УКР РУС ENG 
   

Веб-конференція головного редактора "Церковної православної газети" ігумена Лонгина (Чернухи)



Елена: Благословите, отец Лонгин, скажите, пожалуйста, где на Украине есть женский монастырь в котором наиболее широко заимствован опыт греческих монастырей (как например Ново-Тихвинский в Екатеринбурге). Низкий поклон за ответ.

Игумен Лонгин (Чернуха): Елена, извините, но к, сожалению, я не совсем понял, что вы имеете ввиду под опытом греческих монастырей. Я поинтересовался в Ново-Тихвинском монастыре, что бы это могло значить. И как предположение было высказано мнение, что это может быть возрождение византийского пения, которое осуществляется в данной обители, написание икон в греческом стиле, работа над переводом свято-отеческих творений с греческого на русский, которая ведется в монастыре.

Возможно, это и еженедельные духовные беседы с сестрами настоятельницы монастыря. В каких наших женских обителях в таком объеме ведется работа, я не знаю. Наверное, свой вопрос стоило бы адресовать архиепископу Вышгородскому Павлу, наместнику Киев-Печерской Лавры, котрый возглавляет комиссию по делам монастырей УПЦ.


Михайло: Напишіть, будь ласка, де можна прочитати історію православ’я з апостольських часів, як формувалося вчення Церкви? Спасибі.

Ігумен Лонгин (Чернуха): Ви можете звернутися до таких книг, як “Історія Церкви” Михайла Поснова, “Історія Християнської Православної Церкви” протоієрея Петра Смирнова, “Нариси з історії Вселенської Православної Церкви” Олександра Дворкіна. Сьогодні літературу з цієї теми можна знайти в Інтернеті.

Игорь Владимирович, 55 лет, Киев, православный: Благословите, отче!
По роду работы постоянно просматриваю материалы СМИ православных, а также анализирую информацию, которая публикуется медиа как других конфессий, так и выступления противников Украинской Православной Церкви, в том числе, раскольников.

Православные медиа с их публикациями о проблемах становления и роста, вопросах внутренней жизни изданий, оказываются гораздо более открытыми, чем СМИ других конфессий и раскольничьих организаций. Вы - как на ладони. Они ведь о себе молчат, кроме случаев, когда ругаются между собой и изливают потоки разоблачений друг на друга... Какие вопросы помогает решать открытость наших СМИ? Божией помощи в трудах!

Игумен Лонгин (Чернуха): Благодарю, Игорь Владимирович, за вопрос и пожелания! Я сам не раз замечал, как информация от наших оппонентов подавалась, скажем, не очень корректно. Часто, например, скрывались ее авторство или источник. Трудно было понять, какая это конфессия, представитель какой Церкви обращается к людям. Другой пример, он касается больше вопросов раскола, это сознательное перекручивание или замалчивание фактов, попытка завуалировать настоящие причины той или иной проблемы. Т

акое лукавство рассчитано на людей, мало сведущих в вопросах религиозной жизни. А таких, к сожалению, не мало. Я думаю, что главной задачей православных СМИ должна быть информационная помощь человеку, идущему по пути спасения или ищущему этот путь. Ведь ценность знаний нами определяется в их сотеорологичности. Другими словами, знания должны помогать духовному росту, а не наоборот. От этого принципа и зависит степень нашей информационной открытости. Церковная жизнь многогранна. Мы много знаем о ее высоких идеалах, образцах святости, примерах для духовного подражания. Но это и жизнь людей, которые, как выразился митрополит Антоний Сурожский, восходят к совершенству от поражения к поражению. На самом деле мы многому только учимся. Учимся основам веры, учимся понимать происходящее в контексте нашей веры, учимся жить по вере.

Поэтому мы должны констатировать факт, что мы далеко не совершенны. Но это несовершенство не должно стоять у нас на пути к Богу, не должно быть препятствием и для тех, кто еще вне Церкви. Наша открытость должна быть щадящей, чтобы не подавать соблазн слабым в вере или не давать возможность тем, кто не верит в Бога, оправдывать свое неверие нашим несовершенством. Думаю, не все внутрицерковные вопросы мы должны выносить на всеобщее обсуждение. Но с другой стороны, мы не можем не говорить о наших внутренних проблемах, ведь таким образом нам их не решить, во-первых, а во-вторых, мы потеряем доверие людей. Тем более, если та или иная проблема уже стала каким-то образом обнародована. Вот и нужно искать золотую середину. И еще. Открытость должна предостеречь человека, пришедшего в Церковь, от разочарований из-за внутренних и внешних проблем, встреча с которыми неизбежна.


Максим, Днепропетровск, выпускник Духовной Семинарии: Христос посреди нас! благословите! Отец Лонгин мой вопрос звучит таким образом, возможно ли бесплатное (благотворительное) обеспечение прихода УПЦ номерами "Церковной Православной газеты" (постоянно)? Пользуясь случаем хочу поблагодарить вас за труд комментатора Богослужений, возглавляемых Святейшим Патриархом Кириллом! И вот возник еще вопрос: Откуда велись эти комментарии? Спаси Господи! Прошу молитв!

Игумен Лонгин (Чернуха):
Максим, Вы затронули очень актуальный вопрос. И однозначно ответить на него я не могу. Какова на сегодняшний день ситуация с распространением газеты? Признаюсь: мы делаем ставку на подписку. Во-первых, это дает возможность людям регулярно получать газету. Во-вторых, православные читатели в миссионерских целях могут подписать своих друзей, близких, библиотеки учебных заведений, воинских частей и т. д. В-третьих, печать газеты — это довольно затратное дело и на него идут церковные средства. Поэтому мы должны по-хозяйски относиться к этим затратам. Подписка помогает частично вернуть затраченные деньги. А это не только сама печать, но и зарплаты, и гонорары.

При 20-тысячном тираже сегодня мы имеем около 15 000 подписчиков. Остальное передается на склад Митрополии, откуда бесплатно разбирается по приходам. Если Вы сможете договориться с работниками склада и они будут для Вас откладывать пару пачек, а Вы, в свою очередь, регулярно забирать их, то, ответ на Ваш вопрос будет положительным. Но не забывайте, что это не будет совершенно бесплатно. Придется все равно оплачивать затраты на дорогу или передачу транспортом, если с кем-то договоритесь. Мне кажется, проще все-таки подписаться. Ведь стоимость подписки сравнительно невысокая.

Благодарю и Вас за Вашу благодарность в отношении комментариев богослужений Святейшего Патриарха Кирилла. Комментарии велись прямо с мест богослужений. Правда, комментаторы находились в специальных помещениях (автомобилях-гримвагенах), откуда могли через мониторы наблюдать за происходящим. Мы находились в своеобразном затворе. У дверей стоял “конвой”. К нам никто не мог войти, так как микрофоны были включены, и никакие посторонние звуки не должны были попасть в прямой эфир.


Вадим, 24 года, Киев: Отец Лонгин, многие фильмы студии документальных фильмов Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры выложены в интернете для свободного скачивания, в основном на торрент-трекерах http://rutracker.org/forum/index.php, http://www.pravtor.spb.ru/. Как Вы к этому относитесь? Если Лавре это невыгодно, то вы легко могли бы остановить раздачу фильмов, обратившись через личные сообщения к администраторам этих торрент-трекеров (такая возможность специально там предусмотрена). С другой стороны, фильмы, скачиваемые свободно, могли бы принести большую пользу. Например, миссионерские, такие, как "Анатомия раскола" - мне кажется, вряд ли кто из приверженцев "УПЦ КП" и других расколов будет покупать его. Скачав же его из интернета, эти люди получили бы для себя хороший урок.

Игумен Лонгин (Чернуха):
Вадим, согласен с Вами, что ситуация не однозначна. Лично я против плагиата или пиратства. Любой информационный продукт — это труд. Если этот труд будет основываться только на энтузиазме, то, или не будет сделан на достаточно профессиональном уровне, или долго не продержится, будет слабым и несовершенным. Бывают, правда, исключения. Но это редкость.

А когда речь идет о систематичной профессиональной деятельности, то, естественно, возникает вопрос об оплате труда. У нас в Церкви, к сожалению, еще как-то стесняются говорить об этом. Опасаются греха сребролюбия. Но это — ложный страх, неоправданный перекос и искажение христианской этики. Мы ведь не требуем от производителей, например, хлеба бесплатно раздавать его всем нуждающимся.

А если кто-то забежит в магазин, схватит булку хлеба со словами “для нищих” и убежит, не рассчитавшись, то вряд ли церковная этика оправдает такой поступок... Но нет худа без добра. Так что во второй половине Ваших рассуждений Вы правы. Не думаю, что Лавра в данной ситуации будет запрещать скачивание. Оставим пока все на суд времени и совести.


Николай, Волынская область: Слава Богу, отец Лонгин. У меня такой вопрос несколько лет назад прекратил свой выход очень интересный журнал «Православний вісник».Вместе с тогдашней «Православной газетой» это были интересные периодические издания, рассказывающие о жизни Церкви и затрагивающие также другие церковные и богословские темы. Не планируется ли возобновления выхода журнала и если да то когда? Спасибо.

Игумен Лонгин (Чернуха):
Когда я приступал к обязанностям главного редактора “Церковной православной газеты”, перед редакцией стоял целый ряд задач, связанных с улучшением качества наших изданий. Для этого нужно было распределить силы, учитывая наши скромные возможности. Коллегиально мы решили сначала поработать над газетой, а потом браться за журнал. На сегодняшний день мы уже четко определились с форматом газеты и журнала. Газета рассчитана не только на церковных читателей, а журнал планируется выпускать для сугубо внутрицерковной аудитории, рассчитанный на священнослужителей, церковнослужителей, церковный актив (преподаватели духовных учебных заведений, воскресных школ, церковные издатели, иконописцы, архитекторы, приходские бухгалтера и т. д.). Планируем выйти в начале декабря этого года.

Марія, 19 років: Дуже цікавить питання церковної літератури на українській мові. Чи ведеться, якась робота по перекладу творів святих отців, видання молитвословів українською (слов’янська вимова, а літери українські)? Дуже хотілося б бачити більше літературу українською.

Ігумен Лонгин (Чернуха):
Робота з видавництва літератури українською мовою ведеться. Та не “якась”, а досить серйозна і постійна. Нашою редакцією видається україномовна версія газети (а це переклад найрізноматнійшої літератури: і святоотцівської, і богословскої, і культурологічної). Видаються також щорічний настільний календар та “Літопис із життя Української Православної Церкви за рік”. Минулого року було видано книгу “Православ’я: перші кроки”, у якій стисло викладено основи нашого віровчення, розуміння Таїнств Хрещення, Сповіді та Євхаристії. Зараз працюємо над книгою “Земне життя Господа нашого Іісуса Христа”. Видавничий відділ видав нещодавно Новий Завіт, Молитвослов Петра Могили паралельно трьома мовами (церковно-слав’янською, українською та російською), готує до видання Закон Божий.

Ольга, Киев 57 лет: 3 дня нахожусь в недоумении. Я верующая, но грешная. Высшее техническое Образование (КПИ). Была на кладбище (Южном) в воскресенье в 17.00 час. Строго над кладбищем на фоне чистого голубого неба по размеру территории был очень правильной формы крест. Справа и слева были облака. Крест не двигался. Я по грехам своим пыталась найти природное объяснение (самолеты, облачность и т.д.) Это было явное чудо. Людей почти не было. никто не обращал внимания. Где-то минут через 30-40, не меняя формы, крест стал уплывать в сторону леса. Я позвонила Родственникам (работают в храме). Попросили сфотографировать, но у меня в мобильном нет камеры. Я убирала могилу родителей и ушла около19.00. Облака почти сомкнулись (ветер был в противоположном движению креста направлении). Состояние мое не описать. Такого четкого изображения четырехконечного креста ни в интернете, ни в литературе не встречала. К чему это? Подскажите, пожалуйста.

Игумен Лонгин (Чернуха):
Я понимаю, Ольга, Ваше недоумение. Могу представить Ваше состояние, когда находишься на кладбище, в месте, которое располагает к мыслям о вечном, когда наши духовные чувства обострены, вокруг почти никого и, вдруг, такое видение (правда, из Вашего описания я не понял, это было крестообразное сочетание облаков или что-то другое?). В любом случае такое, конечно, впечатляет.

Помню случай, я присутствовал при освящении места под закладку храма. Только начался молебен, прямо над нами появилась радуга в виде круга. Небо затянулось белыми облаками, но в середине радуги облаков не было, сияло голубое окно. Когда молебен завершился, радуга тут же исчезла, но круг голубого неба на фоне белых облаков еще несколько минут сохранялся.

Присутствовавшие на молебне восприняли это как добрый знак Божия благословения. Тем более, что все четко совпало с началом и завершением молитвы. Теперь на этом месте целый храмовый комплекс. Что касается увиденного Вами, мне трудно объяснить, а тем более ответить на вопрос “К чему это?” Если это и было такое знамение, то, скорее всего, для укрепления Вашей веры, осознания того, что Господь слышит наши молитвы, хранит нас Своим Крестом. И если при этом нет чувства какой-то собственной значимости, но есть смирение, то этого для Вас достаточно, чтобы продолжать жить, исполняя Божии заповеди, помогая ближним.


Лидия, 37 лет, Харьков: Во многих храмах и монастырях Украины выдела «Церковную православную газету», при чем в большом количестве. Скажите, это какая-то ведомственная подписка сверху или люди действительно приобретают ее по желанию?

Игумен Лонгин (Чернуха):
Очень приятно, Лидия, услышать сообщение о том, что Вы видели нашу газету во многих храмах и монастырях Украины. Частично о распространении я уже ответил в одном из предыдущих ответов. Если Вы видели газету в храмах на книжных прилавках, то очевидно, это те газеты, которые были привезены со склада Митрополии. Их берут по собственной воле. А вот что касается подписки, то тут действительно существует распоряжение Священного Синода о том, чтобы духовенство само подписывалось на газету и подписывало другие организации, где информация о жизни нашей Церкви была бы полезной как подписчикам, так и Церкви.

Я думаю, что священники и приходской актив должны все-таки читать такие издания. Есть понятие профессиональной периодической литературы, например, для военнослужащих, врачей, учителей, политиков. А наша газета все-таки является официальным печатным органом Украинской Православной Церкви. К сожалению, в церковной среде еще ощутима определенная инертность. Например, меня удивил один недавний случай.

Сын моей знакомой, подписавшейся на нашу газету, принес в алтарь (он пономарит) один номер. Священник увидел, взял почитать и вернул со словами: “Я и не знал, что такая газета есть”. И это произошло в областном городе. Чья в данном случае недоработка? Поэтому директивы, увы, все-таки еще нужны.


Игорь, 31 год, Сумы: Отец Лонгин, в то время, когда редактором газеты бывший сумской епископ Иларий, в ней было значительно больше авторских материалов, чем сейчас. Вы же, как я понимаю, сделали ставку на перепечатки. Насколько, по-вашему, это оправдывает себя?

И второй вопрос: каких бы авторов, которые печатаются в Вашей газете, Вы бы назвали лучшими? И почему?

Игумен Лонгин (Чернуха):
Извините, Игорь, отредактирую начало Вашего вопроса: “...в то время, когда редактором газеты был нынешний епископ Макаровский Иларий...”.

Признаюсь, Ваш вопрос меня несколько удивил. Мы стараемся давать оригинальные авторские материалы. Есть, правда, и перепечатки. В основном, интересные материалы, с редакционного позволения журналов “Фома” и “Нескучный сад”. При этом переводим их на украинский язык для украинской версии газеты. Именно оригинальные материалы мы публикуем также на сайте “Православие в Украине”, так как самостоятельно пока не представлены в Интернете. Что касается новостей, то их источником почти всегда был официальный сайт УПЦ и тоже “Православие в Украине”, к ним мы сегодня добавили ряд других сайтов. Но в любом случае эти материалы еще раз выверяются, проходят литературное редактирование, часто сокращаются, словом, готовятся под газетный формат — что написано пером, того не вырубишь топором. Яркий пример тому — веб-конференции официального сайта. Почему бы не опубликовать вопросы и ответы, заслуживающие внимания? Но в переработанном виде и с обязательной ссылкой на источник.

Отвечая на второй вопрос, не из-за политкорректности, но искренне, хочу сказать, что для нас ценны все наши авторы. Я не могу сказать, кто из них лучше, а кто хуже. Так получилось, что наши авторы являются специалистами в своих областях, откуда и приносят ценную и интересную информацию. Это епископы и священники, историки и филологи, музейные работники, искусствоведы и краеведы, педагоги и психологи, богословы, социальные работники. В штате у нас только два журналиста. Со всеми нас связывает опыт кропотливой работы, притирок, выработки стилей статей и прочее. Поэтому все для нас по-своему ценны. А их имена Вы сможете увидеть на страницах наших газет, они часто повторяются. И я им очень благодарен за совместную работу!


Александра, Киев: Отец Лонгин, как Вы лично и Церковь (наша Митрополия) относитесь к издательству «Quo vadis» в Киеве, к издаваемым ими книгам Шмемана, Меня, особенно на украинском языке? Контролирует ли эту ситуацию Митрополия?

Игумен Лонгин (Чернуха): Последние несколько лет мне не попадались книги этого издательства. Поэтому я не могу на сегодня дать им объективную оценку. Однако помню, что издаваемые Quo vadis книги в основном касались вопросов Православия и современности, вопросов актуальных, острых, наболевших, связанных с осмыслением православных традиций, особенностей духовной жизни в миру и т. п. Ни о каких официальных заключениях о его деятельности со стороны Митрополии, например, Священного Синода или рецензионных комиссий я не слышал. Украинских переводов не видел.

Судя по тону вопроса, у Вас имеются какие-то претензии к их изданиям. О них Вы можете сообщить, написав или подойдя в редакцию нашей газеты. Мы подключим экспертов, которые постараются составить компетентные заключения.

Труды названных Вами церковных писателей и священников отцов Александра Шмемана и Александра Меня неоднозначно воспринимаются в церковной среде. В их суждениях встречаются спорные моменты. Но это не означает, что их нужно запретить читать. Для всякой литературы найдется свой читатель. Читать книги этих авторов лучше людям, знакомым с православным богословием, умеющим аналитически мыслить, не все принимать за чистую монету. Но ведь наша Церковь и не причисляет их труды к символическим или святоотеческим. Мне кажется, у них есть много интересного и полезного. А если Вас что-то смущает, ищите ответ на Ваше недоумение.


Сергей Сикорский, Алчевск, 1977 года рождения:
Здравствуйте. Подскажите, как на самом деле обстоит ситуация с работой в дни являющиеся церковными праздниками?
С детства слышал формальное: в праздник работать нельзя. Без комментариев, просто нельзя и все. Долго думал, что раз праздник то надо сходить в храм.
А как на самом деле? Что такое работа в праздник и как подобает себя вести христианину? как увязать мирское законодательство о труде с 40 часовой рабочей неделей с христианскими обычаями?

Игумен Лонгин (Чернуха): Сразу вспомнил ситуацию с Японией, где количество христиан всех конфессий составляет 1 % от населения страны. Там даже и речи не может быть о том, что кто-то не явится на работу из-за религиозного праздника, который не празднуется на уровне государства. Это у них даже является национальной чертой: неявка на работу по неуважительной причине оскорбляет коллег. Поэтому, например, если Богоявление не припадает на выходные, то освящение воды совершают в ближайшие выходные, следующие за праздником. Иначе храм в этот день будет почти пуст.

Мы, конечно, не Япония, но и православной нашу страну сегодня можно назвать все же с натяжкой. Поэтому требовать от работодателей, чтобы они во что бы то ни стало отпускали православных на праздничную службу в будний день, мы не в праве. Но сегодня существует практика решения поставленного Вами вопроса. 1. Если на работе начальство не против, и Ваше отсутствие на рабочем месте не отразится отрицательно на общем труде коллектива, отпрашивайтесь со спокойной совестью. Но если в тоне руководителя Вы встречаете напряжение, не настаивайте, извинитесь и продолжайте трудиться также со спокойной совестью. 2. Церковный праздник не исключает возможности работать в этот день.

Преподобный Феодосий Печерский после богослужения трудился на послушании. Грехом работа в этот день будет, если она станет неоправданным препятствием к молитве в храме или возможности помочь ближним (навестить в больнице, помочь старикам по хозяйству, уделить больше внимания семье, ведь семья — малая церковь). За богослужениями Церковь молится о тех, кто по уважительной причине не смог прийти в храм. В решении этого вопроса требуется рассудительность, ведь ситуации бывают разными. Если очень сомневаетесь, посоветуйтесь со священником.


Людмила Ивановна, 45 лет, Полтава:
Не кажется ли Вам, что Православная Церковь должна активизировать свои усилия в борьбе против ювенальной юстиции? Как Вы видите работу в этом направлении?

Игумен Лонгин (Чернуха):
Усилия нужно активизировать. Но без истерии, кликушества, пафоса и общих заявлений-пугалок. Это звучит неубедительно, а значит не может иметь устойчивого положительного эффекта. Скорее наоборот. Думаю, что должна быть создана специальная церковная комиссия, состоящая из компетентных юристов, социальных работников, политиков, психологов, педагогов, богословов и других лиц, которые могут со всех сторон рассмотреть и изучить этот вопрос и дать обществу развернутый, систематический, подкрепленный убедительными доказательствами ответ.

Этот ответ должен быть сформулирован в такой форме, чтобы его услышали не только верующие люди, но и те, кто вне Церкви. Подобный документ может стать важным приложением или дополнением к социальной концепции нашей Церкви.


Владимир, 28 лет, Луганск: Отец Лонгин, здравствуйте! Почему в календаре, который издается Вашим отделом, никак не выделены святые, канонизированные в бытность Блаженнейшего Митрополита Владимира в Украине.

А также меня интересует, не кажется ли Вам, что фото вставка в календаре лишняя? Все эти фото люди видят в Интернете. Более того, из-за нее календарь не удобен в пользовании. Вы сами, как священник, неужели этого не видите? Что, по-вашему можно сделать, чтобы решить этот вопрос?

Игумен Лонгин (Чернуха): Владимир, извините, но я с трудом понимаю Ваш вопрос. Что значит “канонизированные в бытность Блаженнейшего Митрополита Владимира в Украине”? А где сегодня, по-Вашему, Митрополит Владимир?

Выделение святых, поданных на канонизацию Священным Синодом Украинской Православной Церкви, соответствует общим правилам выделения имен в зависимости от того, какая положена им служба. А также по принципу местночтимости. Как раз таки в нашем календаре и сделан акцент на святых, которых особо чтят в Украине. Например, те же Петр Могила или Ярослав Мудрый. Если у Вас имеются какие-либо дополнительные замечания, высылайте их на наш электронный адрес, мы обязательно рассмотрим.

В позапрошлом году мы учли пожелания тех, кому не нравилась цветная вставка в настольном календаре. В связи с этим мы напечатали часть тиража без вставки, а часть со вставкой. Угадайте с первой попытки, какой тираж разошелся быстрее и еще долго спрашивался? Тот, который был со вставкой! Все-таки не все фотографии, помещенные в календаре, и не все люди могут увидеть в Интернете. Это ошибочное мнение, что Интернет уже вытеснил печатные издания (по крайней мере в нашей стране). А от неудобства в пользовании можно очень просто избавиться, немного потрудившись. Берете канцелярский нож и аккуратно разрезаете блок, извлекая цветную вставку (переплет позволяет это сделать без повреждения цельности основной календарной части). А потом или склеиваете, или делаете пружинный переплет. Сегодня это не проблема.


Світлана, Київ: Добрий день! Скажіть будь-ласка можна до Вас індивідуально підійти з дитиною? Мені Вас порекомендували як гарного психолога і чудового педагога. Справа в тому, що у моєї дитини, дівчина 13 років, такий перехідний період, що я взнала, що вона хотіла наложити на себе руки, і я хотіла звернутися до Вас, як до професійної людини, яка б змогла з нею поспілкуватися.
Я сама воцековлена, і дитину привчаю до Бога, але цей підлітковий період дуже важкий. Що Ви взагалі можете сказати про цей період і як бути батькам? Наперед вдячна. svsem2006@ukr.net

Ігумен Лонгин (Чернуха): Світлано, найближчим часом надішлю Вам листа з номером мого телефона. Домовимось про зустріч.

Микола, 29 років: Хочу подякувати за Ваші труди!
1. Як Ви плануєте удосконалювати висвітлення єпархіального життя на сторінках
"ЦПГ", оскільки матеріали з деяких єпархій є вкрай рідкими. Ймовірно, це пов'язано із недостатньою активністю на місцях (регіональних кореспондентів) чи є й інші перепони?

2. Чи реалізується рішення Священного Синоду щодо обов'язкової передплати "ЦПГ" для бібліотек вузів за рахунок єпархій, оскільки ідея досить гарна, а потреба у цьому, на моє переконання, нагальна?

Ігумен Лонгин (Чернуха):
Дуже вдячний, Миколо, за питання! Згоден, що в нас недостатньо матеріалів, в яких би не просто у новинах, але й у цікавих інтерв’ю або нарисах висвітлювалося життя єпархій. По-перше, ми плануємо відродити започатковану раніше в нашій газеті рубрику “Життя єпархій”. Для цього зараз розробляємо графік відряджень наших журналістів, а також зв’язуємося з журналістами на місцях.

На друге питання я частково відповів у попередніх відповідях. Едине, що додам, що насправді хотілося б, щоб цією ідеєю більше прониклися, як наше духовенство, так і миряни. Адже це наша спільна справа розповідати нашим співвітчизникам, а особливо молоді, про життя Церкви, її вчення та спасительну місію.


Николай, Иркутск:
Уважаемый отец Лонгин!
Возможно, Вам известно, что в России по приходским лавкам распространяются лекции А.И.Осипова. Также их транслирует телеканал «Союз». Взгляд на Евхаристию А.И.Осипова, который он попытался выдать за православный в совместном заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2006) был признан Синодальной Богословской комиссией в декабре 2007 года очень близким к лютеранскому, имеющим параллели в несторианском учении, дискредитирующим Православную Церковь по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствующим традиционному учению Православной Церкви.

Допустима ли в УПЦ такая ситуация, когда через православный телеканал и сеть приходских лавок пропагандируется учение А.И.Осипова, признанное Синодальной Богословской комиссией не соответствующим традиционному учению Православной Церкви?

Игумен Лонгин (Чернуха): Ситуация, которую Вы, Николай, описали, очень характерна для нашего времени, когда легко можно распространять самую разную информацию, практически не неся за нее ответственность. И, к сожалению, противостоять этому в полной мере пока очень трудно. Даже, ели и будут существоать соответсвтвующие постановления и заявления. Тут очень многое зависит именно от пастырей, котрые должны постоянно заботиться о духовной безопасности паствы и предупреждать ее о возможных опасностях. А дальнейшее зависит уже от совести самих людей.

Лично я пока не встрчал в церковных лавках Лавры аудио или видеозаписей с А.И.Осиповым на данную тематику. Что касается талеканала «Глас», я поинтересуюсь, так как не часто удается его посмотреть.


Неонилла, 34 года, Симферополь: Объективно вся пресса, которая продается в церковных лавках храмов и монастырей, с трудом попадает под название пресса в журналистском смысле этого слова. Не кажется ли Вам, что пора что-то делать?

Игумен Лонгин (Чернуха): Объективно, Неонилла, не вся пресса, которая продается в церковных лавках «с трудом попадает под название пресса в журналистском смысле этого слова». Сегодня, слава Богу, уже есть и достаточно профессиональные издания. Но, к сожалению, большая часть печатных изданий очень слаба в профессиональном отношении. Синодальный Информационно-просветительский отдел УПЦ сейчас много внимания уделяет повышению уровня профессионализма в церковных СМИ, в частности, в периодике. Для этого действует «Фестиваль СМИ православных», на котором обсуждаются самые разные вопросы журналистики. В частности, на ближайшем фестивале, который пройдет в Киеве, а его тема звучит «Чего ожидают светские СМИ от церковных пресс-служб?», нами будет определен список церковных печатных СМИ, рекомендованых для всеукраинского чтения.

Володимир, 40 років, Тернопіль: Ми отримуємо газету за передплатою вже тоді, коли всі новини, про які Ви пишете побачили в Інтернеті чи подивилися в телепрограмі «Світ православія», інколи буває таке, що пів газети займають рішення Священного Синоду або ще якісь документи, які, як я розумію, адресовані духовенству і мають доноситися до відома священиків якимось канцелярським шляхом. То що залишається читати нам, простим віруючих? Я, наприклад, староста храму і цікавлюся церковним життям, але й щось цікаве почитати хочеться. Скажіть, для кого взагалі розрахована ця газета?

Ігумен Лонгин (Чернуха): Дякую, Володимире, за запитання. Дійсно, в нашій газеті містяться повідомлення про життя Церкви, які можна прочитати в Інтернеті або побачити по телевізору. Одні й ті ж самі новини проходять через різні ЗМІ у різному форматі. Наш формат — формат офіційного видання. Тому ми повинні відображати основні події, головні документи і т.п. Для цього інформація проходить більш ретельну обробку, ретельніше вивіряється, щоб не було ніяких перекручень або помилок у змісті. Нажаль, поки в Інтернеті це часто зустрічається. Не слід також забувати й про тих, хто не користується Інтернетом. А таких є сьогодні чимало. Окрім того газету, як я говорив, можна використовувати у місіонерських цілях. Є різниця між просто дати почитати чи сказати, що десь в Інтернеті прочитайте про те і те. Дійсно декілька номерів за рік у нас виходять перенасиченими офіційними повідомленнями, але, вибачте за нескромнісь, в газеті є й цікаві матеріали “для душі”.

Ярослав, 29 лет, Киевская область: Почему в православной газете не публикуются проповеди Блаженнейшего Митрополита Владимира, а также интервью с правящими архиереями?

Плохо, что информация о епархиях в данном издании — это просто маленькие выжимки из новостей. Если Вы распространяете ее в регионах, там не должен быть только Киев. Что делается в этом направлении?

Игумен Лонгин (Чернуха):
Извините, Ярослав, но я не могу полностью согласиться с тем, что мы не публикуем проповеди Блаженнейшего Митрополита Владимира или интервью с правящими архиереями. Может, это не в той мере, как хотелось бы. Но данный информационный контент присутствует в наших номерах. На вторую часть вопроса я ответил в предыдущих ответах.

Наталія, 37 років, Бориспіль: Отець Лонгин, наскільки є сьогодні необхідність у створенні православних дитячих і загальноосвітніх навчальних закладів?

Як Ви вважаєте, при наявності згоди влади чи Церква готова взяти участь у цьому процесі?

Ігумен Лонгин (Чернуха): Батьки досить часто про це запитують. Тому, вважаю, така потреба є досить нагальною. Але, для того, щоб це питання зрушилося з місця, потрібна згода і Церкви, і влади, і батьків. Думаю, що на сьогодні з великим трудом, але Церква може працювати в цій області.

Миколай Ігоревич, 48 років, лікар-психіатр: Чи не помічали Ви, як педагог, що інколи світські люди, зокрема молоді, у житті бувають більш порядними ніж їхні православні однолітки? З чим це, на Вашу думку, пов’язано?

Ігумен Лонгин (Чернуха):
Помічав. По-перше, думаю, через недостатній рівень загальної культури в родині. Інколи в віруючих сім’ях царить атмосфера осуду усього навколишнього, невдоволення, зверхнього ставлення. По-друге, через перенасичення духовною інформацією у ранні роки, коли батьки та вихователи на дитину покладають стільки духовних обовязків, що дитина не взмозі їх виконувати та вимушена робити усе на показ за ради того, щоб уникнути конфліктів. Але так довго тривати не може, тому в інших місцях, де нема пильного нагляду, проривається деструктивна поведінка. Також, думаю, що це може бути повязано з цілою системою заборон, коли не даються альтернативи. Наприклад, можна заборонити дитині дивитися телевізор, але що дасте взамін? Поспілкуєтеся, підете на прогулянку до парку, почитаєте разом книгу або зіграєте у футбол? Якщо ні, то очикуйте протест.

Виктор, 30 лет, Харьков:
Здравствуйте, почему Вы не переписываетесь на страницах Вашей газеты с читателями? Наверняка же в редакцию приходят письма. Какова их судьба?

Игумен Лонгин (Чернуха): Письма приходят чаще о материальной помощи или такие, ответы на которые даются в индивидуальном порядке, или не требуют публикации. Часто пишут графоманы. Редкие удачные вопросы или пожелания мы обязательно используем для газеты.

Павел Иванович, 44 года, журналист: Как редактор центральной церковной газеты, какие аналогичные издания в регионах Вы могли бы выделить, как наиболее успешные? И почему?

Игумен Лонгин (Чернуха):
Этот такие официальные епархиальные газеты, как “Волинь Православна” Владимир –Волынской епархии, “Дзвони Волині” Волынской епрахии, «Летопись Православия» Запорожской, «Таврида Православная» Симферопольской и Крымской епархии, «Донбасс Православный» Донецкой и Горловской епархий; значительно изменилась в лучшую сторону газета Николаевской епархии «Голос Православия». Все газеты выходят в основном регулярно, тематика разнообразна, много авторских материалов, хорошая верстка, некоторые из них напечатаны на качественной бумаге (а ведь это тоже культура нашей печати). Хотя и у них встречаются свои недостатки, какие-то номера более удачные, какие-то менее... Но об этом вопрос не ставился.

Лариса, 22 года, Николаев: Благословите. Скажите, где в Украинской Православной Церкви обучают православной журналистике? Каких учителей в этом направлении Вы могли бы порекомендовать? Спасибо.

Игумен Лонгин (Чернуха): Пока специально нигде. Хотя уже есть чему поучиться на “Фестивале СМИ православных”.

Александра, 25 лет, выпускница Института журналистики: Какой реально тираж Вашей газеты и где она распространяется, кроме храмов и монастырей? Пробовали ли Вы выходить с этим изданием на светский рынок?

Игумен Лонгин (Чернуха): На первую часть Вашего вопроса я уже отвечал в предыдущих. Напомню, тираж 20 000. Три года назад мы пытались выходить на светский рынок, но нам сразу было отказано. Мол, это людей не интересует. Сейчас попробуем повторить попытку.

P.S. Я очень благодарен всем участникам веб-конференции за вопросы. Прошу простить, если кого-то недостаточно удовлетворил ответами. Желаю всем духовного мира, радости от служения Богу и ближним, здоровья и благополучия! Пользуясь случаем, приглашаю пишущих людей к сотрудничеству в нашей газете.
















Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com