КОММЕНТАРИЙ. Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь Предстоятеля УПЦ | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

КОММЕНТАРИЙ. Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь Предстоятеля УПЦ



Служение усопшего Патриарха Алексия II и избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви комментирует Преосвященный Александр, епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, Секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Служение Предстоятеля предполагает особые отношения с паствой, которые византийское богословие и каноническое право сравнивают с брачными. Предстоятель – это икона Христа, являющегося Женихом Церкви. И именно его служение должно являть нам жертвенный образ Божественной любви. Поэтому кончина Предстоятеля – это всегда испытание и печаль для его паствы. В другой богословской перспективе Патриарх – это всегда Отец. Отец и глава, вверенной его духовному попечению местной Церкви. В традиции Русской Церкви Предстоятель поминается за богослужением как «великий Господин и Отец». И эта литургическая формула раскрывает два различных аспекта патриаршего служения. Первый аспект связан с ответственностью, возложенной на Патриарха как на обладающего значительной канонической властью главу Церкви. Второй – раскрывает его служение уже в несколько ином свете. Ведь образ отцовской любви – это не только требовательная любовь, но и любовь кенетическая, самоумаляющаюся. Отец, несущий ответственность за своих чад, не только требует от них послушания, но и проявляет к ним основанное на родственном чувстве милосердие и сострадание.

Святейший Патриарх Алексий II возглавлял Русскую Церковь уже в постсоветское время – время, когда открылись возможности, которых Церковь ранее была лишена. Однако стало ли патриаршее служение от этого легче, по сравнению с его предшественниками? С одной стороны, Церковь впервые за многие десятилетия получила свободу. С другой, эта свобода оказалась сопряжена для нее с огромной ответственностью. Общество, разочаровавшееся в коммунистической идее, устремило свой взгляд на Церковь, ожидая социального чуда.

Миллионы людей поверили в то, что Церковь – уже в силу самого факта своего существования – станет для общества той силой, которая поможет ему нравственно возродиться. От Церкви ждали, что она станет «всем для всех». От нее ожидали помощи бедным и престарелым, духовного просвещения, активного присутствия в медиапространстве. Никто не спрашивал Церковь, насколько она готова, после десятилетий существования в условиях несвободы, к выполнению такой сложной социальной задачи. Обладает ли достаточными для осуществления столь масштабного социального проекта средствами и кадрами?

Святейший Патриарх взял на себя колоссальную ответственность. За те 18 лет, которые он возглавлял Русскую Церковь, она значительнейшим образом изменилась, став из Церкви, вынужденной молчать – Церковью слова и дела. Однако главное, что удалось сделать Святейшему Патриарху – это не разочаровать в Церкви общество. Святейший пользовался в Церкви и обществе беспрецендентным авторитетом. От него всегда ждали мудрого и рассудительного слова, взвешенной, продуманной позиции, ждали жестов, служащих церковному миру и единству. И Предстоятель всегда оправдывал эти ожидания, действительно будучи той личностью, которая объединяла всех.

Имея возможность непосредственного, хотя и не частого, но откровенного, общения со Святейшим, хотел бы отметить, не со слов, а из личного опыта, что он был действительно выдающейся личностью. Это был глубоко церковный человек, обладающий отменной богословской эрудицией, блестяще владеющий даром слова. Но одним из его главных качеств было то, что он не стремился самоутвердиться через свою каноническую власть. Начиная свой путь Предстоятеля с визита в Украину летом 1990 года, Святейший прекрасно знал, с какими трудностями сегодня, в 2008 году, может быть сопряжено его участие в праздновании 1020-летия Крещения Руси в Киеве.

Тем не менее, откликнувшись на просьбу Блаженнейшего Митрополита Владимира, Святейший Патриарх принял решение посетить Украину. Бог свидетель, Украинская Православная Церковь сделала все от нее зависящее, чтобы визит Святейшего был успешным и не был связан с какими-либо досадными инцидентами. И все же, различия в приеме Предстоятелей Константинопольской и Русской Церкви со стороны государства не могли не бросаться в глаза. К сожалению, у части украинского общества и нынешней политической элиты еще сохраняется неадекватное представление о Русской Церкви как «инструменте имперского влияния», как о Церкви России.

Украина приняла Патриарха Алексия с любовью. Совершенно не согласен с теми, кто сегодня отождествляет ошибки отдельных политиков с позицией украинского народа, а тем более – Украинской Церкви. С благодарностью вспоминая патриарший визит, наш Предстоятель, а также многие епископы, священники и миряне Украинской Православной Церкви отмечают, что Святейший достойно перенес все его отдельные трудности и испытания. Это не было «испытанием Украиной», как говорят сегодня отдельные безответственные комментаторы. Ведь в очах Божьих Украина – это прежде всего Украинская Церковь и ее многомиллионная паства, которая с большой любовью относилась к Предстоятелю Русской Церкви, что было явлено как в Лавре, так и на Владимирской горке. А в эти дни мы усиленно молимся об упокоении его души. Однако, вспоминая визит Святейшего в Украину и то, как отдельные политики и чиновники пытались продемонстрировать Патриарху Московскому, будто его положение значительно ниже статуса Предстоятеля Константинопольской Церкви, и я, и многие другие православные люди до сих пор испытывают чувство стыда за неуклюжие шаги госчиновников, вторгшихся на чуждую их менталитету территорию церковного права.

Смерть Патриарха – это всегда испытание, тем более, если под его омофором прошла целая эпоха. Однако Господь никогда не оставляет Свою Церковь, и, избрав Местоблюстителя Патриаршего Престола, церковный народ возносит сегодня свои молитвы о том, чтобы будущий Патриарх оказался достойным преемником усопшего Первосвятителя.

Патриарх будет избран на Поместном Соборе, который состоится в Москве 27-29 января 2009 года, причем в его работе будут принимать участие не только епископат, но и избранные епархиями священники, монашествующие и миряне. Избрание Патриарха по традиции должно быть тайным. Скорее всего, будет выдвинуто несколько кандидатов на патриаршество, и у участников Собора будет возможность избрать лучшего.

Однако кто бы ни оказался избранным Патриархом, первое время для нового первосвятителя будет особенно трудным, поскольку церковный народ и общество невольно будут сравнивать его с покойным Патриархом Алексием. Новый Патриарх будет избран в период глобального экономического кризиса, когда во многих странах резко ухудшился уровень жизни, увеличилась безработица, многие семьи вынуждены отказаться от привычного образа жизни, чтобы обеспечить себе самое необходимое. Поэтому от Патриарха будут ждать не только слова проповеди, но и слова сочувствия, а также скромного и смиренного образа жизни.

Покойному Патриарху Алексию удалось выстроить конструктивные, основанные на взаимном уважении взаимоотношения Церкви и российского государства.

Новому Предстоятелю будет необходимо не только бережно сохранить, но и приумножить сделанное его предшественником в этом направлении. Вместе с тем, перед ним будет стоять и другая задача – сохранить многонациональный и полифонический характер Московского Патриархата, а также всячески способствовать уврачеванию церковного раскола в Украине. И, наконец, самый главный аспект служения будущего Патриарха – он должен быть подлинным молитвенником, свидетельствуя своим духовным подвигом и образом жизни то, что является избранником церковного народа, Поместного Собора и другом Божьим.
 









Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква