"Живый аки ангел посреде братии" К 350-летию обретения честных мощей прп. Иова Почаевского | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

"Живый аки ангел посреде братии" К 350-летию обретения честных мощей прп. Иова Почаевского



Прп. Иов является первым документально известным настоятелем Почаевской Лавры. «Ни письменные свидетельства, ни предания устные не сохранили никаких сведений о настоятелях, предшествовавших преподобному Иову. До него почаевские пустынники… могли и не иметь особых настоятелей, подчиняясь лишь каким-то духовным старцам… Иов был первым настоящим организатором возникающей обители Почаевской, ибо, по словам Досифея, «сицевого стража зело подвижна и искусна изволи имети Пресвятая Дева Богородица Мария в Своей небеси подобящейся обители» – пишет современный нам историограф Почаевской Лавры священник Владимир Зелинский  (в кн. "Объятия Отча. Очерки по истории Почаевской Лавры". Почаев, 2000, с. 54).

Основным источником сведений о прп. Иове является его «Житие», написанное игуменом Досифеем, учеником и одним из преемников подвижника в управлении обителью. Это «Житие» неоднократно издавалось в Почаеве, начиная с 1791 г. (см.: Митрополит Іларіон [Іван Огієнко]. Фортеця Православ’я на Волині Свята Почаївська Лавра. Церковно-історична монографія. Вінніпег, 1961, с. 130, 421).

Перескажем его вкратце по изданию: «Служба преподобному и богоносному отцу нашему Иову, в схимонасех Иоанну, игумену и чудотворцу святыя Лавры Почаевския. С приложением краткаго жития его, от ученика его игумена Досифея списанное» (Почаев, 1884). О происхождении подвижника сказано: «Родом бе от предел Покутских, в земли Галицкой обретающихся, от родителей правоверных, и Христолюбивых проименованных Железо». В Крещении мальчика нарекли Иоанном. Десяти лет, ощутив монашеское призвание, он удалился в Преображенский Угорницкий монастырь. Прозорливый игумен, «провидя в нем имущую быти Божию силу», принял Иоанна. В двенадцать лет Иоанн был пострижен. Юный инок оказался достойным своего звания: «живый аки ангел посреде братии». Позднее он сподобился священства, затем принял схиму. Подвижник прославился на всю Польшу и Западную Русь, к нему издалека приходили на беседу. Князь Константин Острожский уговорил игумена направить преподобного в Крестовоздвиженский Дубенский монастырь. Этой обителью подвижник управлял более двадцати лет, писал здесь книги. Тяготясь славой, угодник Божий тайно ушел на Почаевскую гору, но и здесь был вскоре избран игуменом. Преподобный много трудился, сам ухаживал за садом и виноградником, много молился, в том числе и ночами, имел каменную пещеру для молитв, уединялся в ней то на три дня, то на неделю. Однажды, когда подвижник молился в пещере, явился несказанный свет, который более двух часов осиявал всю монастырскую церковь, чему свидетелем стал ученик игумена отец Досифей, в ужасе павший ниц. От своих трудов преподобный имел на ногах отеки и раны, был согбен. Подвижник был милостив, немногословен, постоянно читал Иисусову молитву. В одну ночь игумен увидел на монастырском гумне вора, крадущего пшеницу. Вор еле передвигался: давил мешок, давил стыд, а вид лица старца, излучавшего святость, приводил в оцепенение. Придя в себя, вор пал к ногам преподобного, прося никому ничего не говорить, ибо многим был знаком в округе. Старец же помог вору вновь взвалить мешок на плечи и только смиренно сказал не поступать так больше, ради заповеди и Суда Божия. Достигнув столетнего возраста и за неделю узнав время своей кончины, преподобный, совершив в предсказанный день Литургию и простившись с братией, безболезненно почил 28 октября 1651 г. Через семь лет многие видели свет от могилы старца. На восьмой год прп. Иов явился ночью митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и молвил: «Извествую твоему преосвященству, яко хощет Бог тобою открыти кости моя». Спустя время видение повторилось. Но владыка Дионисий лично знал старца и подумал, что это обычный сон. Старец явился в третий раз, и уже с угрозой. Митрополит проснулся в трепете и поту, отправился в Почаев, расспросил о жизни прп. Иова, вскрыл гроб подвижника, обрел в нем нетленные мощи, от которых полилось благоухание. 28 августа 1659 года мощи внесли в монастырский храм Святой Троицы. Многие больные в тот день получили исцеление. По прошествии малого времени совершилось еще одно чудо. Строительница храма Святой Троицы Ева Домашевская приехала в обитель накануне праздника Воздвижения Честного Креста Господня и отдыхала со служанками в отведенной келье. В полночь, когда все спали, Ева услышала необычное пение, доносившееся из церкви, и увидела свет, льющийся из окна храма. Домашевская решила, что идет служба, и послала служанку Анну к церковным дверям узнать о происходящем. Анна вошла в храм и внезапно увидела свет, и слышала неизреченное пение. В церкви стоял прп. Иов среди двух прекрасных светлых юношей, творивших молитву. Анна в ужасе хотела бежать, но угодник Божий сказал: «Бог да будет с тобою, девица, не бойся, но иди позови мне иеросхимонаха Досифея игумена». Анна ответила, что тот смертельно болен. Преподобный дал ей лоскут шелковой ткани, омоченный в миро, и велел отнести больному и позвать его. Анна пошла и постучала. Игумен не разрешил сокелейнику открывать: слыша женский голос, он думал, что это бесовское наваждение. Но служанка продолжала стучать и просила, чтобы сокелейник игумена взял целебный лоскут, присланный прп. Иовом. Досифей вооружился крестом и велел открыть. Приняв лоскут, он помазал им тело и ощутил себя здоровым. Затем отправился к храму и нашел екклесиарха, который отворял церковные двери. И удивленно спросил: «Что такое Божественной силой совершается в сей святыне нашей?» В свою очередь, екклесиарх удивился, что игумен, бывший вчера еле живым, спешит сегодня в храм. Отец Досифей ответил, что спешит, исполняя веление отца Иова, и пересказал услышанное от Анны, а также поведал о своем исцелении. Войдя в церковь, игумен с благодарением припал к раке мощей прп. Иова ("Служба преподобному и богоносному отцу нашему Иову...", л. 17-22 об.).

Ряд книг и статей о прп. Иове написал и опубликовал в 70-80-х гг. XIX в. известный историограф Почаевской Лавры протоиерей Андрей Хойнацкий. Прп. Иову посвящены также работы многих других авторов. В частности, к теме подвижнической жизни прп. Иова обращался писатель Пантелеимон Кулиш (публикация «О значении пр. Иова, Почаевского игумена» в «Газете Крестного календаря», №№ 45, 47 за 1875 г.).

Кроме специальных работ о прп. Иове, написанных о. Андреем Хойнацким, дополнительные факты из жизни подвижника были приведены и в более поздних публикациях о Почаеве. Так, например, в книге «Материалы по истории Почаевской Лавры» (Почаев, 1912) опубликовано письмо прп. Иова к российскому царю Михаилу Федоровичу, написанное в 1626 г. в связи с пожаром, произошедшим в обители (текст письма, со ссылкой на «Материалы», помещен и у о. Владимира Зелинского).

Подытоживая труды прп. Иова на основе как «жития» подвижника, так и других материалов о нем, о. Владимир Зелинский отмечает: «В те первые «послеуниатские» годы [годы после принятия Брестской унии – ред.] нужно было иметь необыкновенное благоразумие. Твердость воли, глубокую убежденность и укорененность в Православии не только для того, чтобы управлять строящейся обителью, но даже и просто для того, чтобы сохранить свою веру… И вот великий аскет, любитель безмолвия и пустынножительства, ревностно принимается за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. И все эти тяготы и попечения, столь чуждые его внутреннему духовному строю и присущему ему созерцательному подвижничеству, безропотно несет он до конца жизни, не брезгая даже судами и бумажной волокитой. Ибо такие задачи возлагались на него Промыслом, и в дальнейшем мы видим преподобного в роли хладнокровного и упорного защитника интересов Православия и обители» ("Объятия Отча...", с. 54).

Дошедшее до нас наследие прп. Иова как духовного писателя составила «Книга блаженнаго Иова Железа, игумена Почаевского, власною рукою его писанная». В XIX в. она хранилась в Почаевской Лавре. По словам профессора Киевской Духовной Академии Н. Петрова, «она далеко не сохранилась в первоначальном своем виде и наполовину состоит из черновых набросков и разных выписок без заглавий и указания источников, откуда они заимствованы». Поэтому не сразу стало ясно, что из написанного принадлежит прп. Иову как автору, а что выписано из других святоотеческих произведений. В 1882 г. архиепископ Волынский и Житомирский Тихон, настоятель Почаевской Лавры, предложил Духовному Собору обители поручить разбор рукописи специалиству. Выбор пал на Н. Петрова. Итогом работы явилась изданная в 1884 г. в Почаеве книга «Пчела Почаевская», где упомянутая рукопись сопровождалась научным комментарием. Название книги взято Н. Петровым в подражание древне-византийским сборникам духовных поучений («меда духовной мудрости»), которые часто называли «Пчела». Из восьмидесяти статей рукописи около десяти принадлежат прп. Иову, хотя отличаются компилятивным и подражательным характером. Изначально книга представляла собой сборник тетрадей, имевших разную нумерацию. На рубеже XVII-XVIII вв. некий почаевский инок переплел рукопись, добавил заглавие и ряд приписок православно-догматического содержания. К этому времени значительная часть изначальной рукописи уже была утрачена, на что указывали остатки прежней нумерации листов. В XVIII в. (вероятно, вторая половина) другой инок попытался разделить материал на главы. Н. Петрову удалось вычислить, какие именно произведения принадлежат прп. Иову. Это поучения «Об отречении от мира и о духовном совершенстве», «О Каине и Авеле и зависти и злобе», «Против пьянства», «О семени и сеятеле и слушании Слова Божия», «О богатом и о Лазаре», «О терпении и о благопохвалении и да не тако зело печемся о умерших», «О Божестве Иисуса Христа», «О Божестве и Человечестве Иисуса Христа, Сына Божия, Его Воплощении и о Богоматери», «В неделю Ваий» (Пчела Почаевская, с. 3-7, 23, 94-101, 300-316). В 1932 г. оригинал «Книги» прп. Иова был увезен в резиденцию митрополита Варшавского и впоследствии утрачен (см.: Митрополит Іларіон [Іван Огієнко]. Указ. соч., с. 122).

Невзирая на то, что в схиме преподобный носил имя Иоанн, которым и подписывался, в историю Церкви он вошел как Иов. Причину этого о. Владимир Зелинский видит в словах игумена Досифея: «Не именем токмо, но и самою вещью, многоболезному оному в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов уподобился» (с этих слов и начинается «Житие» прп. Иова).
Владислав Дятлов
 










Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква