Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко)



Православная Украина открывает своего Патриарха

Три аспекта пастырского визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину
 
Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко)


Визит Первосвятителя Русской Церкви показал Церкви и обществу, каким должно быть Православие ХХI века. Открытость, динамичность, ориентация на миссию, дар живого слова – все эти черты делают Святейшего Патриарха уникальным явлением не только в рамках Русской Церкви, но и всего современного Православия. С самых первых дней своего визита в Украину Святейший Патриарх засвидетельствовал, что он готов к откровенному диалогу по самым сложным и драматичным проблемам, волнующим сегодня украинское общество.

Патриарх не боится диалога. Не боится его, поскольку полагается в диалоге не на свои исключительные способности, а на Бога. «Я буду говорить то, что Бог положит мне на сердце, а вы судите сами, но судите непредвзято», – сказал в начале своего выступления в прямом эфире на телеканале «Интер» Святейший. И в этой постоянной «оглядке» на Бога, в этом внимании к Божьему слову, и заключается главный секрет успеха проповеди Святейшего. Патриарх не боится слушать Бога, и не боится произносить Его слово во всеуслышание. И это делает его проповедь притягательной для миллионов православных христиан во всем мире.

Анализируя украинский визит Святейшего Патриарха, можно выделить в нем несколько аспектов: миссионерский, пастырский и домостроительный.
 
Миссия

Первый аспект предполагает миссионерское служение Патриарха, целью которого является привлечение в Церковь так называемых «номинальных православных», то есть людей, которые интересуются православием и принимают его ценности, но недостаточно ознакомлены с христианским вероучением и не воцерковлены.

Святейший Патриарх – талантливый и яркий проповедник, который не боится говорить с современником на «светском» языке. «Сегодня, – сказал Святейший, обращаясь к духовенству и воспитанникам Киевских духовных школ, – мы должны думать о том, чтобы люди пришли в храм. Приход людей в храм перестает быть чем-то предопределенным. Для того, чтобы люди пришли, надо выйти к ним навстречу – вдруг они мимо храма идут по улице и не хотят поворачивать. Когда я говорю «выйти навстречу», я имею в виду не просто выйти из двери и встать поперек улицы. Церковь должна выйти навстречу миру, навстречу обществу, она должна научиться говорить с людьми на их языке, она должна обострить в сознании современного человека принципиальную важность того, что мы называем духовным измерением жизни»1.

Выступая в прямом эфире телеканала «Интер», Святейший Патриарх побил все рекорды популярности. Программу с его участием посмотрела треть всех телезрителей страны. Смелость мысли, эрудиция, мастерское владение словом, желание и умение вести диалог, врожденный аристократизм и чувство собственного достоинства – все это убедило миллионы телезрителей, что нынешний Патриарх Русской Церкви представляет не прошлое, а будущее Православия. Следя за мыслью Патриарха, миллионы телезрителей во всех уголках Украины воочию убедились, что православие живо и современно, что его время не в прошлом, но в будущем. Святейшего слушали и верующие нашей Церкви, и те, кто еще стоит на пороге Церкви. Более того, его слушали оппоненты – симпатики и прихожане неканонических церковных групп, для которых само именование «Патриарх Московский» уже несет в себе негативную коннотацию. И знаменательно, что слово Святейшего было услышано и этими, далекими от канонической Церкви, людьми. «Скажу откровенно, – заявила одна из постоянных критиков УПЦ религиовед Людмила Филиппович, – когда я смотрела и слушала Патриарха, я завидовала российскому народу, им несказанно повезло с патриархом, поскольку он очень развитой человек. Он мне был интересен как философ, как мыслитель, поскольку я также отношусь к философам. Я даже некоторые вещи взяла на заметку для себя, потому что со многими мыслями, которые высказывал патриарх, я солидарна. В частности, в отношении кризиса современного общества, необходимости христианского аскетизма, сознания человека и т.п.»2.

Телеэфир со Святейшим также стал примером для каждого архипастыря и пастыря Украинской Церкви. Святейший показал нам как мы должны говорить со своей паствой. Пример Патриарха научил нас не боятся свидетельствовать о собственной вере и мыслях, но делать с максимальной ответственностью и с чувством глубокого доверия и уважения к собеседникам.
 
Пастырство

Пастырский аспект визита предполагает, что Патриарх как первоиерарх Русской Церкви несет особое попечение о пастве Украинской Православной Церкви. География визита Святейшего Патриарха свидетельствует, что он стремится символически посетить все регионы Украины, что для него одинаково дороги общины нашей Церкви и на Востоке, и на Юге, и на Западе страны. «У меня одна цель, – заявил Святейший Патриарх Кирилл украинским журналистам накануне своего визита в Украину. Эта цель заключается в следующем – помолиться вместе с украинским народом. Кому-то это может показаться странным заявлением, кому-то – лицемерным, кому-то, может быть, вообще далеким от правды. Но это так»3. «Патриарх является пастырем своего народа, – сказал журналистам Святейший Патриарх в Симферополе, – и я приехал для того, чтобы молиться с людьми, преподать им свое благословение, услышать их голоса, разделить с ними их скорби и их радости»4.

Во всех местах своего пребывания Святейший Патриарх Кирилл проповедовал и литургисал. Общение в слове дополнялось общением в Евхаристии. Призыв к единству завершался литургическим явлением Царства, где это единство уже таинственным образом воплощено. И эта совместно принесенная Евхаристия объединяла ее участников не только с Воскресшим Христом, но – в Нем и через Него – друг со другом. Евхаристия стала явлением и свидетельством единства. И все, кому посчастливилось принять в эти дни Святые Дары из рук первоиереарха Русской Церкви, ощутили себя участниками единой трапезы, единым целым, единой, собранной вокруг Воскресшего, Церковью.

Везде, где проповедовал и служил Святейший, его сопровождал Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Смиренный, умудренный годами молитвы и труда Блаженнейший Митрополит и исполненный энергии, в совершенстве владеющий словом Святейший Патриарх – соработничество этих двух наиболее выдающихся иерархов нашей Церкви свидетельствует, что дары взаимосвязаны, а их носители – призваны к общему труду на благо Церкви.
Святейший Патриарх неоднократно благодарил Предстоятеля Украинской Церкви за его самоотверженный труд. И эта благодарность не носила протокольный характер. Много лет следя за жизненным подвигом Блаженнейшего Митрополита Владимира, Патриарх знает, что очень многим, чем может похвалиться сегодня Украинская Церковь она обязана молитве, мудрости и труду своего Предстоятеля.

«Украинская Православная Церковь, – сказал Святейший на встрече с епископатом, духовенством и верующими в Киево-Печерской Лавре 29 июля, – обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает. Огромный нерастраченный духовный потенциал! Украинской Православной Церкви удалось, в том числе благодаря мудрости Блаженнейшего митрополита Владимира и других иерархов, пройти между Сциллой и Харибдой – между разными полюсами политического напряжения. Это не был какой-то политический маневр, это было пастырское движение. Именно поэтому так велик сегодня авторитет Украинской Православной Церкви»5.
 
Домостроительство

Наконец, третий аспект также связан с пастырской ответственностью Патриарха перед обществом. «Домостроительство» – это пастырское слово Святейшего Патриарха к обществу, которое призывает нас возвратиться к традиционным ценностям и культурному укладу.

Визит в Киев показал, что для Святейшего Патриарха очень ценна киевская глава в истории Русской Церкви. Святейший Кирилл постоянно акцентирует внимание на том, что эта история до определенной степени «киевоцентрична». Что Киев – это не только столица Украины и украинского православия, но и общая святыня всех православных народов Восточной Европы. «Киев — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни», утверждает Святейший Патриарх6. И эта историософская формула свидетельствует, что Патриарх Кирилл стремится создать новую универсальную историософию, особое место в которой должен занять Киев как вечная святыня славянского мира.

«Мы не должны делить наследие Киевской Руси», – говорит этой новой историософией Святейший Патриарх. Мы должны жить этим наследием, мы должны сделать это сокровище актуальным для миллионов православных христиан Украины, России и Беларуси. Из уст Патриарха в эти дни часто можно было слышать словосочетание «русский мир». Как можно понять из общего контекста мысли Святейшего, в данном случае речь идет не о русской этнокультурной общности, а о том типе цивилизации, который был унаследован нами от Византии и восходит к Киевской Руси. Святейший Патриарх не призывает нас к отказу от государственной независимости Украины, как это интерпретируют некоторые недобросовестные обозреватели и политики. Свое отношение к украинской государственности Патриарх продемонстрировал еще в первый день своего визита, когда он закончил свою проповедь после молебна на Владимирской горке словами известнейшего украинского гимна «Боже, Великий Єдиний, Русь-Україну храни...”7 Обращаясь к пастве с хранить верность ценностям „русского мира”, Святейший не призывает нас отказаться от национального суверенитета. Он лишь обращает наше внимание, что Украина как прямая наследница Киевской Руси не должна выпадать из восточно-христианской цивилизации. Святейший Патриарх напоминает нам о том, что мы, живущие на древней земле Киевской Руси, в самом ее средоточии, несем особую ответственность перед историей за духовное и культурное наследие этой эпохи. И в этом призыве не нужно искать болезненных для украинского национального сознания смыслов. Патриарх призывает нас не отказываться от собственной национальной миссии, а напротив ее осуществить. Он лишь обращает наше внимание, что наша культура не сводится к XVII веку, а восходит намного глубже – к эпохе Киевской Руси.

Визит Святейшего Патриарха Кирилла открывает новую страницу в истории Русской и Украинской Православных Церквей.
 
Сноски в тексте:

1 Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киево-Печерской Лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии. http://patriarh.in.ua/uk/node/421

2«День». №132 от 31 июля 2009 г.

3 Интервью Святейшего Патриарха Кирилла украинским журналистам накануне визита в Украину (23.07.2009). http://patriarh.in.ua/uk/node/288

4 Святейший Патриарх Кирилл: первые шаги православной веры по земле исторической Руси, вышедшей из киевской купели Крещения, начались с Крыма (брифинг для журналистов Крыма). http://patriarh.in.ua/uk/node/486

5 Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии 29 июля 2009 г. http://patriarh.in.ua/uk/node/423

6 Там же.

7 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на Владимирской горке в Киеве (27.07.2009). http://patriarh.in.ua/uk/node/311

 









Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква