УКР РУС ENG 
   

Владимир на Волыни и его кафедральный собор



Древний Владимир на Волыни
и его кафедральный собор

Вехи церковной истории города

Вначале этот город именовался просто Владимиром, в честь св. равноап. князя Владимира1. Интересная географическая подробность: город стоит на берегу р. Луги, которая принадлежит к бассейну Балтийского моря, а всего в 12 км к северу от Владимира-Волынского пролегает русло р. Турии, принадлежащей к бассейну Черного моря. Итак, в районе Владимира-Волынского лишь узкая полоса земли, охватываемая человеческим взором, отделяет друг от друга два водных пути, ведущих к разным концам Европейского континента!2 Первое упоминание о Владимире на Волыни встречаем в летописной «Повести временных лет» под 988 г. С тех пор город был столицей удельного княжества3. Со временем здесь учреждается епископская кафедра. На рубеже XI-XII вв. ее занимали свтт. Стефан (†1094) и Амфилохий (с 1105, †1122). Первый был учеником прп. Феодосия Печерского, его преемником по игуменству в Киево-Печерской Лавре, затем основателем и первым игуменом Кловского монастыря в Киеве. Второй тоже считается выходцем из Лавры4. В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным5. В 1199 г. Волынский князь Роман Мстиславич (†1205) присоединил соседнее Галицкое княжество. Возникло новое политическое образование – Галицко-Волынское княжество. Сыновья Романа Даниил Галицкий (†1264) и Василько Волынский (†1269) владели двумя частями княжества как соправители, показав редкий пример единодушия6. Мощь Галицко-Волынского княжества не сломило даже монгольское нашествие. Несмотря на полное истребление в 1240 г. монголами жителей Владимира, город быстро возродился, и в 1257 г. монголы, при новом вторжении, были отбиты владимирцами. Впрочем, в 1259 г. на Волынь неожиданно пришло другое войско монгол, и русичам, застигнутым врасплох, пришлось, в обмен на мир, самим уничтожить укрепления Владимира и ряда других городов7. Благодарную память оставил по себе князь Владимир Василькович (с 1270): он прославился благочестием, делами милосердия, одаривал и строил храмы и монастыри, опекал книжное дело, сам переписывал книги, старался избегать войн (†1288)8. До 1292 г. во Владимире велась Галицко-Волынская летопись, одна из основных летописей Древней Руси9. Когда в первой половине XIV в. династия Романовичей угасла, за земли Галицко-Волынского княжества развернулась борьба между Польшей и Литвой10. Вероятно, с наступлением Польши на Волынь связан отъезд из Владимира правящего епископа Афанасия (на кафедре с 1328 г.), который в 1350-х гг. переселился в Северо-Восточную Русь11 и там совершил возведение прп. Сергия Радонежского в игумена12. Прочно овладев Галицией, Польша оказалась вынуждена в конце XIV в. уступить Волынь Литве13. На Владимир-Волынскую кафедру был назначен новый епископ14. В 1431 г. Владимир окончательно закреплен за Литвой15. При объединении в 1569 г. Литвы и Польши в Речь Посполитую Волынь стала частью этого нового государства16. В 1590-х гг. православная Владимир-Волынская кафедра перестала существовать в связи с тем, что ее епископ Ипатий Потий явился одним из инициаторов Брестской унии с римо-католиками17. При ликвидации Речи Посполитой в конце XVIII в. Владимир вошел в состав Российской империи (1795) и стал называться Владимиром-Волынским18. В 1799 г. была образована православная Волынская епархия с центром в Житомире, включившая и Владимир-Волынский19. В 1891 г. в епархии учреждатеся должность викарного Владимир-Волынского епископа, который, однако, проживал в Житомире. В 1908-1916 и 1917-1919 гг. епископом Владимир-Волынским был св. сщмч. Фаддей (Успенский), управлявший затем Волынской епархией (в 1921 подвергся аресту, затем служил в России, в 1937 вновь арестован, в 1938 расстрелян). После распада Российской империи Владимир-Волынский с 1920 г. принадлежал возрожденной Польше, викариатство находилось в ведении польской православной иерархии. В 1939 г. город был присоединен к СССР, викариатство в 1940 г. возвращено Русской Православной Церкви и существовало до 1943 г. В 1996 г. в составе Украинской Православной Церкви вновь учреждена отдельная Владимир-Волынская епархия20.

Топография исторического ядра

Город стоит на правом, северном берегу р. Луги. В историческом центре города в Лугу впадает ее правый приток Смоч. Вокруг устья Смочи цепь высот правого берега Луги образует амфитеатр с низменным дном. Почти посредине «амфитеатра», на правом берегу Смочи, поднимается отдельно стоящий холм, известный как Замковая гора. Здесь зарождался древний Владимир. Впоследствии город раскинулся и на окрестных высотах. Первый участок, куда шагнул город с Замковой горы, стал мыс на юго-западном углу «амфитеатра». Считают, что некогда мыс был отдельным холмом, но потом углубление между ним и соседними высотами исчезло. На мысу расположена усадьба кафедрального Успенского собора, которую с давних времен называют епископским замком. Еще одна древнерусская святыня, уцелевшая в городе, Свято-Васильевская церковь, стоит на юго-восточном углу «амфитеатра». Другие святыни и достопримечательности города находятся в глубине правого берега Луги. И в древнерусскую, и в литовско-польскую эпоху Замковая гора являлась укрепленной сердцевиной города. Здешняя крепость не раз разрушалась и восстанавливалась. Желая укрепиться на этих землях, Польша развернула в 1368 г. строительство на горе каменного замка, но в 1370 г. литовцы изгнали поляков и разобрали недостроенные стены и башни. Впоследствии здесь опять возвели деревянные стены на земляных валах. До нашего времени уцелели только валы21.
 
Собор Успения Пресвятой Богородицы

На мысу к юго-западу от Замковой горы в 1156-1160 гг. князь Мстислав воздвиг каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, по подобию одноименного престольного храма Киево-Печерской Лавры. В соборе были похоронены сам Мстислав (1170) и известный своим благочестием Владимир Василькович (1288). После очередного татарского разорения (1491) епископ Владимир-Волынский Вассиан в 1494 г. обновил собор и обнес его укреплениями, давшими начало епископскому замку. Когда древнее право вельмож избирать настоятелей в опекаемых храмах и монастырях превратилось в Литве в произвольную раздачу князьями «нужным людям» церквей, обителей и епархий как «доходных мест», Успенский собор пережил один достойный стыда эпизод. В 1565 г. епископ Холмский Феодосий Лозовский, получив от светских властей грамоту на занятие Владимир-Волынской кафедры, изгнал из епископского замка, при помощи артиллерии, дворянина Ивана Борзобогатого-Красенского, незадолго до того получившего такие же права на епархию. С 1596 г. храм стал кафедральным собором униатов, которые неоднократно поновляли его. Самое большое поновление было предпринято в 1753 г.: с запада пристроили двухъярусный внешний притвор с обращенными наружу лоджиями, изменили завершение фасадов. Устройство в толще одного из внутренних опорных столпов лестницы, ведущей на подвесной балкон-кафедру для проповедей, вызвало в 1782 г. обрушение сводов. Попытки организовать восстановление собора долго оставались безуспешны. Лишь в конце XIX в. трудами местного судьи и мецената Емельяна Дверницкого (1838†1906) был создан комитет по исследованию руин собора, вскоре преобразованный в церковное братство, которое развернуло широкую деятельность по изучению православной старины Волыни. В рамках мероприятий братства в 1886 г. руины собора обследовал археолог Адриан Прахов. Он составил проект реставрации храма в формах XII в. с сохранением пристроек XVIII в. и пятиглавым завершением: главный купол в виде митры, другие в виде скуфей. Проект не нашел поддержки, исследования решено было продолжить. В 1893 г. более скрупулезное изучение руин произвел Г. Котов, который представил свой проект: при реставрации храма в манере XII в. разобрать все поздние пристройки и восстановить только центральный купол шлемовидной формы. Проект реализовали в 1896-1900 гг. Дискуссионным остался вопрос об изначальном количестве куполов (на 1588 г. их было несколько, но все ли они древнерусские?) и назначении древних фундаментов, найденных по бокам притвора. После восстановления храм вновь открылся как православный. С 1996 г. это кафедральный собор Владимир-Волынской епархии Украинской Православной Церкви. Святыней собора является деревянное Распятие с иконописным изображением Христа, созданное в конце XV в. Изначально Распятие принадлежало Пятницкой церкви (не сохранилась), в 1761 г. было перенесено в собор. Тогда же для Распятия изготовили серебряную ризу, которая тоже хранится в соборе. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция архиепископа Владимир-Волынского. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В конце XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или серединой XVIII в.22
 
