УКР РУС ENG 
   

Вступительное слово главы Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ архидиакона Сергия Косовского к учасникам круглого стола «Духовное наследия святителя Луки (Войно-Ясенецького) и социально-этичнеские вызовы современности»



Дорогие друзья, участники и гости, позвольте поблагодарить вас за то что вы нашли время и возможность откликнуться на наше приглашение и принять участи в работе круглого стола «Духовное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и социально-этические вызовы современности».

Присутствующие здесь не нуждаются в особом представлении, так как являются известными в Украине людьми, лучшими представителями нашей гуманитарной сферы, людьми, занимающими активную гражданскую позицию.

Сегодня мы рады вместе с вами почтить память выдающегося человека, врача, церковного и общественного деятеля, епископа Православной Церкви, Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 50-тилетие блаженной кончины которого будет отмечаться в эту субботу 11-того июня.

Святитель Лука неразрывно соединил в себе два служения: служение врача и служение пастыря Церкви, а по сути, явил собою образец одного служения – служения человеку, служения Богу и людям.
Именно поэтому он стал правилом следования как для профессиональных врачей, так и для священнослужителей. И именно поэтому, почитая память Святителя Луки, мы вместе с тем отдаем дань уважения и его заслугам и творческому наследию, обращение к которому становится сейчас особенно актуальным.

Церковь не может не беспокоить то, что происходит в нашем обществе, особенно там где речь идет о человеческом начале, об отношениях между людьми, о тех сферах жизни, где наиболее существует потребность в таких ценностях и качествах человека как любовь, милосердие, вера, готовность к самопожертвованию.

К сожалению, и это уже очевидно, что многое из перечисленного уходит сейчас из нашей жизни, и это наиболее заметно и болезненно воспринимается там где эти ценности, казалось бы не должны подвергаться сомнению.

Это: медицина, образование, социальная сфера, армия, охрана правопорядка. На наших глазах укоренившийся в отечественной традиции принцип служения вытесняется принципом оказания услуг, рыночного обмена, в основе которого лежат частные интересы, мотивы личной выгоды и корысти.

Но если все свести к рациональному потребительскому утилитарному началу, то как тогда воспитывать человека, на чем будет основываться его личная и профессиональная мораль. Нельзя просто сняв облачение перестать быть священником, точно также нельзя сняв халат или китель перестать быть врачом или военным. Не существует таких видов услуг как отдание жизни за родину, или по заходу в чумной барак.

В отрыве от твердых нравственных принципов, которыми человек должен руководствоваться в жизни, в том числе располагать полученными знаниями, он не может служить благу, приносить пользу себе и окружающим, осуществлять в жизни ценности, без которых невозможно само общество.

Так перед нами предстают две проблемы:
 - проблема сохранения в обществе традиционных духовных ценностей;
 - проблема соединения образования и воспитания, как двух сторон единого педагогического процесса.

В отечественной традиции образование – это, прежде всего просвещение, это созидание всего человека. Православие проводит знак равенства между образованием и нравственным развитием человека, показателем которого является отношение к людям.

Так, заповеди любви к Богу и ближнему главенствуют над всеми заповедями, выражают смыл всего вероучительного корпуса, «весь закон и пророки» (Мф 22: 37– 40). 

Однако приобщение к этим ценностям и их укоренение в своей жизни и профессиональной деятельности возможно лишь путем их постоянного осуществления. Согласно православному святоотеческому подходу воспитание, духовное и нравственное созидание личности – это поступательный процесс, в котором способность человека приобщиться добру и укоренение в нем нравственных ценностей происходит в той мере, в которой добро и нравственные ценности уже обрели в нем свое место.

В этой связи мы рассматриваем благотворительную деятельность и социальное служение не только как способ выражения христианских добродетелей, но как средство воспитания и профессионального становления человека. Здесь у нас в Киевской духовной Академии и семинарии мы уделяем внимание не только богословскому образованию, но и приобщению молодых людей – будущих  священнослужителей к делам милосердия и благотворительности.

Без утверждения принципа долга, служения человеку и обществу невозможно ни духовно-личностная ни профессиональная состоятельность человека, будь то священника, врача, педагога, социального работника, военного или стража правопорядка.

Поэтому для нас так близок образ Святителя Луки, воплотившего в себе эти принципы и утверждавшего их своим личным примером.

Я хотел бы закончить свое краткое выступление словами апостола: 

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).















Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com