УКР РУС ENG 
   

КОМЕНТАР секретаря Предстоятеля УПЦ єпископа Переяслав-Хмельницького Олександра щодо засідання комісії Міжсоборної Присутності з питань протидії церковним розколам та їх подолання



25 марта этого года в Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. По просьбе редакции еженедельника «Зеркало Недели» событие прокомментировал член Комиссии Преосвященнейший АЛЕКСАНДР (Драбинко), епископ Переяслав-Хмельницкий, Викарий Киевской митрополии.

Заседание нашей Комиссии – существенный шаг на пути к восстановлению церковного единства. Задача комиссии – изучение и богословское осмысление проблемы церковных разделений, а также выработка рекомендаций для священноначалия по вопросу их преодоления. Тот факт, что первое заседание комиссии проходило в Киеве, не случаен. Во-первых, Председателем комиссии является Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир, который, знает проблему раскола, как никакой иной иерарх: именно изнутри, а не как сторонний наблюдатель, и, соответственно, глубоко чувствует незаглушимую боль трагического разделения. Во-вторых, проблема церковного разделения особенно актуальна в Украине. Как верно заметил Блаженнейший, согласно официальной государственной статистике, количество приходов неканонических церковных групп в Украине сегодня сопоставимо с размерами некоторых Поместных Церквей. Вне общения со вселенским православием находится более пяти тысяч общин. Для того, чтобы понять масштаб отметим, что это число многократно превосходит количество приходов трёх древнейших церквей: Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской вместе взятых. Поэтому особое внимание в работе нашей комиссии будет уделено именно украинскому вопросу. Мы не имеем права игнорировать эту проблему. Как верно отметил Блаженнейший в своём вступительном слове «Отказ от врачевания раны раскола противоречит самому духу Евангелия, вступает в противоречие с учением отцов Церкви». Поэтому преодоление раскола, диалог с целью консолидация украинского православия – это задача не политическая (как иной раз утверждают далёкие от церкви люди), а именно церковная, богословская, и в первую очередь пастырская.

В чем же заключается главная задача нашей комиссии? Мы должны выработать общецерковный, приемлемый для всей полноты Церкви, подход к вопросу уврачевания церковного разделения в Украине. А для этого необходимо, во-первых, систематически изучить проблему современных церковных разделений, и, в частности, украинского раскола, а во-вторых, найти в истории Церкви успешные прецеденты уврачевания таких разделений. Именно с этой целью на заседании нашей комиссии было создано несколько рабочих групп. В том числе группа по изучению истории и современного состояния неканонических церковных сообщества в Украине и группа по изучению исторических прецедентов по успешному уврачеванию расколов.

Первую рабочую группу возглавил архимандрит Кирилл (Говорун) – первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, который несколько последних лет работал в Украине и прекрасно знаком с украинской проблематикой. Вторую – протоиерей Андрей Новиков, клирик Одесской епархии УПЦ. Это клирики, для которых характерны различные богословские подходы и общественные позиции. Но наша идея заключатся в том, что работа комиссии должна основываться не на тех или иных симпатиях, а на академическом богословском взгляде на проблематику. Православная Церковь сегодня объединяет верующих не по признаку общих богословских приоритетов, политических или культурных симпатий, а по общности исповедания апостольской православной веры. Подходы и симпатии могут быть различны. А вот в результате соборного труда должен быть выработан четкий богословский взгляд на проблему разделения и пути его преодоления. И этот взгляд должен быть ясно обоснован как с точки зрения православной каноники и экклесиологии, так и с точки зрения истории Православной Церкви.

Для нас, иерархов и клириков Украинской Православной Церкви, также очень отрадно, что заместителем Председателя нашей комиссии был избран митрополит Илларион (Алфеев) – известный во всем мире православный богослов и председатель Отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Высокопреосвященный митрополит Илларион – образец церковного иерарха и ученого в одном лице. И мы надеемся, что его фундаментальные знания богословского наследия и истории Православной Церкви активно послужат нашему общему делу.

Почему же так важно четко сформулировать именно богословское видение проблемы? И мы сами, и наши отделившиеся братия должны четко понимать, что единственным способом излечения разделения является возвращение к церковному преданию. Мы не можем действовать своевольно – по своему собственному усмотрению. Такие, не укорененные в церковной традиции и богословском видении Церкви действия могут только еще больше осложнить проблему. Мы не можем и не должны подменять богословский взгляд «политической целесообразностью», какая бы церковная партия не пыталась к ней прибегнуть. В Церкви есть один легитимный язык – язык богословия и пастырства. Что же касается языков политологии и социологии, то они, безусловно, имеют право на существование в обществе, но им не место в Церкви. «Политической целесообразностью» оправдывали свой раскол его творцы в 1992 году. И этой же «целесообразностью» сегодня оправдывают свое ригористское отношение к отделившимся некоторые клирики и верующие нашей Церкви, что порицал во время своего последнего приезда в Киев Святейший Патриарх Кирилл. Но этот путь ведет в никуда. Политическая аргументация разделяет. Объединение же станет возможным только тогда, когда мы вернемся к родному для Церкви языку – языку богословия и молитвы.

Блаженнейший Митрополит Владимир и иерархи Украинской Православной Церкви уже неоднократно обращались к верующим с призывом относится к отделившимся без ненависти, но со христианской любовью и прощением. Разделение – это не «политическая» проблема, не проблема церковной дипломатии. Это общецерковный вызов, вызов каждому христианину. Церковь – это единство во Христе, единство в любви и обожающих таинствах. И единственный способ преодолеть разделение – это следование аскетической заповеди кенотической, самоумаляющейся любви. Мы не можем безразлично относиться к факту и проблеме разделения. Оно должно стать нашей болью. Чтобы реально объединиться, мы должны понять и пережить, что больше не можем жить в разделении. Как верно заметил на заседании нашей Комиссии Блаженнейший Митрополит Владимир, «это мучение сердца является естественным для всякого христианина, видящего заблуждающегося брата. И эта боль должна побуждать нас сделать все, что в наших силах, для преодоления церковных разделений».

Для нас было важным, чтобы эта пастырская позиция Блаженнейшего и иерархов УПЦ была засвидетельствована и на общецерковном уровне. Важно, чтобы клирики и верующие нашей Церкви четко понимали, что проявление христианской любви к отделившимися это не елементы политической игры, а одна одна из первоочередных задач каждого из нас как христиан. Диалог любви не предполагает скрытую борьбу за больший объем властных полномочий, борьбу за власть либо земное первенство. Напротив, наши действия должны носить пастырский, христианский императив. Необходимо не то или иное политическое действие, а духовное делание. Подлинный, конструктивный диалог или его подготовка не могут быть формальным фарисейским подобием диалога, за которым скрывается обмен обвинениями и ультиматумами. Но диалог не может быть и «деловыми переговорами о слиянии двух корпораций». Пастырский императив предполагает любовь к грешнику и трезвое отношение к его ошибкам. Исцелить рану раскола может лишь любовь, которая, по слову святого апостола Павла, «не ищет своего», но «все покрывает, всему верит, всего надеется» (1 Кор.13, 4-7). Но сущность любви не только в умении и готовности жертвовать собой. Христианская любовь еще и требовательна. Она не «ищет своего», но терпеливо ждет исцеления больного. Поэтому в нашем диалоге с неканоническими церковными сообществами важно услышать два различных свидетельства: свидетельство любви и напоминание о том, что рана раскола может быть уврачевана через покаяние в грехе раскола отделившихся. У Святейшего Патриарха Варфоломея есть замечательная мысль о смерти и любви. «Сказать кому-либо «Я люблю тебя» или «Ты любим», – пишет Святейший Варфоломей в своей книге «Приобщение к таинству, – значит заверить, что он никога не умрет, и подтвердить, что он свободен. Этого, обращенного к отделившимся, слова и ожидает от нас Бог. Обособление, церковное разделение ведет к духовной смерти. Но пастырская задача Церкви заключается не в осуждении тех, кто от нее отделился, а в их исцеление. Исцелении, начало которому должны дать слова Церкви о любви – слова «Вы любимы».

Существеннейшую поддержку позиции Блаженнейшего оказал Его Святейшество Святейший Патриарх Кирилл, который, пребывая в Украине, неоднократно высказывался о необходимости скорейшего уврачевания раскола, и, в частности, пообещал, что сделает все от него зависящее, «чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад».

Важным является и недавнее заявление Высокопреосвященнейшего Митрополита Иллариона, который не только еще раз подтвердил позицию Святейшего Патриарха Кирилла, но и сделал несколько важных заявлений, отражающих точку зрения Церкви на способ обретения церковного единства в Украине. «Как чадолюбивая мать, - заявил Митрополит Илларион в своем выступлении на заседании комиссии, - Церковь всегда с любовью ожидает возвращения отпавших от нее. Нужно максимально облегчить для них дорогу в дом отчий».

Обращает на себя внимание также и лишенная ложного ригоризма богословская позиция владыки Иллариона по вопросу чина приема отделившихся в общение. «Процедура возвращения из раскола не должна быть унизительной», - заявил Высокопреосвященнейший Илларион.

Такая поддержка пастырской позиции Предстоятеля УПЦ со стороны Святейшего Патриарха Кирилла и Председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ Митрополита Иллариона вселяют надежду. Надежду на то, что вскоре в Украине сбудутся слова молитвы, известной известных каждому православному из Литургии св. Василия Великого «Утоли раздоры церквей». Надежда – много это или мало? Все зависит от нашей молитвы. Если из надежды не произрастет молитвы и реальных дел, то она подобно лишенному силы комнатному растению может увянуть. Если же наша надежда станет точкой отсчета для подлинной молитвы, то она будет воплощена в реальных делах. Будем же уповать, будем молиться, чтобы раздор на нашей земле был преодолен и мы вместе с вернувшимися в общение братьями едиными устами и единым сердцем исповедали веру православную и прославили Христа - Спаситель всех человеков (1 Тим. 4:10).
 













Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com