УКР РУС ENG 
   

Веб-конференція завідуючого канцелярії Кирилівського монастиря Києва, засновника православних скаутів протодиякона Іоанна Діденка



Пропонуємо вашій увазі відповіді завідуючого канцелярією Кирилівського монастиря м. Києва,
засновника організації «Православні скаути України»
протодиякона Іоанна Діденка на запитання читачів сайту.

Протодиакон Иоанн Диденко: В самом начале хочу поблагодарить всех, кто не остается равнодушным к проблеме воспитания детей, подростков и молодежи; тех, кто с рассуждением подходит к обсуждению церковных и приходских проблем.

Все полученные на веб-конференцию вопросы я структурировал по темам и хронологии. Постараюсь ответить на них с искренностью и уважением к мнению тех, кто их задал.

Владимир, 36 лет, Запорожье: Скажите, а какая вообще польза от скаутов для Церкви, государства и общества?


Протодиакон Иоанн Диденко: У меня к Вам ответный вопрос: Церкви, государству и обществу нужно поколение, сидящее перед компьютером, телевизором, шатающееся по улицам с непонятными целями, посвящающие ночи клубам, дискотекам и т.д.?

Скаутинг – это методика работы с подростками, которая заключается в том, что в игровой форме подростку предлагается столкнуться с проблемами взрослой жизни, с помощью воспитателей и наставников научиться быть готовым к вызовам современности и преодолевать физические, психологические и духовные трудности.

Положительные стороны скаутской методики работы с подростками:


• Практическое заполнение свободного времени школьника активным и полезным времяпрепровождением (кружки, спортивные секции…)
• Популяризация здорового образа жизни (не популярно курение, алкоголь…)
• Физически активное времяпрепровождение (туризм, альпинизм, вело…)
• Четкая иерархия, дисциплина (армейская система)
• Повышение ответственности (дети сами готовят и проводят мероприятия)
• Возможность личностного роста (лидерская программа)
• Умение общаться, работать в команде (соревновательная система работы)
• Духовный рост (участие священников в работе с детьми, посещение храмов, принятие Таинств...)
Более подробно о скаутах и организации «Православные скауты Украины» на сайте www.scouts.com.ua

Екатерина, 31 год, Сумы: Скажите, пожалуйста, а чем социально-полезным занимаются скауты? Во всех СМИ информация о них сводится лишь к описанию туристических походов и лесных игр.

Протодиакон Иоанн Диденко: Цель скаутинга – сделать подростка верующим, здоровым, ответственным, коммуникабельным, отзывчивым человеком. Все остальное — это средства к достижению этой цели.

То, что скауты в прошлом году потушили лесной пожар в Житомирской области (о чем свидетельствует грамота от местной администрации), или очистили множество водоемов и пляжей от мусора, или постоянно посещают детские дома и интернаты с подарками и играми — это считается социально-полезным деланием?

Акция «Сделаем Киев чистым»: http://orthodoxy.org.ua/content/kiiv-razom-z-gorodyanami-v-aktsii-zrobimo-kiiv-chistim-vzyali-uchast-pravoslavni-skauti-8894

Поход с волонтерами и интернатовскими детьми: http://orthodoxy.org.ua/content/pokhid-26959

Рождественские акции: http://tv.orthodoxy.org.ua/node/124

фильм про акции на свт. Николая: http://www.glas.org.ua/projects/skryzhali/podarunki_Mykola.html

Мне бы хотелось больше обратить внимание на то, что детям прививается любовь к Богу, семье, Отчизне, природе, людям (это, кстати, есть в скаутских законах). Ребенок, отжавшись 50 раз за сорванный цветочек или брошенный мусор во время похода, на всю жизнь запомнит, что цветочки не надо рвать и мусор не надо бросать… А если с ним отжимается его руководитель (за то, что не досмотрел), то дружба крепнет и ответственность за свои поступки возрастает! :))

Леонид, 25 лет, Киев: Какие дети становятся сегодня православными скаутами? Говорят, многие из них далеко не из православных семей и даже неблагополучных.


Протодиакон Иоанн Диденко: Правильно говорят. Все так и есть. «Приходящего ко Мне не изжену вон…», сказал Спаситель. Так и в скаутинге: принимаем всех, кто приходит, а приходят разные.
Есть и такие (их немного), которым скаутинг не подходит по образу жизни или характеру…

Как сейчас помню случай, когда папа-бизнесмен просит меня: «Только пусть сын мой с Вами не молится, он мне нужен нормальный…». Никто не заставлял его молиться, но парень был хороший, человечный, посмотрел на это все и… пошел на исповедь к батюшке, а потом и девушку нашел порядочную в скаутах. Наверное, у папы этого ко мне претензии имеются… :))

Кстати фильм об одной из скаутских семей здесь:
http://www.glas.org.ua/projects/skryzhali/skauti.html

Священник Василий, Бердянская епархия: Отец Иоанн, а к какой официальной структуре Украинской Православной Церкви относятся Ваши скауты? Я где-то слышал, что их курирует лично Блаженнейший Митрополит Владимир.

