УКР РУС ENG 
   

Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ



Общие положения

История Православной Церкви - это история ее святости. Каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников благочестия, но и соборно прославляет этих угодников как канонизированных святых. Подвергнутая в ХХ веке жесточайшим репрессиям, по своим масштабам и изощренности превзошедшим гонения первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников. Но в то же время она была лишена возможности причислять их к лику святых, хотя в соборном сознании народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих светочей Церкви суждено было выстоять в испытаниях, обрушившихся на нее в ХХ веке.

Только с 1980 года Русская Православная Церковь получила возможность возобновить искони присущую ей практику, прерванную более чем на половину века. Торжественная канонизация святых на Поместном Соборе в июне 1988 года открыла новую страницу в истории Православной Церкви: тогда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни.

На Поместном Соборе 1988 года было определено: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению материалов для дальнейшей канонизации и прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Определением Архиерейского Собора РПЦ 1992 года предписывалось: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов по канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждого региона».

Новый состав Комиссии

Священный Синод УПЦ на заседании 22 ноября 2006 года (Журнал № 47) утвердил новый состав Синодальной комиссии по канонизации святых в количестве 20 человек. В деле изучения вопросов канонизации Синод поручил председателю Комиссии «привлекать к сотрудничеству правящих архиереев, богословов, профессоров духовных школ, пастырей и мирян Украинской Православной Церкви». Возглавил Комиссию архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем.

В состав Комиссии входят:

- архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн - заместитель председателя;

- епископ Святогорский Арсений;

- епископ Владимир-Волынский и Ковельский Никодим;

- епископ Нежинский и Батуринский Ириней;

- епископ Бориспольский Антоний;

- епископ Васильковский Лука;

- епископ Северодонецкий и Старобельский Иларий;

- епископ Кременчугский и Хорольский Евлогий (Гутченко);

- архимандрит Дамиан (Давыдов), наместник Киевского Свято-Введенского мужского монастыря;

- архимандрит Филарет (Кучеров), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря (Киевская область);

- игуменья Стефана (Бандура), настоятельница Свято-Успенского Зимненского ставропигиального женского монастыря (Волынская область);

- игуменья Серафима (Шевчик), настоятельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря;

- протоиерей Виктор Симонюк, секретарь Криворожского епархиального управления;

- игумен Аристарх (Лебедев), преподаватель Киевских духовных академии и семинарии, кандидат богословия;

- игумен Филарет (Зверев), преподаватель Полтавской миссионерской духовной семинарии;

- иеромонах Стефан (Царук), клирик Киевской епархии;

- протодиакон Василий Марущак, клирик Симферопольской епархии;

- Михалко Иван Юрьевич, преподаватель Киевских духовных академии и семинарии, доцент, кандидат богословия;

- иеромонах Аркадий (Демченко), секретарь Комиссии.

Роль Комиссии в подготовке к канонизации

Синодальная комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, в изучении и подготовке прославления подвижников веры выполняет координационную роль. Свои заключения она представляет либо Предстоятелю Украинской Православной Церкви, либо Блаженнейшему Владыке и Священному Синоду УПЦ, Архиерейскому или Поместному Собору - согласно Уставу Украинской Православной Церкви. Прославление подвижника как местночтимого святого осуществляется по благословению Предстоятеля, к почитанию как общецерковного святого - Архиерейского или Поместного Собора.

Согласно определению Священного Синода РПЦ от 7 июля 1989 года «инициатива в постановке вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или правящих архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему епископу. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование, а свои выводы и результаты работы представляет либо Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины, либо непосредственно в Комиссию. Сама Синодальная комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.

Определение слова «канонизация» и ее критерии.
Местночтимые и общецерковные святые

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Благодать Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. Святые - это наглядное обнаружение Промысла Божьего о человеке. Каждый угодник со своей особой жизнью являет путь к святости и выступает как образец идущего по этому пути. Церковь учит: угодники Божьи, составляя лик святых, молятся пред Господом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. В церковных источниках II века наряду с днями воспоминаний евангельских событий уже встречаются свидетельства о празднованиях дней памяти мучеников.

Интересующиеся историей канонизации святых в Древней Церкви, в том числе и в Русской Православной, могут обратиться к следующим трудам:

1. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М., 1903.

2. Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. - М., 1893.

3. Ключевский В.О. Дневнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1871.

4. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. - Ярославль, 1903.

5. Канонизация святых. Сретенский монастырь. - М., 1999.

Термин «канонизация» - латинизированная транскрипция греческого глагола, обозначающего «определять, на основании правила узаконивать», - введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях она использовала словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основным условием прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Такими свидетельствами являются: вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших, послуживших пришествию на землю Сына Божьего и проповеди Святого Евангелия; мученическая смерть за Христа или истязание за веру; чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от его честных останков - мощей; высокое церковное первосвятительское и святительское служение; большие заслуги перед Церковью и народом Божьим; добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями; нередко свидетельством святости праведника было большое почитание его народом, иногда - еще при жизни.

В XVII веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, основанием истинной святости в людях признавались три вещи: безукоризненное православие; совершение всех добродетелей, за которыми следует стояние за веру до крови; сверхъестественные знамения и чудеса, Богом проявленные в человеке.

Следовательно, если суммировать основные критерии канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви, то кратко их можно изложить так: праведная жизнь, безукоризненное православие, народное почитание и чудотворения. При многообразии причин и оснований к канонизации святых в различные периоды существования Церкви главное остается неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божьей, оно всегда совершается по благоволению и волеизъявлению самой Церкви.

Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения - мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые - святые различались и по распространенности их почитания: местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сегодня выделяют только местночтимых святых, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии, и общецерковных, почитаемых всей Церковью. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена святых, прославленных всей Церковью, сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в святцы.

Требования к материалам,
подаваемым для изучения вопроса о возможности канонизации подвижника веры

Правящий Преосвященный, кроме своего прошения о прославлении подвижника в лике святых, представляет материалы, свидетельствующие о святости человека. Составляется подробное жизнеописание подвижника, во всей полноте отражающее подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, воспоминания архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни или после кончины. Особенно тщательного освещения требует вопрос о почитании подвижника народом.

Следует напомнить решение Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых». Тогда постановили, что при подготовке канонизации святых следует учитывать следующие обстоятельства:

1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены епархиальной комиссией по канонизации святых согласно решению Архиерейского Собора 1992 года.

2. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. По благословению правящего архиерея все свидетельства должны проверяться на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием.

3. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц, поскольку она порой используется различными силами не в церковных целях.

4. Не следует проявлять поспешность в канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо тщательно и всесторонне изучить документальные материалы их жизни и служения.

5. Мощи канонизированных подвижников обретаются по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. О результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины.

6. Мощи неканонизированных подвижников нельзя выставлять в храмах для почитания.

Материалы к прославлению новомучеников и исповедников

Совершая их канонизацию, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры.

В наше время при подходе к канонизации пострадавших за Христа необходимо применять дополнительные критерии, учитывая обстоятельства эпохи. В каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного исповедника веры ХХ века, комиссия тщательно изучает архивные материалы, личные свидетельства, если порой удается найти и опросить очевидцев событий, либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях либо их письма, дневники и другие сведения.

Предметом внимательного изучения являются материалы допросов. Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что люди, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах.

Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна - любыми способами добиться признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признали ни себя, ни своих близких, знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

В то же время Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и сами они пострадали. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация - это прежде всего свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает своих чад Церковь Христова.

К описанию жития мученика или исповедника правящий архиерей должен приложить копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены. А именно: анкету арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

В вопросе прославления мученика или исповедника существует много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения соответствующих органов прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии: не являлся ли он секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам? Выяснение этих фактов требует большого труда многих людей - членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, работу которых должен организовать и контролировать правящий архиерей.

Архивы государства, фонды которого хранят документы об истории Церкви и гонениях на нее, к сожалению, только недавно и не в полном объеме стали доступными для исследования. История Церкви ХХ века только начала изучаться. В связи с этим исследователям открываются множество фактов, ранее неизвестных, а также религиозная, нравственная их сторона, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением не допустить ошибки из-за неполной информации и принять правильное решение.

