Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви



Введение

Каждый этап в жизни Украинской Православной Церкви ставит соответствующие историческому моменту задачи в области подготовки достойных пастырей Святой Церкви. Кроме традиционных для духовных школ Православной Церкви, определенных самой ее природой и четко обозначенных в уставах, учебных программах и школьном курсе пастырского богословия целей, наше время требует некоторого дополнения к духовному и образовательному уровню священнослужителей.

Мир вступил в новое тысячелетие, и от всех нас во многом зависит, каким будет грядущий век. Трудно переоценить то высокое значение и ответственность, которые имеют духовные школы в жизни и свидетельстве Церкви в современном мире. В нынешний период возрождения в обществе полнокровной жизни и деятельности нашей Церкви духовное образование является одним из важнейших направлений. Воспитание грамотных, ревностных, с высокой духовной ответственностью пастырей есть основа крепости Церкви, доверия к ней внешнего мира, непоколебимости и благочестия церковного народа и утверждения православия на нашей земле.

Современность требует от пастыря глубокой образованности, чуткости сердца, терпимости и отзывчивости. Чтобы правильно организовывать жизнь прихода, священнику необходимо не только обладать знаниями богословских дисциплин, но и иметь живой опыт молитвы, любящее сердце и жертвенную готовность принять на себя ответственность за врученную Богом паству.

Милостью Божьей в Украинской Православной Церкви действует ныне 8 духовных школ, в которых обучаются тысячи воспитанников. Основной заботой становится повышение уровня богословского образования.

Излишне говорить о том, как Церковь нуждается сегодня в притоке молодежи - тех людях, которые ныне являются студентами духовных школ и в недалеком будущем должны будут взять на себя бремя пастырства, монашеской жизни, а также продолжить традиции отечественного богословия. Однако не лишним будет напомнить, какую ответственность берет на себя всякий, встающий на путь служения Церкви. Если в прежнее время жизнь священника проходила на виду только у его паствы, то теперь, вследствие повсеместного распространения средств массовой информации, любой священнослужитель может оказаться в центре внимания не только церковного, но и светского общества. В связи с этим многократно возрастает ответственность каждого члена церковного клира, а также тех, кто готовится к принятию священного сана.

Реформирование духовного образования

Для того чтобы подготовить пастыря к исполнению сложных и многообразных обязанностей, налагаемых на него требованием современной жизни, необходимо постоянное совершенствование системы духовного образования.

В настоящее время, согласно решению Священного Синода УПЦ и Учебного комитета, проводится реформа системы духовного образования в Киевских духовных академии и семинарии, в рамках которой КДС должна будет стать высшей богословской школой с пятилетним сроком обучения. Последний курс станет подготовительным перед поступлением в академию.

Духовная академия приобретет специализированную научную направленность, столь необходимую для подготовки высококачественных специалистов в области богословия, патристики, библеистики, церковной археологии и других церковных наук.

В Киевской духовной академии откроются четыре факультета (отделения): богословско-библейский, догматическо-вероучительный, пастырско-литургический и церковно-исторический. На первом курсе каждый студент выберет себе направление научной деятельности. Для углубления богословских знаний студентов планируется проводить ежемесячные семинары (три в полугодие) и многочисленные внеклассовые мероприятия.

Потребность современного священнослужителя иметь высшее духовное образование определяется вызовами нашего времени и, в первую очередь, возросшим интересом общества как к самой Православной Церкви, так и к адекватной богословской оценке многих явлений науки, культуры и общественной жизни. Духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире. Подготовка кандидатов в священный сан предполагает восприятие ими при хиротонии особых Даров Святого Духа, поэтому такой вид образовательной деятельности Церкви традиционно называется духовным образованием - подчеркивается в Концепции высшего духовного образования РПЦ.

Подготовка к пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний, оно имеет своей целью утвердить будущего служителя церкви в истинах веры, благочестия и страхе Божием, поэтому духовное образование обязательно для каждого священнослужителя.

В современном мире духовное лицо призывается проповедовать слово Божье людям с разным образовательным уровнем и социальным статусом. Сегодня пастырь должен осуществлять свою миссию не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских частях, больницах, должен уметь организовывать социальное и образовательное служение на приходе.

Реформирование Киевских духовных школ находится под наблюдением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, Священного Синода и под контролем Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ.

Координаторская деятельность Комитета

Нынешняя ситуация предполагает тесное сотрудничество высших духовных учебных заведений со светскими партнерами, что является положительным фактором дополнительного влияния на современную социальную среду в целях ее катехизации, а также способствует постоянной адекватной коррекции планов духовных учебных дисциплин с учетом меняющейся секулярной научной конъюнктуры.

Как и в прошлые годы, лучшие студенты духовных школ успешно трудятся в многочисленных средствах массовой информации как церковного, так и светского характера.

Значительное внимание Учебный комитет уделяет процессу и смыслу воспитания учащихся всех типов духовных школ. Дисциплина, усердие к храму, прилежание при несении послушаний, нравственный стержень и готовность служить ближнему всегда будут в центре нашего внимания, так как в этой области все еще остается место для существенных пробелов в силу многих объективных и административных причин.

Очертав круг важных и основных задач учебного и воспитательного процессов, Учебный комитет считает возможным констатировать в целом удовлетворительный уровень 15 духовных училищ, 7 духовных семинарий и Киевской духовной академии. Все аспекты жизни духовных школ отражаются в годовых отчетах, которые предоставляются Учебному комитету, а затем анализируются с указанием позитивов и недостатков в учебно-воспитательном процессе.

Это то, что касается решения вопросов учебного и воспитательного порядка, а также задач, стоящих перед Учебным Комитетом как координирующим органом важнейшей области жизни нашей святой Матери Церкви. На первом этапе формирования приоритетов Учебного Комитета важно было объективно рассмотреть и оценить вызовы времени и условий бытия Церкви на современном этапе жизни. Полагаю, что нам удалось в требуемой мере адекватно реагировать на важнейшие проблемы бытия духовных школ.

Вместе с тем Учебный комитет еще не в полной мере стал действительно координирующим органом Церкви в области образования. Хотелось бы отметить, что нерешенные задачи, стоящие перед Комитетом, все еще остаются многочисленными.

Одной из основных причин, препятствующих более успешной деятельности Комитета, является отсутствие финансовой базы: до сих пор у нас не было отдельного рабочего комитета; преподаватели духовных школ УПЦ получают символическую зарплату; недостает квалифицированных кадров. Большей частью преподавательский коллектив состоит из священнослужителей, занятых на приходах. Совмещая пастырскую службу с преподавательской деятельностью, они не в состоянии отдать себя полностью научной и воспитательской деятельности.

Осознавая важную роль и свое место в жизни Церкви, Учебный комитет приложит все усилия с тем, чтобы оправдать свое предназначение в свете указаний Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, постановлений Священного Синода и чаяний народа Божия как в пастырском служении, так и на ниве церковного образования, в том числе, в высшей и общеобразовательной светской школе.



   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква