Роль священнического служения в жизни Церкви | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Роль священнического служения в жизни Церкви



Священство есть особое, существенно необходимое служение в Церкви Божьей, ведущее начало от ее Основателя Господа Иисуса Христа и поручаемое избранным. Священство состоит в строении Таин Господних, проповеди Слова Божьего и попечительном руководстве людей в духовной жизни.

Пастырское служение есть служение высокое и важное

Апостол Петр писал, что священство - это «род избранный» (1 Пет. 2, 9), высота его открывается из того, что оно учреждено Самим Господом Иисусом Христом. Принимающих сан Бог наделяет особыми полномочиями, отдавая им часть той власти, которая дана Ему на небе и на земле, и обещает быть с ними «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Пастыреначальник и Глава Церкви есть Сам Христос. Он принял крестные муки и отдал Себя в жертву за человеческий род, «искупил нас от греха и уготовил для нас жизнь вечную через Свое первосвященническое служение»1, явив Своим ученикам и последователям образ истинного пастырства. Любить паству, жертвовать собой ради нее, полагать за нее душу (Ин. 10, 11) - вот долг каждого священнослужителя, который обязан со страхом Божьим и великой ответственностью «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).

Духовные особы должны быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 13-14). Краеугольным камнем для осмысления святой миссии пастырства являются слова Спасителя: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10, 14-15); «овцы Мои слушают голоса Моего, и... идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Ин. 10, 27-28).

Через священника верующим сообщается спасительная благодать Божья, которую Бог даровал Своей Церкви. В Писании они называются не только служителями Божьими (1 Кор. 3, 5), но и соработниками Господа (1 Кор. 3, 9), а потому величие, честь и достоинство, окружающие имя нашего Господа, Главы устроенной Им Церкви, отражается и на них.

В Священном Писании цель, для которой учреждено священство и к которой должны стремиться служители алтаря, поставляется в созидании Тела Христового. Дело священника - просвещать людей светом небесной истины и разгонять тьму суеверий, поэтому к ним приложимы слова Господа: «Вы - свет мира» (Мф. 5, 14). Однако «чтобы просвещать кого-то, нужно самому быть светлым. Чтобы очистить кого-то, нужно самому быть чистым. Чтобы дать кому-то, нужно иметь»2. Отвечать этому назначению и светить другим невозможно, если не иметь света в себе, и света чистого, заимствованного от Солнца правды!

В документах, служащих к определению и уяснению строя церковной жизни, в писаниях святых отцов, почитаемых всем миром, честь священника и его звание ставятся весьма высоко. Отмечая особое значение священства, отцы, с одной стороны, призывают мирян относиться к духовенству с подобающим уважением, а с другой - самих ставленников и кандидатов располагают приступать к своему призванию с особой осторожностью, постоянным вниманием и трепетом.

Несмотря на качества, присущие истинным пастырям,
христианскую Церковь в разные времена беспокоили
всевозможные ереси и расколы

Под громкими лозунгами, используя самые сокровенные и светлые чаяния людей, лжепророки в овечьих шкурах (Мф. 7, 15) пытались и ныне пытаются вывести паству из спасительной церковной ограды, разорить Церковь изнутри, разъединить ее по национальным, историко-географическим, культурным и иным отличиям.

Отечественная церковная история знает несколько отрицательных личностей в среде иерархов. Среди них - Климент Смолятич, поставленный в 1147 году на Киевскую кафедру князем Изяславом II без благословения патриарха и вопреки воле епископов3. На Руси это был первый раскольнический иерарх, внесший немало смуты в жизнь Церкви. Печально известен митрополит Киевский Исидор - один из активных деятелей Флорентийской унии (1439)4, тайный кардинал, предавший православие и пытавшийся насадить католицизм. Также можно вспомнить митрополита Киевского Михаила (Рогозу) - участника Брестской унии (1596)5, а также анафематствованного бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко).

Святые отцы говорят, что причиной раскола является гордость, приведшая к непослушанию и митрополита Филарета. Филарет - беспрецедентная фигура в истории православия. Вся его деятельность направлена на разрушение, уничтожение канонической веры, ее апостольских правил и заповеданных святыми отцами канонов. Он выступил против самой природы Церкви, Единой Святой Соборной и Апостольской, восстал против ее богозаповеданного единства, о котором перед голгофскими страданиями молился Господь наш Иисус Христос: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; (Ин. 17, 21-23).

Бывший Предстоятель кощунственно восстал против святости Церкви, поправ каноны, всецело посвятив свою церковную и личную деятельность служению греху. Он отверг один из основополагающих принципов Церкви - Соборность, ибо ее Тело состоит «не из одного члена, но из многих» (1 Кор. 12, 14). Восстал против апостольского преемства в Церкви, дерзая, будучи лишенным сана, именовать себя «патриархом», совершать богослужения и лжехиротонии, «ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 13-15).

Пастырей, отпавших от Церкви, которым «овцы не свои», Евангелие называет наемниками (Ин. 10, 12-13). Они используют власть «для гнусной корысти», стремясь «господствовать над наследием Божьим» (1 Пет. 5, 2-3). Но, как богочеловеческий организм, Церковь всегда будет побеждать в любых, самых тяжких для нее обстоятельствах, извергая из своей среды все нечестивое и недостойное.

Древнерусский книжник писал, что святыня, подобно морю, «не держит в себе гнилого»6. Ввиду вышеуказанного, священный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученнаго: таковый совсем да отсечется от Церкви»7, - единогласно определил: отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой.