В предотчетный период соборным деянием к лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент были изучены, а также те, чьи имена и подвиг неведомы пока людям, но ведомы Богу, ради Которого они претерпели гонения и мученическую смерть. Количество людей, имевших духовное мужество отдать свою жизнь ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико - сотни тысяч. Все они предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни, явив свидетельство вечной славы, которую святые мученики получают посредством подвига ради Христа.

Деятельность Комиссии по канонизации святых в 2007 году

В 2007 году состоялось два заседания Синодальной комиссии по канонизации святых.

Первое заседание

Заслушав доклады Преосвященных, после тщательного изучения материалов, Комиссия приняла решение: просить Его Блаженство, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, и Священный Синод УПЦ причислить к лику местночтимых святых таких подвижников:

1. По представлению архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима - священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, принявших мученическую кончину 26 апреля 1922 года.

2. По представлению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела - священника Феодосия Левицкого (†1845), бывшего настоятеля Свято-Николаевского храма города Балты Одесской области. Представленные проекты тропаря, кондака, молитвы и иконописного изображения было предложено одобрить.

3. По представлению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа - насельников Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, пострадавших 6 августа 1919 года: игумена Амвросия, иеромонахов Аркадия, Иоанникия, Ионы, Иосифа, Никанора, Анастасия, Феофана, Серапиона, Никострата, Иулиана; монахов Иоанникия, Германа, Назария, Парфения, Потапия и Доримедонта.

4. По представлению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа - настоятельницу Козельщанского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря Полтавской епархии игуменью Олимпиаду (Вербицкую), принявшую мученическую кончину 2 июня 1938 года.

5. По представлению викария Киевской Митрополии епископа Васильковского Луки - подвижников благочестия, подвизавшихся в Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиальной Глинской пустыни: игумена Филарета (Данилевского); схиархимандритов Илиодора (Голованицкого), Иоанникия (Гомолко), Серафима (Амелина); архимандрита Иннокентия (Степанова); иеромонахов Василия (Кишкина) и Макария (Шарова); схимонахов Луку (Швеца), Архипа (Шестакова), Евфимия (Любимченко); монахов Феодота (Левченко), Мартирия (Кириченко) и Досифея (Колченкова).

6. По представлению наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры епископа Святогорского Арсения - святогорских подвижников благочестия: в качестве святителей - епископа Крутицкого Илариона (Григоровича, †1759). В качестве преподобных: архимандритов Фаддея (Кокуйловича, †1758), Рафаила (Мокренского, †1765), Арсения (Митрофанова, †1859), Германа (Клица, †1890) и Софрония (Смирнова, †1921); иеромонахов Киприана (Манько, †1874), Феодосия (†1850), Иоанникия (Аверкиева, †1882) и Исаакия (Головина, †1903); иеросхимонаха Лонгина (Грифцова, †1882). В качестве преподобноисповедников: архимандритов Иоиля (Озерянского), Трифона (Скрипченко, †1939); схиархимандрита Михаила (Галушко, †1961) и игумена Иоанна (Стрельцова, †1970). В качестве Христа ради юродивого - монаха Феофила (Шаронина, †1868).

Второе заседание

26 июля 2007 года, во время второго заседания, заслушав рапорты Преосвященных, Комиссия постановила просить Его Блаженство, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, и Священный Синод УПЦ причислить к лику местночтимых святых таких подвижников:

1. Согласно рапорту наместника Киевского Свято-Введенского мужского монастыря архимандрита Дамиана (Давыдова) - схимонахиню Олимпиаду Арзамасскую (Стригалеву).

2. Согласно рапорту наместника Спасо-Преображенского монастыря Киевской епархии архимандрита Филарета (Кучерова) - митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова, †1857).

3. Согласно рапорту секретаря Криворожской епархии протоиерея Виктора Симонюка - митрополита Тобольского Павла (Конюшкевича, †1770).

Итоги проделанной работы

Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ пришла к однозначному выводу: пример мучеников и исповедников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни. Подвиги светочей веры помогают понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она - не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13, 13), - говорил Господь.

Победить натиск зла и неправды одному человеку порой оказывалось невозможным. Мученики тоже не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого сознания. Это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.

Прославление святых - неотъемлемая составляющая духовной жизни Церкви и ее апостольской деятельности в постоянно меняющейся и мятущейся стихии мира. Опыт святости ХХ века - прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия.



   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква



Зворотний зв’язок: presschurch@gmail.com