Устройство Украинской Православной Церкви, география православия до и после Харьковского Архиерейского Собора | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Устройство Украинской Православной Церкви, география православия до и после Харьковского Архиерейского Собора



У каждого народа есть такие вехи истории, которые кардинально влияют на его дальнейшее развитие. Для нашей Родины таким событием стало Крещение Киевской Руси в 988 году святым равноапостольным князем Владимиром.

Украина унаследовала древние традиции Киевской Руси, тщательно сохраняя священное наследие - православную веру, поэтому Блаженнейший Митрополит Владимир часто говорит: «История Украины - это история нашей святости»1. Воплощением святости является Православная Церковь, которая «неотделима от Вселенской как Церковь украинского народа... Православная вера в нашем народе жива и сегодня, несмотря на то, что на протяжении почти ста лет ее пытались уничтожить - наша Церковь жива, и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)»2.

Церковь, помимо своего таинственного бытия,
реально действует и в мире

Она целиком доступна естественному опыту человека, раскрывает свой Божий дар тому, кто направляется ко Господу, дает каждому жизнеутверждающий источник благодати.

Сакраментальная жизнь Церкви нерушимо связана с земными, конкретными формами бытия. Она характеризуется открытостью миру, предлагая свои ценности всем и каждому, освящая сферы человеческой жизни великой духовной силой, способной преодолеть негативные явления - социальные, моральные, культурные.

Украинская Православная Церковь - прямая правопреемница Украинского Экзархата в составе РПЦ. Она формировалась в конце ХХ века - в бурное время общественно-политических событий и кардинальных изменений в духовной жизни как социума, так и каждой отдельной личности. Сложности взаимоотношений между государством и Церковью, расколы актуализировали роль УПЦ как духовного авангарда в возрождении общества, поэтому для противодействия негативным явлениям, раскольническим тенденциям среди православных верующих Украины и распространению унии в 1989 году статус Церкви в границах Экзархата был повышен - усилена его самостоятельность в решении проблем на местах.

В целом «действия относительно автономизации Православной Церкви в Украине принесли свои добрые плоды. Но если бы реорганизация началась немного раньше, средства были бы эффективнее»3, потому что в начале 1990 года уния и раскол превратились в достаточно широкое движение, особенно в западных областях, вследствие чего потребовались срочные изменения в устройстве Православной Церкви в Украине. Этот вопрос стал на повестку дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года. В ответ на обращение украинского епископата к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату РПЦ, Украинскому Экзархату была предоставлена независимость в управлении. Украинская Православная Церковь стала наследницей древней Киевской Митрополии (в границах Украины) Украинского Экзархата РПЦ.

Томос с постановлением об автономии Украинской Православной Церкви предоставлял ей самостоятельность в управлении епархиями, которая распространялась на канонические, богослужебные, хозяйственные, финансовые и духовно-образовательные сферы внутренней жизни. «Соборная молитвенно-каноническая связь УПЦ со Вселенским Православием этим документом не нарушалась, наоборот - сохранялась и совершалась в рамках догмата веры в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь через кириархальную РПЦ, составной частью которой Украинская Церковь остается, а также через членство Предстоятеля УПЦ в Священном Синоде РПЦ и участие украинского епископата в Архиерейских и Поместных Cоборах РПЦ. Свидетельством пребывания Украинской Православной Церкви в благодатном лоне Вселенского Православия является уставное возношение имени Предстоятеля РПЦ за богослужением и благословение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси новоизбранного Предстоятеля УПЦ. Соответственно, украинский епископат, воплощая вероисповедный принцип соборности Церкви Христовой, принимает участие в выборах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а Предстоятель УПЦ - в обряде интронизации Предстоятеля РПЦ. Таким образом, реальные права и канонический статус фактически приблизили к полноте прав статуса Поместной Церкви, без формального определения последней Поместным Собором РПЦ»4.

После предоставления автономии был сформирован
Священный Синод УПЦ

Этот орган имеет право создавать или упразднять епархии в границах Украины, избирать кандидатов на епископские кафедры, благословлять открытие монастырей; также он уполномочен решать вопросы внутренней жизни Церкви в период между Архиерейскими Соборами УПЦ, которые, согласно Уставу, являются высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви получил право самостоятельно и независимо избирать Предстоятеля - Митрополита Киевского и всея Украины.

С получением автономии, несмотря на антицерковные действия униатов и раскольников, Церковь быстро достигла значительных успехов в различных сферах деятельности. В это время открываются новые монастыри: Свято-Богоявленский в Кременце (Тернопольская епархия), Свято-Успенский Зимненский (Волынская епархия), Свято-Троицкий Межиричский и Свято-Троицкий Дерманский (Ровенская епархия), Спасо-Преображенский Мгарский и Рождества Богородицы Козельщинский (Полтавская епархия), Успенский Елецкий в Чернигове (Черниговская епархия).

Учреждаются новые духовные школы: Киевская, Волынская и Почаевская семинарии.

В 1991 году Церковь насчитывала 18 епархий, созданных на территории Украины еще в советские годы, и 4 новых, которые появились в период с 1988 по 1991 год: Тернопольская (1988), Ровенская (1990), Луганская и Донецкая (1991). Численность приходов превышала 5 тысяч. В это время также были избраны и рукоположены 9 новых архиереев:

- епископ Марк (Петровций) - 28.07.1988

- епископ Иоанникий (Кобзев) - 13.12.1988

- епископ Ионафан (Елецких) - 23.04.1989

- епископ Варфоломей (Ващук) - 24.02.1990

- епископ Нифонт (Солодуха) - 31.03.1990

- епископ Василий (Златолинский) - 02.12.1990

- епископ Онуфрий (Березовский) - 09.12.1990

- епископ Сергий (Генсицкий) - 17.02.1991

- епископ Иларион (Шукало) - 29.09.1991.

Казалось, в Украине наступает лучшее, свободное время для Церкви...

...Теперь она сможет беспрепятственно выполнять свою благодатную миссию. Но уже в следующем, 1991 году, ее ожидали новые испытания, связанные, в первую очередь, с личностью, возглавлявшей УПЦ в то время. Тогдашний Предстоятель никак не противодействовал распространению униатства в Галичине и автокефальному движению в православной среде. Своей бездеятельностью в этом вопросе, а также способом жизни, не соответствующим духу и требованиям канонов Православной Церкви, ее глава - митрополит Филарет (Денисенко) - посеял смуту среди православных верующих.

Епископат и клир Украинской Православной Церкви обратились к Святейшему Патриарху Алексию II и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви с просьбой решить проблему, угрожающую православию в Украине. Из-за отступничества Филарета после Архиерейского Собора РПЦ (31 марта - 5 апреля 1992 года), на котором рассматривался вопрос о его деятельности, согласно п.12 ст.V Устава об управлении УПЦ этот человек более не мог быть Предстоятелем. Временное руководство перешло к старшему по хиротонии члену Священного Синода УПЦ - митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 27-28 мая 1992 года владыка Никодим в своем кафедральном городе созвал Архиерейский Собор, на котором митрополит Филарет был снят с должности главы УПЦ, управляющего Киевской епархией и запрещен в священнослужении. Новым Предстоятелем архиереи избрали Митрополита Владимира (Сабодана) - выдающегося иерарха, церковного деятеля и богослова, известного во всем христианском мире.

20 июня 1992 года в древнем Киеве Владыка со смирением принял новое послушание. С этого времени началась новая эпоха развития Православной Церкви в Украине. Сегодня весь православный мир свидетельствует: благодаря огромной любви к людям и мудрому управлению Блаженнейший Митрополит Владимир поднял Церковь на достойный уровень в деле исполнения ее благодатной миссии в Украине. Его руководство является «свидетельством нерушимости Святого Православия, стойкости святых канонов, крепости в противостоянии ересям, лжеучениям и расколам»6.

Сегодня УПЦ - наибольшая среди всех ветвей православия в Украине

Ее доля составляет 68,2% православных общин нашей страны. Украинская Православная Церковь имеет 40 епархий, в которых несут послушание 10 митрополитов, 21 архиепископ, 18 епископов. Действуют более 11 тысяч общин верующих, опекают которых 8700 священнослужителей. Насчитывается 185 монастырей и три Лавры: Свято-Успенские Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. Систему духовного образования УПЦ составляют 16 учебных заведений, в которых обучаются около 4,2 тысяч человек. В Украине зарегистрировано 31 братство, издается более 100 периодических церковных изданий. Наибольшее количество общин - в Винницкой (929), Хмельницкой (866), Волынской (584) и Ровенской (593) областях.

Святая Православная Церковь была и остается духовной сокровищницей, в которой сохраняется и преподается каждому ищущему духовный дар - истинная вера. Время, в которое нам довелось жить, ознаменовано подъемом общественно-морального сознания. Своим посильным вкладом в духовное воспитание народа, в миротворчество и стабильность наша Церковь принимает активное участие в утверждении православного самосознания. Как результат - ее авангардное положение среди других православных структур в Украине.

Большая заслуга в этом процессе принадлежит главе Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, который все свои силы отдает заботам о нашем православном сообществе. Он, «подобно апостолам, всей своей жизнью показывает пример следования учению Христову»7, постоянно призывая людей доброй воли твердо исповедовать православную веру, дарить ближним надежду и любовь.

Библиографические ссылки:

1. Православний вісник. - № 2. - С. 4.

2. Митрополит Володимир. Українська Православна Церква - в ній моє життя. - К., 2001.

3. Драбинко О. Православ'я в посттоталітарній Україні. - К., 2005. - С. 32.

4. Українська Православна Церква / Виконання обов'язків та зобов'язань України, що випливають із членства в Pаді Європи. Збірка матеріалів. - К., 2006. - С. 23.

5. Православний церковний календар за 2007 рік. - К., 2006. - С. 153-154.

6. Найвище за все - любов / Служити Богу й людям: Збірка статей. - Т. 9. - С. 139.

7. Воронін В. Апостольською дорогою: штрихи до портрета Блаженнішого Митрополита Володимира // Вісник Прес-служби УПЦ. - 2002. - № 10. - С. 14.



   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква