що сучасна медицина базується на підґрунті атеїзму та матеріалізму. Вона не вірить в існування духів. Тому біснування буде розглядатися як одна з форм шизофренії. Біснування — це наявність в тілі людини нечистого духу, попущену Богом за смертні гріхи. Біснування — явище духовне, тому лікується воно духовними засобами — через Таїнства Покаяння, Святого Причастя та інші духовні святині.
 
Василь: Я звертаюся не по темі, але в мене таке питання. Мені 15 років і я хочу поступати в семінарію, але мої батьки категорично проти. Що мені робити?

Протоієрей Геннадій Батенко:
Шановний Василю, треба слухати батьків, бо ще немає волі Божої Вам до вступу в Семінарію.

Мирон: Благословіть! Як ставиться Православна Церква до донорської здачі крові священиків та одночасно переливання її мирянам? Дякую.


Протоієрей Геннадій Батенко: Шановний Мироне, ніяких заборон із боку Православної Церкви на здачу донорської крові не має, якщо це робить людина безкорисно заради життя інших людей.

Прихожанин УПЦ КП: Отче, скажіть будь-ласка, чи існують в УПЦ відділи, які займаються роботою з неповнолітніми, їхнім воцерковленням, організацією для них паломництв і т.п? Думаю, цим потрібно зайнятися, оскільки такі люди теж потребують духовної опіки і вияву Милосердя. Буду вдячний Вам за відповідь.

Протоієрей Геннадій Батенко:
В УПЦ працює Синодальний відділ у справах молоді, який займається роботою з неповнолітніми.

Іван, Київська єпархія: Яка у Вас освіта? Чи не здається Вам, що сучасний священик, особливо той, хто служить в місті, має бути всебічно освіченою людиною? Які у Вас гуманітарні інтереси? Чи стежите Ви за культурними подіями? Якими мовами володієте? Чи читаєте художню та наукову літературу англійською? В якій парафії несете пастирське служіння? Як ставитеся до парафіян та колег-священників?

Протоієрей Геннадій Батенко: Шановний Іване, освіта в мене вища медична, фах опікова хірургія, та духовна. В нашій Церкві майже всі священики, які служать у місті, всебічно освічені люди. Цікавлюся проблемами сучасної медицини, історією та літературою, як духовною так світською. Володію українською та російською мовами. Несу служіння в лікарняному храмі на “мед містечку” міста Києва. До парафіян та колег священників ставлюся доброзичливо та з любов’ю.
 
Миколай Петрович, Київ:
Скажіть будь ласка, як Церква ставиться до альтернативної думки про СНІД? У 2008 році, в Екатеринбурзьській епархії була конференція з цього приводу. Багато вчених з різних країн світу підкреслювали велику аферу зі СНІДом. Українська Православна Церква ніколи не говорила на цю болючу тему.

Протоієрей Геннадій Батенко: Шановний Михайле Петровичу, дивіться відповідь вище.

Владимир, Киевская епархия: 1/ Отец Геннадий, в веб-конференции с участием о. Виталия Косовского был задан вопрос о молитве за целителя-экстрасенса, который курирует строительство храма. Ответ был такой: «Молиться можно за любого крещеного человека, заблудшего, помня слова: «человеку не возможно, Богу все возможно». И Господь через строительство храма может направить его на праведный путь. А как же быть с тем, что во многих храмах, например в Киевском Свято-Покровском женском монастыре, висит целый список за кого нельзя молиться, так там и целители и экстрасенсы и много чего?

2/ На веб-конференции о. Виталия был так же поставлен вопрос об правомочности отпевания министра МВД Ю.Кравченко (по официальной версии самоубийство).

Отец Виталия сказал, что министр не мог совершить самоубийство, так как накануне этого трагического события он имел с министром беседу и тот сказал: «Они не дождутся от меня, чтобы я поступил как Кирпа». Но ведь и Георгия Кирпу тоже отпевали! Как согласуется это с тем, что за самоубийц в Покровском монастыре записок не берут, а церковная власть отпевает? Можно к Вам на приход нести эти записки?


Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Владимир, ответы протоиерея Виталия Косовского не требуют моих комментариев.

Елена, Киев: Отец Геннадий, не кажется ли Вам, что отдел «Миссия Церковь и медицина» лишний, если учесть, что существует Отдел социального служения и благотворительности? Ведь медицина и входит в разряд социального служения.

Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемая Елена, по благословению Священного Синода УПЦ был создан отдел «Миссия Церковь и медицина», который призван реализовывать подписанные договоренности между УПЦ и министерством Здравоохранения Украины, и совершать евангелизацию современной светской медицины.

Владимир Павлович, Одесса: Отец Геннадий, в Украине ужасная статистика детей, умирающих от онкологии. У людей не просто не хватает денег на лечение. Таких денег просто в Украине никто не зарабатывает. Зарплат таких не бывает. Что может предложить Украинская Православная Церковь, кроме того, чтобы просто молиться об упокоении этих детей, список которых постоянно увеличивается?

Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Владимир Павлович, Украинская Православная Церковь в лице Синодальных отделов (Миссия социальной помощи детям, Миссия социального служения и благотворительности) не только молится об исцелении и здравии больных детей, а также их упокоении, но и постоянно жертвует в детские онкологические отделения медпрепараты, медаппаратуру и другие средства помощи этим тяжелобольным детям. Прихожане наших храмов в частном порядке жертвуют денежные средства на лечение онкобольных детей.

Григорий, Винница: В Интернете прошла информация о том, что священники Запорожской епархии во главе со своим правящим архиереем сдали кровь на станции переливания крови. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт, как глава Синодального медицинского отдела.


Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемый Григорий, ответ на этот вопрос смотрите выше.

Никита, 26 лет, Житомир: Что такое крещение «страха ради смертного» и как правильно оно применяется? Расскажите, пожалуйста, о практической стороне этого действа.

Протоиерей Геннадий Батенко: уважаемый Никита, всякий православный христианин «страха ради смертного» может крестить некрещеного человека, если он выразит свое желание, находясь на смертном одре или в смертельно-опасной ситуации, а также детей, находящихся под угрозой смерти, если нет возможности срочно пригласить священника. Верующий должен точно произнести формулу Крещения: “Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь” при троекратном погружении крещаемого. Если крещающийся будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к Крещению через православного священника. Об этом хорошо было бы донести медперсоналу родильных домов, детских и взрослых реанимационных отделений, и научить их практическому осуществлению этого Таинства.

Надежда Павловна, 44 года, Запорожье: Отец Геннадий, как Вы смотрите на то, что согласно статистике скоро в нашей стране окажется 30 миллионов граждан? Люди не доживают до глубокой старости. Какие у Вас предложения в плане преодоления данной ситуации?


Протоиерей Геннадий Батенко: Уважаемая Надежда Павловна, “ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится”.
 
Анастасія, 24 роки, Київ: Отче, на сучасних вулицях дуже багато жебраків. Ми не бачимо їх, тому що нам не до цього. До того д ці люди виглядають не на людському рівні. Уявіть собі, а багато хто з них у минулому можливо був відомим і прогресивним. Згадайте фільм «Знахар», коли визначний хірург опинився в стані жебрака. Місяць життя на вулиці і ніхто вже ніколи не взнає професора, який рятував сотні життів… Аби не людська доброта і сумлінність.

Моє питання: чи не плануєте Ви якось налагодити роботу і з такими людьми? Багатьом потрібне лише лікування і все буде добре. Чи проблема в іншому?


Протоієрей Геннадій Батенко:
Шановна Анастасіє, це проблема загально суспільна. Церква в міру своїх можливостей силами приходів та прихожан допомагає таким людям, але участі однієї Церкви недостатньо. Потрібно заохочувати до рішення цієї проблеми всі рівні влади нашої держави, без матеріально-фінансової підтримки яких вирішити це питання дуже складно.
 













Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com