Протодиакон Иоанн Диденко:
Поскольку я несу послушание в Отделе благотворительности, то можно сказать, что и скауты относятся к нему же, но логично и на деле скауты подпадают под опеку Отдела по работе с молодежью. Архимандрит Иона (Черепанов), глава Синодального молодежного отдела, очень интересуется скаутами, принимал участие в походе, защищал от нападок злопыхателей (http://orthodoxy.org.ua/content/akhimandrit-iona-cherepanov-kto-bez-grekha-pust-pervyi-brosit-v-skautov-kamen-26031), постоянно интересуется жизнью и проблемами организации.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир действительно благословил и духовно опекает организацию «Православные скауты Украины».

Протоиерей Валерий, Харьковская епархия: Отче, в последнее время община Кирилловского храма, в котором Вы базировались, выступила против православных скаутов. Насколько я знаю, скауты, да и Вы тоже, при этом храме давно. И никто не выступал, или я ошибаюсь? Скажите, что сдерживало эти выступления?


Протодиакон Иоанн Диденко: Выступила не община, а несколько человек, которые имеют претензии не к скаутингу, а ко мне лично. Это видно из статьи: статьи http://orthodoxy.org.ua/content/kiev-vystupayut-ne-protiv-skautov-protiv-menya-lichno-protodiakon-ioann-didenko-25956.

Эти люди, чтобы выдворить меня из храма, прибегали к разным методам, включая силовой захват помещений, лжесвидетельства, написание негативных статей про скаутинг, которые очень неосмотрительно напечатали некоторые сайты и даже газеты, называющие себя православными. Община выступила против этих людей. Их исключили из Приходского Совета, вывели из педколлектива.
Сейчас конфликт в Кирилловской церкви улажен. Священный Синод принял решение об учреждении Свято-Кирилловского монастыря. Наместник уже пришел и во всем разобрался, документы переданы, сейчас идет инвентаризация материальной части.

Что же касается ответа на статью про «оранжевых скаутов», то общественность так всколыхнулась, что я и не ожидал: родители написали несколько десятков писем поддержки; официальные интернет-издания УПЦ отразили этот конфликт, отец Иона (Черепанов) сразу отреагировал комментарием; звонков и писем поддержки множество до сих пор!

Сейчас священнослужители из разных регионов приглашают меня провести образовательные семинары по скаутской методике, на летний лагерь и походы записывают детей заранее… Так что негативные статьи оказались рекламой православного скаутского движения :))

Екатерина, 38 лет, город Бровары Киевской области:
Батюшка, благословите! Как повлияет конфликт вокруг Кирилловской церкви на развитие движения православных скаутов в Украине, которое Вы курируете?

Протодиакон Иоанн Диденко: Екатерина, простите, отвечая на предыдущий вопрос, случайно ответил и на ваш… :))

Николай Семенович, 54 года, Харьков: Я много лет организовываю туристические лагеря в нашем регионе. Скажите, пожалуйста, а что конкретно заставило православную общину выступить против православных скаутов? Казалось бы, их объединяют одна вера и одно Крещение, а тут такое противоречие.

Протодиакон Иоанн Диденко:
Николай Семенович, надеюсь, я своим ответом на предыдущий вопрос ответил и на ваши вопросы… :))

Протоиерей Сергий, Крым: Насколько сегодня развито международное общение скаутов?

Протодиакон Иоанн Диденко: Есть несколько больших международных скаутских сообществ такие, например, как YMCA. Организовываются ежегодные слеты скаутов. В каждой стране есть свои скаутские организации. Скаутов нет только в странах, где существует коммунистический режим, например Китай, но там есть пионерия… :))
Что касается православных скаутов, то мы общаемся с православными скаутскими организациями России, Беларуси, Литвы (ОРЮР, БПС…), посылаем к ним в лагеря представителей, они приезжают к нам.

Анатолий Марков, 41 год, Винница: Отец Иоанн, а есть ли что-то подобное нашим скаутам в других Поместных Православных Церквях?

Протодиакон Иоанн Диденко: Яркий пример взаимодействия скаутов и Церкви в Иерусалиме - на все церковные праздники с участием Иерусалимского Патриарха скауты занимают одну из важных ролей в организации крестных ходов, поддержания порядка и сопровождения Патриарха.

Виктор, 36 лет, иконописец, Киев: Кого бы из святых угодников Вы бы могли назвать покровителем скаутского движения и скаутов? И почему?

Протодиакон Иоанн Диденко: Страстотерпец цесаревич Алексей был скаутом, и есть иконы, где цесаревич в скаутском галстуке.

Небесный покровитель организации «Православные скауты Украины» - святой апостол Андрей Первозванный, и в каждом отряде, которые прикреплены к храмам, есть покровители – как правило, это святые храма. Например, Ольгинский отряд православных скаутов «расквартирован» при храме Святой княгини Ольги, что на Харьковском массиве г. Киева. Есть отряды Петра Могилы, Благовещенский и Никольский ирпенский отряд. Вам задание: узнать при каких храмах действуют эти отряды :))

А еще Вы можете прочитать про скаутского святого здесь: http://www.scouts.ru/modules/news/article.php?storyid=2241

Оксана, 24 года, Киев:
Скауты — это далеко не архаичное явление в Церкви. Не кажется ли Вам, что как-либо связывать их с таким специфическим храмом, как Кирилловская церковь, по меньшей мере, недальновидно?

Протодиакон Иоанн Диденко:
Не пойму, Ксения, Вы комплимент сделали или обличили… :))
Кирилловский приход всегда был социально активным. Воскресная школа в Кирилловке всегда была интересна и многолюдна, и детская Литургия служится далеко не в каждом храме, а точнее, только в Кирилловском. И скаутингом я занялся потому, что увидел, как подростков выгоняют из храма за внешний вид, плохое поведение. И сейчас эти, уже молодые люди, стоят в очереди на исповедь, и я понимаю, что Господь не зря повел меня этим путем.

Всё на Кирилловском приходе возникало и развивалось органично. И специально скаутинг с Кирилловкой никто не связывал. Поэтому вряд ли можно здесь употребить категорию дальновидно-недальновидно.

Алена, скаут, Киев: А порочных скаутов исключат из организации? Они будут наказаны?


Протодиакон Иоанн Диденко: Мне вспоминается случай многолетней давности, когда одна из учениц воскресной школы, сирота, попала в плохую компанию и через некоторое время появилась в храме беременная с кучей нехороших болезней и совершенно беспомощная. Ей тогда не благословили посещать ни храм, ни воскресную школу, и ни с кем из православных не общаться. Несколько человек тайно помогали ей деньгами на лечение, еду и одежду, устроиться в вечернюю школу, добиться жилплощади у отказавшихся от нее родственников. Сейчас эта молодая женщина замужем, здоровый ребеночек почти каждое воскресенье причащается. Церковь обрела христианскую семью, Господь — души, а мы — радость.

С ребятами был разговор, дети покаялись за свою глупость. Их не исключат, потому что они в принципе ребята замечательные. Но выводы из этой ситуации сделали все, и они сами, прежде всего. Это был для них еще один хороший жизненный урок ответственности за свои слова и поступки.

Людмила, 46 лет, школьный учитель, Полтава: Батюшка, при всем уважении к священному сану, у меня вопрос: не кажется ли Вам, что скауты в Церкви — это что-то вроде скинхедов в обычном светском мире?

Протолиакон Иоанн Диденко:
Мне так не кажется, и Патриарху Кириллу тоже… На встрече с представителями молодёжных православных организаций в Ионинском монастыре 27.07.2010 Святейший сказал, что священство призвано заполнить духовный вакуум в детских душах, используя устоявшиеся формы молодёжной работы (совместный труд, благотворительные акции, туристские походы и паломничества). В сочетании с православным образованием и молитвой приобщать подростков к Православной Церкви — это и есть цель православного скаутинга.
http://www.youtube.com/watch?v=rezIeKXzbqo

Александр, 30 лет, Запорожье: Скажите, есть ли в Православной Церкви в Украине перспективы для занятия скаутингом на профессиональном уровне? Или пока это остается клубный компанейский формат без продвижения дальше?

Протодиакон Иоанн Диденко:
Думаю, что и наш «клубный» уровень достаточно профессионален. Наши инструкторы — это спасатели, разведчики, военные, священники.

На самом деле, многое зависит от руководителя организации или отряда. Верю, что у православного скаутинга большое будущее :))

Виктория, 34 года, Донецк: Насколько реально создание скаутских организаций в каждой епархии Украинской Православной Церкви? Что Вы делаете в этом направлении?

Протодиакон Иоанн Диденко: Православные скауты есть в Киевской, Одесской, Винницкой, Кировоградской, Черниговской, Сумской, Крымской епархиях. На недавнем совещании представителей епархиальных молодежных отделов презентация скаутинга вызвала очень много откликов, и довольно много священнослужителей хотят и готовы заняться работой с подростками по этой методике. Мы можем помощь методически и консультативно, а также пригласить на наши мероприятия представителей из регионов, чтобы они переняли опыт.

Роман, 27 лет, Севастополь: А где берутся средства на финансирование акций, организованных в рамках скаутского движения?


Протодиакон Иоанн Диденко: Все мероприятия в основном финансируются родителями детей и подростков. И даже инструкторы, лидеры, руководители похода, оплачивают свое пребывание в лагере или в походе. В скаутинге также есть система членских взносов, которая позволяет работать с многодетными и малообеспеченными семьями.

Игумен Валентин, Курская епархия: Отец Иоанн, не кажется ли Вам, что то, что Вы называете скаутингом, отвлекает молодые умы от истинного Богопознания и, следовательно, уводит от настоящей миссии и служения Богу?

Протодиакон Иоанн Диденко: Отче, я бы назвал православный скаутинг миссионерством. Благодаря этому движению очень много подростков узнало о Боге и о Церкви со светлой стороны. Не о Боге, который наказывает, и Церкви, правила которой очень строги, а о Боге – любящем и заботящемся о каждой душе, и о Церкви как о корабле, борта которого спасают от сильных житейских волн.

Богопознанием умы смогут заниматься в более сознательном возрасте. А скаутинг – для детей и подростков. Которым даже на богослужении скучновато, не говоря уже о том, что и в обычной жизни – школа-дом — им тоже скучно и нечем особо заняться.
Вряд ли можно всерьез говорить о Богопознании в том возрасте, когда у подростка гормоны выплескиваются :))

Владимир Павлович Гладкий, 52 года, директор школы, Одесса: Отец Иоанн, как зародилось в Украине православное скаутское движение, когда это произошло и как бы Вы обозначили на сегодня результаты этой деятельности?

Протодиакон Иоанн Диденко: Из доклада Патриарху Кириллу 27.07.2011: «Освоение скаутской методики работы с детьми и подростками православными священниками в Украине началось чуть более шести лет назад.

Началом православного скаутского движения в Украине послужила инициатива сотрудников синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ, которые на базе воскресных школ нескольких социально активных приходов г. Киева организовали туристические клубы для подростков.

В течение года активисты искали программы, которые были бы оптимальны для разного возраста, пола, развития и мировосприятия детей. В результате, после апробирования множества методов, решили популяризировать скаутскую методику воспитания детей, как самую эффективную и универсальную. Было взято благословение Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира на введение данной методики в воспитательные программы активно действующих приходов УПЦ.

Проблемы православного скаутинга в Украине:

• Стереотип у верующих и священников о масонских корнях скаутинга,
• Нет внешнего финансирования, государственной поддержки, бизнеса (только вклады родителей),
• Маленькая часть православных приходов в Украине уделяет внимание внешкольным программам воспитания подростков
На сегодняшний день организация «Православные скауты Украины» насчитывает более 500 членов в восьми регионах Украины и проводит в год более 300 мероприятий с участием детей, подростков и молодежи».

Яков, 36 лет, Луганск: Вот есть больничные храмы, военные, студенческие, милицейские и даже тюремные. А есть ли где-то в Украине или в какой-то другой стране скаутские храмы?

Протодиакон Иоанн Диденко: Тогда надо будет делать храмы для домохозяек и рокеров, писателей и дворников, волонтеров и безработных… :))

Все зависит от священника. Патриарх Алексий когда-то сказал, что в Москве каждый может себе найти батюшку по душе: есть старые и молодые, активные и созерцательные, учителя и научные работники, мудрствующие и простецы. Скаутинг находит себе пристанище при тех храмах, где настоятелю или священникам близка по духу работа с молодежью и подростками.

Николай, 32 года, Харьков, археолог:
Скаутское движение вообще часто связывают с Рерихом. Скажите, есть ли какое-то обоснование или указание на то, что скауты имеют право на существование в Священном Писании?

Протодиакон Иоанн Диденко:
Ничего общего с Рерихом православный скаутинг не имеет, слава Богу. В Священном Питании слова «скаут» нет, как и слов: «патриархия», «архимандрит», «целибат», «батюшка», «соборование», «наперстный крест» и т. д. . :))

Елена, 29 лет, Винница: По-вашему стоит разделять понятия «скаутинг» и «православный скаутинг»? Если да, то в чем же различия между ними?


Протодиакон Иоанн Диденко: Скаутинг — это методика работы с подростками. Если детям прививать языческие традиции, это будет языческий скаутинг :)). А у нас православный — по понятным причинам.

Владислав, 34 года, Никополь: Скажите, а вот если человек в детстве был скаутом, до какого возраста он может продолжать им быть?
И еще: каков самый младший возраст детей, которые занимаются с Вами скаутингом?


Протодиакон Иоанн Диденко: Скаутингу все возрасты покорны, но с 7 лет… :)). Из скаутинга дети вырастают, становясь настоящими христианами – сильными духом и телом. Например, в Норвегии если в резюме стоит информация что соискатель работы был скаутом то ему отдается предпочтение перед другими.

Валентина, 38 лет, Чернигов:
Отец Иоанн, как современные православные скауты принимают участие в богослужении?

Протодиакон Иоанн Диденко:
Как обычные прихожане: исповедуются, причащаются, поют, читают, пономарят. Иногда в форме… :))

Помню, заходим мы со скаутами в храм, человек сто, а в глазах уборщиц ужас: дети в форме захватывают храм. После службы, когда почти все причастились, все бабушки рыдали – их-то внуки в храм не хотят ходить…

Ангелина, 42 года, Киев: Отец Иоанн, в связи с тем, что Синод преобразовал Кирилловский храм в монастырь, как теперь будет развиваться жизнь общины в нем? Какое место теперь будете занимать лично Вы, и на каком положении будут скауты?


Протодиакон Иоанн Диденко:
В ближайшее время мы это узнаем. И примем решение наместника Кирилловского монастыря как Волю Божию и будем радоваться о том, что Господь не оставляет нас Своей благодатью.

Александр, 34 года, Одесса: На официальном сайте Церкви написано, что Вы теперь заведующий канцелярии Кирилловского монастыря. Что будет входить в Ваши обязанности?

Протодиакон Иоанн Диденко: Мои обязанности еще досконально не очерчены. Я думаю, что в них будет входить ведение монастырской документации. У меня есть в этом деле опыт.

Людмила, 38 лет, Киев: Отец Иоанн, 22 июня была служба по случаю престольного праздника в Кирилловском монастыре? Как бы Вы оценили микроклимат и настроение людей?

Протодиакон Иоанн Диденко: Архиерейская служба прошла очень торжественно! У нас прихожане хорошие - много улыбаются. На престольный праздник улыбок было намного больше, чем в будние дни :)). А если серьезно, то «смутные времена» для Кирилловской позади. Наместник, Владыка Пантелеимон показал себя деятельным и опытным администратором. Уверен, про Кирилловский монастырь скоро будут говорить и писать только в позитивном ключе.

Светлана Сергеевна, 47 лет, Борисполь: Отец Иоанн, в общинах Кирилловской церкви и храма-палатки возле Верховной Рады состояли одни и те же люди, которые боролись против кодов и не очень нравились Митрополии. Храм у Парламента убрали, из Кирилловки их тоже выгнали. Не кажется ли Вам, что это гонения на верующих со стороны иерархии?


Протодиакон Иоанн Диденко: В Церкви самое главное послушание. Если послушания нет, человек автоматически выходит из общения церковного. Это касается и мирян и священников и архиереев.

Сергий, 30 лет, Николаев: В свое время я учился в Киевской духовной семинарии. Так уже тогда говорили, что Валентин Лукьянник и его братство действуют без благословения Блаженнейшего. Как же церковная администрация смогла допустить то, что он еще и занимает пост заместителя главы приходского совета такого храма?


Протодиакон Иоанн Диденко: Уже не занимает…

Андрей, 34 года, Киев, аспирант: Отец Иоанн, Вы долгое время ассоциировались у меня с Социальным отделом Православной Церкви, а совсем недавно я услышал, что Вы там уже не работаете? Правда ли это и в чем причины?

Протодиакон Иоанн Диденко:
На сегодняшний день я являюсь главой отдела благотворительности и социального служения Киевской епархии. Приглашаю к сотрудничеству :))

Елена, 29 лет, Киев: Мой младший брат является православным скаутом, и это ощутимо повлияло на его внутреннее и внешнее развитие. Кроме того, что он не боится физических трудностей, так еще и стал верующим мальчиком. Выражаю Вам, отец Иоанн, благодарность за это.

Протодиакон Иоанн Диденко:
Елена, Вам и многим родителям, которые написали письма поддержки, архиереям и священникам, которые мне звонили, низкий земной поклон – вы меня очень поддерживаете! Прошу молитв и посильной помощи – ведь детей воспитываем мы вместе :)).

 













Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com