 
ПРИМЕЧАНИЯ:

1Етимологічний словник літописних географічних назв Південної Русі. Київ, 1985, с. 33-34.
2Ричков П., Луц В. Сакральне мистецтво Володимира-Волинського. Київ, 2004, с. 9.
3Історія міст і сіл Української РСР в 26 тт. Волинська область. Київ, 1970, с. 91.
4По Никоновской летописи, епископская кафедра учреждена во Владимире на Волыни в 992 г. Позднее время составления летописи (XVI в.) и отсутствие аналогичных сведений в более древних летописях породили в науке мнение, что кафедра учреждена в конце XI в.: в это время упоминается свт. Стефан. Учитывая, что город имел статус столицы княжества, исключать раннее учреждение кафедры нельзя (Православная Энциклопедия, т. 8. Москва, 2004, с. 727). Данные о свтт. Стефане содержатся в «Киево-Печерском Патерике» и древнерусских летописях (Патерик Киево-Печерский, т. 1. Подвижники Киево-Печерской Лавры XI-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам / Под ред. Дятлова В. Киев, 2009). Данные о возведении на кафедру и кончине свт. Амфилохия находим в летописях. Мнение, что свт. Амфилохий является постриженником Киево-Печерской Лавры, ображено в тропаре подвижнику: «От мирского жития изшед, в пещерах Киевских Феодосия блаженного… вселися… И отсюду во епископа… пастве Владимиро-Волынстей поставленный» (Патерик Киево-Печерский… с. 249).
5Ричков П., Луц В. Указ. соч., с. 54.
6Грушевский М. Очерк истории украинского народа. Киев, 1991. С. 72-73, 75.
7Літопис Руський за Іпатським списком. Київ, 1989, с. 398, 417-418, 421-422.
8Православная Энциклопедия... с. 724-725.
9Последняя дата Галицко-Волынской летописи: Літопис Руський... с. VII, 452. Владимир-Волынский как место ведения Галицко-Волынской летописи: Енциклопедія історії України, т. 1. Київ, 2005, с. 621.
10Грушевский М. Указ. соч., с. 75-76.
11Православная Энциклопедия... с. 729.
12Сергий Радонежский. Москва, 1991, с. 48-49.
13Грушевский М. Указ. соч., с. 97-99.
14Православная Энциклопедия... с. 729.
15Енциклопедія історії України... с. 621.
16Грушевский М. Указ. соч., с. 114-117.
17Православная Энциклопедия... с. 731.
18Історія міст і сіл... с. 95.
19История Русской Церкви, кн. 8, ч. 1. Москва, 1996, с. 682.
20История Владимир-Волынского викариатства, возрождение Владимир-Волынс¬кой епархии: Православная Энциклопедия... с. 719-720. Владимир-Волынский в составе Польши в 1920-1939 гг.: Енциклопедія історії України... с. 621.
21Ричков П., Луц В. Указ. соч., с. 24-33, 36-46.
22История собора рассматривается в упомянутом выше издании. Строительство храма, по мысли П. Раппопорта, начато не ранее вокняжения Мстислава во Владимире (1156), а под 1160 г. Никоновская летопись сообщает о создании в соборе росписей. В «Сакральному мистецтві» представлены гравюры с видами храма в середине XIX в. и в 1880-х гг.) и епископского замка (Ричков П., Луц В. Указ. соч., с. 20-22, 52-74). Ранние датировки здания архиерейской резиденции (1494) и северных ворот (XVII) предложены в иллюстрированном каталоге памятников архитектуры Украины, там же представлен план здания архиерейской резиденции (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР в 4 тт., т. 2. Киев, 1984, с. 58-59). Право патроната и отношения между епископом Феодосием Лозовским и дворянином Иваном Борзобогатым-Красенским: Ульяновський В. Історія церкви та релігійної думки в Україні, кн. 1. Київ, 1994, с. 93-94, 142, 149, 172-177. Распятие и его риза: Ричков П., Луц В. Указ. соч., с. 153, 175.














Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com