ДОКЛАД. Блаженнейший Митрополит Савва | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

ДОКЛАД. Блаженнейший Митрополит Савва



Инаугурационная речь Блаженнейшего Саввы, Митрополита Варшавского и всея Польши,
почетного доктора богословия «Honoris Causa» Киевской Духовной Академии

 
Ваше Блаженство,
Ваше Высокопреосвященство Архиепископ Ректор,
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,
Учёный Совет Киевской Духовной Академии,
честные отцы, братия, студенты и вся Высокая Аудитория.

Прежде всего, сердечно благодарю Ваше Блаженство и Учёный Совет Академии за то, что удостоили меня самого высокого академического звания — доктора honoris causa. Спаси Вас всех Господь!

Имею великую честь быть сегодня в древнем Киеве, в стенах Святой Лавры Киево-Печерской и Духовной Академии, которая продолжает труд славных Киевских академий — Святителя Петра Могилы и дореволюционной Духовной Академии.

Испытываю также волнение потому, что в украинской земле покоится прах моих родных, почивших на этой гостеприимной земле. Они оказались здесь в результате вынужденного переселения из Холмско-Подляшского края. Верю, что их дух присутствует сегодня здесь со мной и всеми нами.

Уместно сегодня подчеркнуть важный факт общности наших исторических судеб. Верующие наших Церквей на протяжении церковной истории пережили очень много трудностей, преследований, гонений. Но православная вера наших народов побеждала испытания, и сегодня Святое Православие на Украине и в Польше живёт и свидетельствует перед всеми, что оно есть и что своей церковной деятельностью оно вносит в жизнь государств мир и всё что называется благом.

Радует тот факт, что сегодня наши государства тесно сотрудничают, а их лидеры способствуют развитию нормальной, добрососедской жизни, стараясь ликвидировать то, что в прошлом разделяло наши народы.

Торжественный акт вручения высокого звания доктора honoris causa в Христианской Богословской Академии в Варшаве Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и сегодня в Киевской Духовной Академии — Митрополиту Варшавскому и всея Польши об этом наглядно свидетельствуют. В своем слове я решил вкратце рассказать о жизни Польской Православной Церкви сегодня. Думаю, что это будет полезно для многих, особенно для молодёжи.

Православная Церковь в Речи Посполитой имеет многовековую историю. Эта история берет свое начало с времен формирования польского государства. Когда в IX веке племена вислян и полян были покорены Великоморавским государством, началась христианизация Малой Польши. Таким образом восточный обряд святых Кирилла и Мефодия распостранился на польских землях задолго до официального крещения вислян и полян князем Мешко I в 966 г. Это был один из путей, по которому Православие пришло на польские земли.

Исторические исследования, археологические раскопки в Вислице, Сандомеже, Острове Тумском и др. свидетельствуют о том, что в X веке епископские кафедры уже имелись в Кракове, Вислице, Сандомеже и других городах. Известно, что сторонник восточного обряда епископ Краковский Станислав был убит князем Болеславом I Храбрым, который, под влиянием латинского немецкого духовенства, всеми силами старался распространить латинский обряд. Он желал войти в союз с Германией, что и было им сделано в 1000 году в Гнезно.

Другой путь лежал через территорию Червоных Городов (Червонную Русь). Киевская Русь приняла крещение в 988 году, и это способствовало христианизации русских земель. А присоединиение Болеславом Храбрым в 1018 году Червоных Городов к Польше положило начало существованию Православной Церкви в границах Польши. В то время православные приходы на территории Польши были подчинены епископам Владимиро-Волынским и Турово-Пинским.

В период удельной раздробленности Польши, в XII - XIII веках, происходит развитие и расцвет церковной жизни. Особые заслуги в этом деле принадлежат галицко-волынским князьям.

Период с XIV по XIX век — наиболее трудный в истории Польской Церкви — характеризуется развитием реформации и сильной экспансией католицизма, результатом которой стала Брестская уния 1596 г. В этот период Православная Церковь в Речи Посполитой находилась вне закона. Здесь следует упомянуть, что большую роль в защите Православия сыграли в этот период, святой Пётр Могила, Богдан Хмельницкий, епископ Виктор Садковский.

Разделы польского государства (1793-1795) внесли юридические и организационные изменения в церковную жизнь. Православная Церковь на польских землях утратила свой прежний статус. В 1834 году в Варшаве было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году – самостоятельная епархия.

Начало XX века ознаменовано декретом императора Николая II от 17 октября 1905 года «об усовершенствовании государственного порядка». Часть бывших униатов из Холмской епархии и Седлецкой и Люблинской губерний оставила Православие и присоединилась к Римо-католической Церкви.
 
Первая мировая война внесла в жизнь Православной Церкви много зла.

Большая часть православных верующих, особенно из восточных польских земель, бежала вглубь России. Приходская жизнь на этих землях в период с 1905 по 1918 год совсем замерла.

Во второй Речи Посполитой Православия Церковь находилась вне закона. Государственные власти отождествляли себя с римо-католическим исповеданием. У Православной Церкви было отнято около 400 храмов и много церковного имущества. В этих новых трудных условиях Церковь боролась за своё существование. В 1922 году Московский Патриархат предоставил Церкви в Польше автономию. Экзархом и первым митрополитом стал епископ Минско-Туровский Георгий (Ярошевский), пользовавшийся правами митрополита провинции.

Православная Церковь в границах тогдашней Польши насчитывала более 4-х миллионов верующих. 8 февраля 1923 года Митрополит Георгий был убит архимандритом Смарагдом. На кафедру митрополита был избран архиепископ Дионисий (Валендинский). Его заботами Православная Церковь в Польше 13 октября 1924 года получила автокефалию от Константинопольского Патриархата, признанную всеми Православными Церквами, кроме Москвы. Патриархат Московский признал её лишь в 1948 году.

Самым тяжёлым периодом для Православной Церкви в Польше были 1938-1939 годы, когда было разрушено или отобрано около 300 храмов и церковных зданий. В нынешнем году мы отмечаем 70-летие этого печального события. Церковь была лишена юридических прав, находилась вне закона. Лишь в конце 1938 года президент издал указ о «временном отношении государства к Православной Церкви».

Невзирая на трудности, Православная Церковь в Польше в то время располагала двумя семинариями и Богословским факультетом в Варшавском университете, двенадцатью монастырями, велось душпастырская работа в армии, в школах преподавался Закон Божий, осуществлялась миссионерская деятельность, Митрополия издавала много церковной литературы и богослужебных книг.

Вторая мировая война много изменила в жизни Церкви. Новые границы по Бугу сократили численность верующих. Во время германской оккупации на территории Генеральной Губерни было три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская.

По окончании войны митрополит Дионисий оказался за границей польского государства. В Церкви была создана временная Коллегия во главе с епископом Тимофеем (Шреттером). После возвращения митрополита Дионисия в страну, он был в 1948 году арестован и находился под домашним арестом в г. Сосновце, где пребывал до 1960 года. Перед кончиной ему был разрешено возвратиться в Варшаву, где в том же году он и умер.

В 1951 году был организован Собор Епископов, который избрал митрополита.

Им стал архиепископ Львовский Макарий (Оксеюк), уроженец Польши.

Тогда же были учреждены четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щетинская. В 1983 году восстановлена древняя Перемышльско-Новосондецкая епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.

В 1951 году в Варшаве была открыта Духовная Семинария, существующая по сей день. Содержит её Церковь. Диплом её лиценциата признаёт государство. В 1957 году открыт Православный богословский факультет в Христианской Богословской Академии, который пользуется теми же государственными привилегиями, какими пользуются другие высшие государственные учебные заведения. Факультет подчиняется Собору Епископов.

Следует особо подчеркнуть, что послевоенный период был очень трудным в жизни Церкви. Верующие в рассеянии, нехватка духовенства, опустевшие разорённые храмы на Холмщине и в Подляшьи, недостаток в храмах в западных и северных землях нашего государства. Здесь нужно было организовать церковную жизнь с нуля.

Необходимо сказать, что в результате операции «Висла» было принудительно переселено 250 тысяч человек, а 450 тысяч вывезено в Советский Союз, главным образом на Украину.

До второй мировой войны Церковь насчитывала 12 монастырей, в результате войны остался лишь один в Яблочине, при этом разрушенныйнемецкими войсками. В 1947 году открыт женский монастырь на Грабарке.
 
Создан Социальный Фонд для духовенства и служащих Церкви.

Выработан и принят внутренний устав Церкви. Основано Братство православной интеллигенции; Братство православной молодёжи, которое входит в состав межправославной молодёжной организации СИНДЕСМОС.

Православная Польская Церковь является членом Всемирного Совета Церквей и Европейской Конференции Церквей, а также Польского Экуменического Совета. Принимает участие во всех межправославных мероприятиях.

Свои кадры для душпастырского служения Церковь готовит в следующих учебных заведениях: Духовной Семинарии, Христианской Богословской Академии, в Школе регентов и псаломщиков, Школе иконографической. Следует отметить, что в Университете в Белостоке имеется кафедра православного богословия. Кроме того, молодёжь наша обучается в Греции, России, Украине, Италии, Германии, Франции. Историческим событием в жизни нашей Церкви стало принятие польским парламентом в 1991 году юридического закона, регулирующего отношение государства к Церкви.

Согласно этому закону Церковь является юридическим лицом. От лица всей Церкви выступает Митрополит; епархии — епархиальный епископ, прихода — настоятель; монастыря — наместник; церковной организации — её председатель.

Исходя из этого закона, Церковь имеет возможность вести обучение детей и молодёжи Закону Божию, а также осуществлять душпастырское попечение — в армии, в госпиталях, домах милосердия, санаториях, тюрьмах, полиции и пр. Священники, трудящиеся в этих институциях, получают зарплату от государства.

Церковь имеет право организовывать церковные братства, заниматься благотворительностью и осуществлять дела милосердия. В настоящее время Церковь располагает 10-ю домами милосердия (приютами). В епархии, возглавляемой митрополитом, 5 домов и в остальных епархиях — по одному. Согласно закону Церковь имеет право строить новые храмы. После 1990 года в Митрополии построено 32 новых храма. Расходы, связанные с ремонтом храмов (исторических памятников), на 23% покрывает государство. Кроме того, Церковь имеет право закладывать вероисповедные кладбища, иметь свои телевидение и радио. К сожалению, мы этим не пользуемся из-за недостатка материальных средств. Существует лишь одна радиопередача в Белостоке. В Варшаве пользуемся радио Римо-католической церкви. Имеем возможность для радиопередач в рамках Польского Экуменического Совета.

Юридические церковные лица имеют возможность покупать и продавать имущество и свободно им пользоваться. Когда Церковь ведёт т.н. нехозяйственную деятельность, она освобождается от налогов. Можно учреждать разного рода фонды. Духовенство по выходе на пенсию пользуется Социальным Фондом, а те, кто преподает Закон Божий в школах, пенсию получают от государства.

Существует совместная церковно-государственная комиссия, которая занимается реституцией церковного имущества, которое было в свое время отнято государством. Следует заметить, что епископ, настоятель, монастырь могут иметь в собственности земельные владения.

Кроме названной комиссии работает другая церковно-государственная комиссия, которая решает текущие вопросы, возникающие в отношениях государства и Церкви.

А теперь статистические данные:


численность верующих – около 500 тысяч человек,
епархий – 8, и одна – заграницей,
епископов вместе с митрополитом –10 и два – заграницей,
приходов – 260;
монастырей – 5,
храмов – 400;
молитвенных домов –5,
священников – 420;
монашествующих – 80;
благочиний – 24, учащихся
в духовных школах – 200.

В заключение хочу отметить, что в современной истории Польского государства Православная Церковь смогла обеспечить самостоятельное существование. После многих столетий противостояния государства и Церкви, сегодня к Православию в Польше относятся не как к чужому вероисповеданию, а как к своему собственному. Церковь может свободно вести свою деятельность на благо всего польского народа. За этот дар мы благодарим Бога.

Завершая свое выступление, ещё раз благодарю за оказанную мне Киевской Духовной Академией честь в городе святого Владимира.

28 октября 2008 года,
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
.


†Савва,
Митрополит Варшавский и всея Польши,
Предстоятель Польской Православной Церкви


 









Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква