Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь



По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свтятителя Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что два раза в году, в дни памяти святиля Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье.

Однажды, в день весеннего празднования памяти святителя Николая, отец Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул отца Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но ощутил себя тяжело больным. Тогда он попросил ближних: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро».

Как известно, Северский край, где находится место явления иконы, не раз оказывался в конце XIV – конце XV веков и первой половине XVII века под властью Польши, чем и обусловлено употребление в предании слова «рыхло» в значении «быстро». Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был и не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону свт. Николая назвали Рыхловской.
В конце XVI века – периода, когда Северщина входила в состав Московского государства, – право владения землей будущего монастыря оспаривал у оболонского священника Захарии Васильева боярин Алексей Волжинский, однако проиграл тяжбу, ибо пастырь сумел найти письменный акт, подтверждавший, что спорный участок подарен приходскому храму свт. Николая одним из древних московских государей.

Ко времени после повторного отторжения Северщины от Польши относится первое историческое упоминание о Рыхловском монастыре. Оно встречается в описании городов Украины за 1654 год: «Да в Новгородцком же уезде Северском, на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чудотворца. Живет в том монастыре черной поп Еустафей да черной старец Прохор».

А монастырское предание говорит о трех пустынниках, живших при храме свт. Николая – Евстафии, Елисее и Илии. Однажды, когда двое из них отлучились в село за пищей, то Илия, на которого бесы обрушили сугубые искушения, решил укрепиться против них посредством перенесения чудотворной иконы из церкви к себе в келью. После молитвы пустынник вышел в лес, чтобы заняться рукоделием, и вдруг увидел свое жилище в огне. Пожар уничтожил келью, но чудотворную икону о. Илия и его сподвижники нашли на пепелище невредимой.
 
13 января 1669 года гетман Украины Демьян Многогрешный, «поглядаючи так на оскудность новофундованого монастира Рыхловскаго Свято-Николского», наделил обитель землей около близлежащего местечка Понорницы. А в своем универсале Рыхловскому монастырю от 19 апреля того же года Многогрешный писал: «Под начальством нашим старается о св. месте родной брат наш пан Василий Игнатович».

Позже о Рыхловской обители позаботились и другие гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы святителя Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.

В 1742 году опеку над Рыхловским монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский – придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны, он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 году Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х годах ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы.
 
В тот же период благоустройства обители произошли два чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. Первое чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, святитель Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви святого апостола Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь. Путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам. Соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 года бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях. Вторым чудом стало явление святителя Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божьего, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 году.

В 1754 году благотворитель Рыхловской обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же 1754 году состоялась закладка, а в 1760 году – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя святителя Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли.
 
Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 году угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого «есть одна из лучших здесь», и который «в пустой стороне большим украшением всегда служить будет». Просьбу графа удовлетворили.

В XIX в. архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 г. нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни.

В 1820-х годах в Рыхловской обители временно проживал знаменитый подвижник монастырей России и Украины иеромонах Василий (Кишкин, †1831), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 годах рыхловским иноком был преподобный Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879): первый раз – в должности казначея и сане иеродиакона, второй – в должности настоятеля и сане иеромонаха, с 1835 года – в сане игумена. Однажды, когда Рыхловская обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, прп. Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь святителю Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.
 
В первой половине 90-х годов XIX века в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец преподобный Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 году в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через три года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицко-Ильинскую обитель в Чернигове.

Пока преосвященный Антоний ждал приезда Луки, братия Свято-Троицко-Ильинского монастыря поговаривала: «Все Луку да Луку, будто и людей больше нет!» В ответ владыка пророчески намекал на будущее духовничество прп. Лаврентия: «Это такой Лука, что все у него будут спрашивать!» Между тем, сам Лука не хотел расставаться с полюбившейся ему пустынной Рыхловской обителью. Но однажды, уснув в слезах, он увидел благословляющий лик Пресвятой Богородицы. Прибыв в Чернигов и зайдя в храм Свято-Троицко-Ильинского монастыря, Лука увидел тот же лик и утешился. В дальнейшем Свято-Троицко-Ильинская обитель стала основным местом трудов подвижника: здесь он принял постриг с именем Лаврентия, в 1895 году — священство, а после кончины возлег честными мощами. Рыхловский монастырь тоже благоговейно чтит память преподобного Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.
Накануне трагических потрясений ХХ века Рыхловская обитель насчитывала пять каменных храмов и множество корпусов.

В центре монастыря возвышался сооруженный в 1754-1760 годах большой пятиглавый храм свт. Николая Мирликийского с двумя боковыми приделами: в честь святых  праведных Захарии и Елисаветы и в честь святой великомученицы Варвары. Изысканность архитектурного силуэта храма дала повод предположить, что в разработке проекта здания участвовал знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли.

Южнее главного храма стояла одноглавая церковь св. вмч. Феодора Стратилата, начатая в середине 40-х годов XVIII века и оконченная в 1749 году. В 1754 году в ней был погребен благотворитель обители Феодор Качановский. В 1817 году храм был расширен и обрел еще два престола, в честь Рождества Христова и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, первый из которых стал главным.

 
Севернее большого храма свт. Николая, на святых вратах обители, располагалась церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи со звонницей в среднем из трех куполов. Возведение храма датируют концом XVII века. или второй половиной XVIII века.

К юго-западу от центральной части монастыря находился малый храм свт. Николая, устроенный на месте обретения чудотворной Рыхловской иконы. Точная дата постройки здесь первого храма, который был деревянным, неизвестна. В начале XVIII в. гетман Украины Иван Скоропадский воздвиг на этом же месте новую церковь, тоже деревянную. А в середине столетия здесь появился одноглавый каменный храм, освященный в 1757 году.
 
Монастырский двор окружали каменные корпуса, где размещались кельи, трапезная и покои настоятеля. Основная территория обители была обведена каменной оградой. К северу от основной территории монастыря, на более возвышенном месте, стоял гостиный двор с корпусами для паломников.

В 1922 году обитель закрыли, в 30-х и 50-х годов все ее храмы и часть корпусов разобрали. Утратил монастырь и каменную ограду. В советское время впритык к северной границе гостиного двора обители было построено село Рыхлы. В 2004 году началось возрождение монастыря. Святыней обители является старинный список чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского.
 

Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква