Річний звіт про діяльність Синодального відділу релігійної освіти та катихизації | Українська Православна Церква
 
  УКР РУС ENG 
   

Річний звіт про діяльність Синодального відділу релігійної освіти та катихизації



Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам” (Мф. 28: 19), — завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть.

Если заглянуть в историю, то на начало XX в. в России насчитывалось почти 35 000 начальных училищ (церковно-приходских школ и школ грамоты) ведомства Священного Синода. В них проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме того, во всех государственных и частных школах страны, средних и высших, изучался Закон Божий. На протяжении долгих лет дореволюционная система религиозного образования выставлялась в карикатурном виде, всячески подчеркивались ее несовершенства и недостатки. Думается, что прошло время расставаться с этой искаженной картиной.

Период открытых гонений на Церковь теперь остался позади. Но и нынешнее время никак нельзя назвать простым и безоблачным. На данный момент безоговорочного согласия светской власти на развитие религиозного просвещения нет, и едва ли можно надеяться на его получение в ближайшее время. Поэтому важнейшей миссией Церкви является свидетельство о ее возрастающей роли в жизни миллионов людей и духовном возрождении общества.

Для руководства и координации религиозного образования мирян 8 мая 2008 г. решением Священного Синода УПЦ был создан Отдел религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви в следующем составе:

1. Преосвященный Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский, — председатель отдела;
2. Преосвященный Иларий, епископ Сумской и Ахтырский, — заместитель председателя;
3. Игумен Аристарх (Лебедев) — секретарь отдела, преподаватель КДА;
4. Протоиерей Анатолий Затовский — председатель Всеукраинского педагогического общества;
5. Игумен Лонгин (Чернуха) — член Всеукраинского педагогического общества, преподаватель КДСиА;
6. Протоиерей Дионисий Мартышин — заведующий кафедрой Православной культуры и теологии МАУП, преподаватель КДА;
7. Протоиерей Владимир Ровинский — настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Ковель, Владимир-Волынской епархии;
8. Протоиерей Игорь Ковровский — клирик Троицкого храма г. Кагарлык, Белоцерковской епархии;
9. Протоиерей Андрей Ткачев — настоятель храма преподобного Агапита Печерского, г. Киев;
10. Архимандрит Иона (Черепанов) — наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, г. Киев;
11. Протоиерей Роман Канюка — клирик Спасо-Преображенского собора, г. Кривой Рог;
12. Протоиерей Александр Мирошниченко — клирик Свято-Андреевского собора, г. Запорожье;
13. Протоиерей Александр Попов — клирик храма Почаевской иконы Божией Матери, г. Рубежное, Северодонецкой епархии;
14. Протоиерей Георгий Холодюк — клирик храма св. Димитрия Солунского при МВД, г. Винница;
15. Протоиерей Игорь Ермоленко — настоятель храма вмч. Пантелеимона, г. Днепропетровск;
16. Игумен Николай (Почтовый) — клирик Киевской епархии.

Решением Священного Синода УПЦ от 11 ноября 2008 г. (журнал № 94) председателем Синодального отдела религиозного образования и катихизации назначен Преосвященный Иларий, епископ Херсонский и Таврический.

Задачи Отдела принципиально отличны от тех, которые ставит перед собой Учебный комитет. Церковь состоит не только из клира, но и из мирян. Обучение мирянина не может и не должно выполнять задач, специфических для подготовки священнослужителей. Мирянин остается жить в миру, среди людей, зачастую, очень далеких от Православной Церкви. Не оставляя мира, в плодотворном соработничестве не только с верующими, но и с неверующими, а также с людьми, принадлежащими к другим конфессиям, он должен стараться сохранить чистоту Православного учения и свидетельствовать не только своими словами, но и всем своим образом, всей жизнью о достоинстве Святой Православной веры.

Основной целью деятельности Отдела является попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в Соответствии с учением и традициями Украинской Православной Церкви.

Отдел осуществляет:

методическое руководство преподаванием веро¬учитель¬ных предметов, а также православным обучением и воспитанием в православных религиозных организациях, в православных учреждениях общего, основного, дополнительного и профессионального образования;

методическое руководство преподаванием связанных с религией дисциплин, входящих в образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений; экспертизу и подготовку изданий учебной и катихизаторской литературы в православных религиозных организациях;

содействие православным религиозным организациям в осуществлении православного образования, духовно-нравственного просвещения и катихизации;

содействие в правовом обеспечении образовательной, катихизаторской и духовно-просветительской деятельности Украинской Православной Церкви;

координацию деятельности епархиальных отделов религиозного образования;

проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок по вопросам религиозного образования и катихизации, а также по вопросам культурно-просветительской деятельности.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2008 г. религиозное образование было признано исключительно важной областью деятельности Церкви. Исходя из этого, уясняются основные задачи, стоящие перед Церковью в данной области.

1. Сегодня, как и прежде, духовное просвещение детей и взрослых в основном совершается в приходах. Именно поэтому как можно быстрее следует расширить сеть приходских воскресных школ, катихизаторских кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне. Это образование должно осуществляться под руководством настоятеля и клира при участии образованных мирян. Ведение такой работы вменяется в обязанность каждому приходу. Особенное внимание при этом необходимо уделять устроению православного уклада жизни, возрождению и укреплению семьи, воспитанию детей в духе заповедей Христовых.

2. Важное место в системе религиозного образования должно быть усвоено благочиниям. При благочинии на базе успешно действующей воскресной школы или другого учебного заведения рекомендуется создание центра духовного просвещения, призванного координировать образовательную деятельность, оказывать организационно-методическую, правовую, кадровую и иную помощь приходам, а также осуществлять связь с епархиальным образовательным отделом.

3. Представляется необходимым учредить епархиальные отделы религиозного образования для организации и координации системы религиозного образования и просвещения на уровне монастырей, приходов, благочиний, отдельных образовательных и иных структур. Рекомендуется незамедлительно включить как образец в епархиальную систему образования:

— православный детский сад;
— воскресную школу;
— общеобразовательную начальную школу или гимназию;
— курсы катихизаторов;
— библиотеку, фонотеку, видеофонд.

Деятельность епархиальных отделов религиозного образования должна координироваться Синодальным отделом религиозного образования и катихизации, куда они должны ежегодно представлять информацию о состоянии дел по всем направлениям образовательной работы.

4. Общецерковная система религиозного образования для мирян включает в себя следующие типы учебных заведений: воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, катихизаторские курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей и церковнослужителей. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой священно- и церковнослужителей, должны находиться в исключительном ведении Учебного комитета.

5. Важнейшим направлением церковного служения делу просвещения народа Божия должна являться подготовка катихизаторских и педагогических кадров для мирян. Кадры необходимо готовить с учетом особенностей работы с детьми и взрослыми, степени воцерковления учащихся, специфики социальных групп. При подготовке специалистов необходимо шире использовать заочную форму обучения.

6. Необходимо расширять сотрудничество между Церковью и государством в области образования, как на общецерковном, так и на местном уровне. Для этого рекомендуется заключение соглашений, выработка программ духовно-нравственного воспитания, совместное проведение форумов, конференций, семинаров.

7. Представляется жизненно важным добиваться практической реализации права человека на выбор учебного заведения в соответствии со своими убеждениями и верованиями. Православное образование должно занять свое законное место во всем многообразии школ и образовательных систем.

8. Современная практика преподавания религиоведческих дисциплин в государственных учебных заведениях представляется неприемлемой с церковной точки зрения, ибо сегодня, независимо от намерений педагогов, “объективное и непредвзятое” преподавание этих дисциплин превращается в утонченный вариант атеистической пропаганды. Решением этого вопроса может быть введение в государственных школах факультативных занятий, проводимых официальными представителями различных религий и конфессий для детей, исповедующих эти религии и конфессии, с согласия их родителей.

9. Необходимо также помнить об исключительном значении использования средств массовой информации в деле религиозного образования и духовного просвещения. Имея это ввиду, нужно повышать образовательную эффективность церковной печати, а также расширять просветительскую работу посредством радио и телевидения, Интернета, в том числе через специальные церковные радио- и телепрограммы.

10. В целях материального обеспечения общеобразовательных программ в системе православного образования следует добиваться соответствующего финансирования православных дошкольных учреждений, средних и высших школ из средств государственного бюджета, выделяемых на нужды образования.

Вместе с тем необходимо, чтобы на религиозное образование отчислялся фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды.
 

Современные задачи Церкви в области катихизации и церковно-приходского образования

В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катихизация — оказание необходимой помощи человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и образа жизни.

Церковь должна предлагать и обеспечить такое содействие всем, кто нуждается в нем.

Катихизация является необходимой основой церковно-приходского образования. В помощь священнослужителям необходимо привлекать и готовить к катихизаторскому служению богословски образованных мирян, имеющих достаточный опыт церковной жизни. Священство должно направлять и поддерживать просветительскую деятельность, проводимую мирянами.

Основными формами катихизаторской и образовательной деятельности на приходе в настоящее время является: оглашение, катихизические беседы, приходское консультирование по вопросам веры, воскресная школа для детей, воскресная школа для взрослых, занятия по изучению Священного Писания, приходская библиотека.

При отсутствии возможности организовать оглашение и другие формы катихизации у себя на приходе, настоятелям следует направлять нуждающихся в духовном просвещении в те храмы, где эта работа ведется.

Оглашение (подготовка уверовавших к Таинству Крещения) должно проводиться:

— со всеми, кто желает принять Таинство Крещения;
— с родителями и восприемниками крещаемых детей, если они не участвуют в благодатной жизни Церкви.

Желательной нормой оглашения, по имеющемуся в настоящее время опыту, может считаться проведение цикла из нескольких тематических бесед (3 и более) в сочетании с самостоятельным чтением Евангелия, обретением опыта личной молитвы и посильным участием в литургической и церковно-общинной жизни прихода, а также проведение священником индивидуальной предкрещальной исповедальной беседы с оглашаемым взрослым.

Минимальным оглашением следует считать проведение предварительной беседы с оглашаемым или родителями и восприемниками крещаемых детей.

Родители, напутствуемые советом пастыря, должны со всей ясностью осознавать, что после Крещения младенцев необходимо регулярно причащать.

В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.

Для новопросвещенных христиан желательно проведение тайноводственных бесед, ориентирующих их в основах церковной жизни. Подобные беседы следует предлагать также тем, кто, будучи ранее крещен, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить необходимое наставление в вере.

Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют ново¬началь¬ные христиане, желательно сопровождать своевременным катихизическим пояснением. Особое внимание должно уделяться подготовке к Таинству Брака.

Крайне важно создавать условия, содействующие активному и сознательному участию в богослужении как оглашаемых, так и ранее крещенных христиан. Это могут быть пояснения или проповедь священника до или после богослужения, распространение назидательных и просветительских листков, предоставление молящимся текстов богослужения.

В дни, когда храмы посещает большое количество людей, редко участвующих в Таинствах Церкви (Рождество Христово, Богоявление, Пасха Господня, дни поминовения усопших), следует обращаться к ним с катихизическими наставлениями, приглашать к участию в богослужениях, катихизических беседах, распространять просветительские листки.

Рекомендуется настоятелям крупных городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры, привлекая образованных мирян, обладающих церковным опытом. Имеющийся опыт показывает эффективность частных просветительских бесед в миссионерской и катихизаторской работе с малоцерковными людьми, которые заходят в храм.

Церковно-приходская воскресная школа на сегодняшний день является ведущей формой систематической катихизации и образования на приходе.

Можно констатировать, что в большинстве епархий возрастает количество и качество воскресных школ для детей. Важно отметить, что основная задача воскресной школы — помочь детям воцерковиться, обрести доверие и любовь к Богу и Церкви. Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является не столько объем переданных знаний, сколько реальное воцерковление детей. Заслуживают одобрения действия руководителей воскресных школ, привлекающих благочестивых людей, способных к организации при школе различных кружков, студий, паломнических поездок, лагерей. Дети и подростки, посещающие воскресную школу, также должны приобщаться к реальному участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.

Одним из приоритетных направлений катихизаторской деятельности прихода должно быть духовно-нравственное просвещение молодежи.

Основные формы катихизаторской и образовательной работы на приходе целесообразно осуществлять как отдельные направления в рамках единой приходской школы или духовно-просветительского центра. Сохраняя функции воскресной школы для детей и воскресной школы для взрослых, здесь возможна организация школы оглашения, занятий по изучению Священного Писания и богослужения, молодежного центра, бесед по вопросам семьи и брака, приходской библиотеки, собрание медиаматериалов, а также миссионерские, социальные проекты и т. п. Такой подход может помочь централизовано и более эффективно решать вопросы катихизации и религиозного образования на приходе и обеспечит связь отдельных направлений катихизаторской и образовательной деятельности между собой и с другими приходскими служениями. Работа такой единой приходской школы призвана способствовать укреплению и развитию приходской общины.

Необходимо особо заботиться о церковной грамотности и духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять на обучение в воскресную школу для взрослых или на катихизаторские курсы, создавать им условия для обучения.

На уровне благочиния следует консолидировать усилия отдельных приходов в деле катихизации.

Помощникам благочинных по религиозному образованию необходимо курировать организацию катихизаторской деятельности на приходах, устраивать регулярные собрания по вопросам катихизации и религиозного образования, проводить методические семинары.

В каждом благочинии на базе наиболее успешных приходских школ желательно создавать просветительские центры, которые могли бы оказать благотворное влияние на катихизаторскую деятельность в масштабе епархии.

Представляется целесообразным организовывать при епархиальных отделах религиозного образования действующий совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию. Эффективная работа такого органа может внести значительный вклад в дело просвещения в епархиях.

Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий деятельности для специалистов в области катихизации.

Подготовка катихизаторов (в том числе церковных педагогов) различного профиля должна осуществляться на катихизаторских (богословско-педагогических) курсах и в подобных им учебных заведениях.

Подготовка специалистов высшей квалификации, в том числе сотрудников епархиальных отделов религиозного образования, помощников благочинных и настоятелей по образовательной и катихизаторской деятельности должна осуществляться в высших профильных церковных учебных заведениях, а также на высших курсах соответствующей дополнительной подготовки.

Система катихизаторских (богословско-педагогических) курсов постепенно должна быть распространена на все епархии. Желательно учреждать катихизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров.

Вновь создающимся и действующим центрам подготовки катихизаторов нужно пройти аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви. Целесообразно уполномочить некоторые из этих центров курировать деятельность по подготовке катихизаторов в регионах. Руководителей данных центров следует утверждать в должности по благословению правящих архиереев.

На уровне епархий, благочиний и приходов необходимо изыскивать возможности для материального обеспечения образовательной и катихизаторской деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, льгот по отчислениям в епархию, прямого епархиального финансирования).

Считать целесообразным осуществление взаимодействия и координации усилий в области катихизации Синодального отдела и епархиальных отделов религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви с синодальными и соответствующими епархиальными структурами:

а) Миссионерским отделом — по согласованию программ реализации положений разрабатываемого общецерковного документа по катихизации и “Миссионерской концепции”; объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм миссионерской и катихизаторской деятельности.

б) Отделом по делам молодежи — по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катихизаторских программ для молодежи.

в) совместно с Миссионерским отделом и Отделом по делам молодежи — по подготовке, трудоустройству и обеспечению специалистов в области организации катихизаторской, образовательной, миссионерской деятельности и работы с молодежью в соответствующих организациях, на приходах, в благочиниях, епархиях.

г) Издательским советом — по вопросам издания и распространения катихизической литературы и специализированной литературы для катихизаторов и церковных педагогов.

д) Богословской комиссией — по согласованию работы, связанной с катихизической подготовкой к Таинствам.

24 ноября состоялось заседание круглого стола Отдела религиозного образования и катихизации УПЦ, которое возглавил председатель Отдела епископ Макаровский Иларий, викарий Киевской Митрополии.

На заседании рассматривались вопросы концепции деятельности Отдела, его задание и цель, а также перспективы развития.

Участники встречи обменялись своими мыслями, наработками и накопленным опытом по вышеназванным вопросам.
 
Читайте також річні звіти:

Про управління справами Української Православної Церкви

Про діяльність Відділу зовнішніх церковних зв’язків УПЦ

Про роботу Синодального відділу “Місія духовної просвіти”

Про діяльність богословсько-канонічної комісії при Священному Синоді УПЦ

Про діяльність Видавничого відділу УПЦ

Про діяльність комісії з канонізації святих при Священному Синоді УПЦ

Про діяльність комісії у справах монастирів УПЦ

Про діяльність Місіонерського відділу при Священному Синоді УПЦ

Про діяльність Синодального відділу "Місія соціальної допомоги дітям"


Про діяльність Синодального відділу "Місія Церква і культура"

Про діяльність Синодального відділу "Місія Церква і медицина"

Про діяльність Синодального відділу по архітектурі, будівництву і охорони пам'ятників церковної архітектури

Про діяльність синодального відділу з благодійності та соціального служіння УПЦ

Про діяльність Синодального відділу по взаємодії зі Збройними Силами та іншими військовими формуваннями України

Про роботу учбового комітету при Священному Синоді УПЦ

Про роботу Церковного Суду Української Православної Церкви

Про діяльність Синодального відділу у справах молоді

Про діяльність Юридичного відділу УПЦ


Про роботу Представництва УПЦ у Верховній Раді України
 










Коментувати

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
 


   
orthodox.org.ua

Українська Православна Церква