В смутное время нестроений и распрей в укреплении канонического православия веское слово сказал Харьковский Архиерейский Собор

27-28 мая 1992 года водительством Святого Духа были приняты поистине судьбоносные решения. Участники Собора, ставшего вехой в истории Украинской Православной Церкви, в полной мере исполнили свой архипастырский долг, защитили единство Святого Православия. Успешная реализация решений Собора стала возможна благодаря их полному пониманию со стороны большинства клира и верующих, поддержавших своих епископов и сохранивших верность Матери Церкви.

На этом же Соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран Митрополит Владимир (Сабодан) - выдающийся иерарх, известный во всем христианском мире церковный деятель, глубокий богослов, почитаемый в среде духовенства и народа святитель. В одном из своих богословских трудов Блаженнейший Митрополит Владимир, раскрывая предназначение земной миссии Спасителя, пишет: «Придя на землю, чтобы спасти нас (Мф. 18, 11), Господь Иисус Сам благоволил называть Свой великий подвиг, через который мы действительно спасены, служением: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28)»8.

Митрополит Владимир стал для верующих примером для подражания, возбуждающим и укрепляющим в истинах Божьих, высшем законе, с которым человек должен сообразоваться в своей деятельности, и внушающим правила доброй жизни. Предстоятельское служение Блаженнейшего является благоговейным подражанием избраннику Божьему святому апостолу Павлу, который писал: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). В этом и заключена тайна плодотворной, преображающей, устрояющей все во благо силы, которой «среди великого испытания скорбями преизобилует» (2 Кор. 8, 2) первосвятительское служение Митрополита Владимира.

Критерием оценки жизненных феноменов всегда будут слова Священного Писания: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Плоды первосвятительского служения Блаженнейшего прекрасны и благословенны.

Архипастырский путь Митрополита Владимира - пример благодатного служения Христу

Несколько лет он был главным редактором украинского церковного журнала «Православний вісник»; почти десятилетие возглавлял Московские духовные академию и семинарию с их великими традициями и огромным научным багажом. Высокая ученость ректора, его научные труды позволили ему стать в ряд выдающихся богословов нашего времени. На Ростовской кафедре Митрополит Владимир немало потрудился для активизации церковной жизни, укрепления веры, просвещения людей светом познания во Христе. Послушание Экзарха Западной Европы дало возможность ему - авторитетному в христианских мировых кругах, просвещенному, прогрессивно мыслящему православному деятелю - плодотворно потрудиться над упрочением позиций православия в инославной и секулярной Европе. Находясь на ответственной должности управляющего делами Московской Патриархии и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, Архипастырь мудро руководил вверенными ему внутрицерковными структурами.

В 1992 году, по воле Божьей и единодушному желанию епископата Украинской Православной Церкви, Митрополит Владимир был призван к подвигу предстоятельского служения.

На Киевской кафедре Владыка стал полной противоположностью своего предшественника. Вместо смуты принес украинскому обществу умиротворение, вместо хаоса - твердый, разумный порядок, вместо амбиций - кротость и мудрость, вместо использования высокого положения в личных целях - жертвенное служение, вместо озлобленности и мстительности - всепрощающую доброту и любовь, вместо мрака горделивой и суетной личностной позиции - светоносную благодать незамутненной самостью боголюбивой души.

Священное Писание часто уподобляет Церковь виноградной лозе. Пророк Давид в одном из псалмов писал о богоизбранном народе: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу... и посадил ее, очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю... Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Боже сил! Обратись же, призри с неба, и воззри и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя» (Пс. 79, 9-16)9.

Слава Богу, вепрь, губивший украинское православие, объедавший и подрывавший церковную лозу, был изгнан из ограды Церкви

А приявший предстоятельство добрый вертоградарь Божьего насаждения (Ис. 60, 21) бережно сохранил лозу Христову и умножил ее. Благоговейно совершая свое служение, он неустанно молит Господа: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, егоже насади десница Твоя».

Благодаря управлению Предстоятеля, усилиям и трудам архипастырей, клириков и благочестивых мирян наша Церковь, несмотря на значительные трудности, все эти годы возрастала и духовно укреплялась. Необходимо помнить, что она является богочеловеческим организмом, а поскольку в мире продолжают существовать последствия первородного греха, то проявляются они и в Церкви, вернее, в ее человеческой стороне.

Церковь Свята, но, как видим из истории, священство, то есть люди, призванные управлять народом Божьим в его духовном развитии, не всегда являлись достойными этого звания. Христос еще в І веке предупреждал о таких пастырях - наемниках, которые не заботятся о нравственном возрастании своих духовных овец и вместо того, чтобы возводить их к Небесному Отцу, ведут их души в вечную погибель.

Церковь всегда боролась, борется и будет бороться с такими горе-пастырями. В духовных школах - учебных заведениях, в которых готовят будущих священнослужителей, в первую очередь уделяется внимание их нравственному воспитанию, чтобы потом пастырь не только своей проповедью и учением, но и богоугодной жизнью показывал дорогу, ведущую в Царство Господа нашего Иисуса Христа.

Библиографические ссылки:

1. Владимир (Сабодан). Христос Спаситель - Начальник Мира. - К., 1998. - С. 66.

2. Владимир (Сабодан). Слова и речи. - К., 1997. - Т. 3. - С. 22-23.

3. Христианство. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - Т. I. - С. 768.

4. Христианство. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - Т. III. - С. 54.

5. Христианство. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - Т. III. - С. 57.

6. Абрамович Д. Киево-Печерский патерик. - К., 1931. - С. 101.

7. Книга Правил. - Сергиев Посад, 1992.

8. Владимир (Сабодан). Христос Спаситель - Начальник Мира. - К., 1998. - С. 58.

9. Архиерейский Чиновник.



   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква