|
Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам” (Мф. 28: 19), — завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть.
Если заглянуть в историю, то на начало XX в. в России насчитывалось почти 35 000 начальных училищ (церковно-приходских школ и школ грамоты) ведомства Священного Синода. В них проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. Кроме того, во всех государственных и частных школах страны, средних и высших, изучался Закон Божий. На протяжении долгих лет дореволюционная система религиозного образования выставлялась в карикатурном виде, всячески подчеркивались ее несовершенства и недостатки. Думается, что прошло время расставаться с этой искаженной картиной.
Период открытых гонений на Церковь теперь остался позади. Но и нынешнее время никак нельзя назвать простым и безоблачным. На данный момент безоговорочного согласия светской власти на развитие религиозного просвещения нет, и едва ли можно надеяться на его получение в ближайшее время. Поэтому важнейшей миссией Церкви является свидетельство о ее возрастающей роли в жизни миллионов людей и духовном возрождении общества.
Для руководства и координации религиозного образования мирян 8 мая 2008 г. решением Священного Синода УПЦ был создан Отдел религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви в следующем составе:
1. Преосвященный Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский, — председатель отдела;
2. Преосвященный Иларий, епископ Сумской и Ахтырский, — заместитель председателя;
3. Игумен Аристарх (Лебедев) — секретарь отдела, преподаватель КДА;
4. Протоиерей Анатолий Затовский — председатель Всеукраинского педагогического общества;
5. Игумен Лонгин (Чернуха) — член Всеукраинского педагогического общества, преподаватель КДСиА;
6. Протоиерей Дионисий Мартышин — заведующий кафедрой Православной культуры и теологии МАУП, преподаватель КДА;
7. Протоиерей Владимир Ровинский — настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Ковель, Владимир-Волынской епархии;
8. Протоиерей Игорь Ковровский — клирик Троицкого храма г. Кагарлык, Белоцерковской епархии;
9. Протоиерей Андрей Ткачев — настоятель храма преподобного Агапита Печерского, г. Киев;
10. Архимандрит Иона (Черепанов) — наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, г. Киев;
11. Протоиерей Роман Канюка — клирик Спасо-Преображенского собора, г. Кривой Рог;
12. Протоиерей Александр Мирошниченко — клирик Свято-Андреевского собора, г. Запорожье;
13. Протоиерей Александр Попов — клирик храма Почаевской иконы Божией Матери, г. Рубежное, Северодонецкой епархии;
14. Протоиерей Георгий Холодюк — клирик храма св. Димитрия Солунского при МВД, г. Винница;
15. Протоиерей Игорь Ермоленко — настоятель храма вмч. Пантелеимона, г. Днепропетровск;
16. Игумен Николай (Почтовый) — клирик Киевской епархии.
Решением Священного Синода УПЦ от 11 ноября 2008 г. (журнал № 94) председателем Синодального отдела религиозного образования и катихизации назначен Преосвященный Иларий, епископ Херсонский и Таврический.
Задачи Отдела принципиально отличны от тех, которые ставит перед собой Учебный комитет. Церковь состоит не только из клира, но и из мирян. Обучение мирянина не может и не должно выполнять задач, специфических для подготовки священнослужителей. Мирянин остается жить в миру, среди людей, зачастую, очень далеких от Православной Церкви. Не оставляя мира, в плодотворном соработничестве не только с верующими, но и с неверующими, а также с людьми, принадлежащими к другим конфессиям, он должен стараться сохранить чистоту Православного учения и свидетельствовать не только своими словами, но и всем своим образом, всей жизнью о достоинстве Святой Православной веры.
Основной целью деятельности Отдела является попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в Соответствии с учением и традициями Украинской Православной Церкви.
Отдел осуществляет:
методическое руководство преподаванием веро¬учитель¬ных предметов, а также православным обучением и воспитанием в православных религиозных организациях, в православных учреждениях общего, основного, дополнительного и профессионального образования;
методическое руководство преподаванием связанных с религией дисциплин, входящих в образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений; экспертизу и подготовку изданий учебной и катихизаторской литературы в православных религиозных организациях;
содействие православным религиозным организациям в осуществлении православного образования, духовно-нравственного просвещения и катихизации;
содействие в правовом обеспечении образовательной, катихизаторской и духовно-просветительской деятельности Украинской Православной Церкви;
координацию деятельности епархиальных отделов религиозного образования;
проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок по вопросам религиозного образования и катихизации, а также по вопросам культурно-просветительской деятельности.
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2008 г. религиозное образование было признано исключительно важной областью деятельности Церкви. Исходя из этого, уясняются основные задачи, стоящие перед Церковью в данной области.
1. Сегодня, как и прежде, духовное просвещение детей и взрослых в основном совершается в приходах. Именно поэтому как можно быстрее следует расширить сеть приходских воскресных школ, катихизаторских кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне. Это образование должно осуществляться под руководством настоятеля и клира при участии образованных мирян. Ведение такой работы вменяется в обязанность каждому приходу. Особенное внимание при этом необходимо уделять устроению православного уклада жизни, возрождению и укреплению семьи, воспитанию детей в духе заповедей Христовых.
2. Важное место в системе религиозного образования должно быть усвоено благочиниям. При благочинии на базе успешно действующей воскресной школы или другого учебного заведения рекомендуется создание центра духовного просвещения, призванного координировать образовательную деятельность, оказывать организационно-методическую, правовую, кадровую и иную помощь приходам, а также осуществлять связь с епархиальным образовательным отделом.
3. Представляется необходимым учредить епархиальные отделы религиозного образования для организации и координации системы религиозного образования и просвещения на уровне монастырей, приходов, благочиний, отдельных образовательных и иных структур. Рекомендуется незамедлительно включить как образец в епархиальную систему образования:
— православный детский сад;
— воскресную школу;
— общеобразовательную начальную школу или гимназию;
— курсы катихизаторов;
— библиотеку, фонотеку, видеофонд.
Деятельность епархиальных отделов религиозного образования должна координироваться Синодальным отделом религиозного образования и катихизации, куда они должны ежегодно представлять информацию о состоянии дел по всем направлениям образовательной работы.
4. Общецерковная система религиозного образования для мирян включает в себя следующие типы учебных заведений: воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, катихизаторские курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей и церковнослужителей. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой священно- и церковнослужителей, должны находиться в исключительном ведении Учебного комитета.
5. Важнейшим направлением церковного служения делу просвещения народа Божия должна являться подготовка катихизаторских и педагогических кадров для мирян. Кадры необходимо готовить с учетом особенностей работы с детьми и взрослыми, степени воцерковления учащихся, специфики социальных групп. При подготовке специалистов необходимо шире использовать заочную форму обучения.
6. Необходимо расширять сотрудничество между Церковью и государством в области образования, как на общецерковном, так и на местном уровне. Для этого рекомендуется заключение соглашений, выработка программ духовно-нравственного воспитания, совместное проведение форумов, конференций, семинаров.
7. Представляется жизненно важным добиваться практической реализации права человека на выбор учебного заведения в соответствии со своими убеждениями и верованиями. Православное образование должно занять свое законное место во всем многообразии школ и образовательных систем.
8. Современная практика преподавания религиоведческих дисциплин в государственных учебных заведениях представляется неприемлемой с церковной точки зрения, ибо сегодня, независимо от намерений педагогов, “объективное и непредвзятое” преподавание этих дисциплин превращается в утонченный вариант атеистической пропаганды. Решением этого вопроса может быть введение в государственных школах факультативных занятий, проводимых официальными представителями различных религий и конфессий для детей, исповедующих эти религии и конфессии, с согласия их родителей.
9. Необходимо также помнить об исключительном значении использования средств массовой информации в деле религиозного образования и духовного просвещения. Имея это ввиду, нужно повышать образовательную эффективность церковной печати, а также расширять просветительскую работу посредством радио и телевидения, Интернета, в том числе через специальные церковные радио- и телепрограммы.
10. В целях материального обеспечения общеобразовательных программ в системе православного образования следует добиваться соответствующего финансирования православных дошкольных учреждений, средних и высших школ из средств государственного бюджета, выделяемых на нужды образования.
Вместе с тем необходимо, чтобы на религиозное образование отчислялся фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды.
Современные задачи Церкви в области катихизации и церковно-приходского образования
В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катихизация — оказание необходимой помощи человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и образа жизни.
Церковь должна предлагать и обеспечить такое содействие всем, кто нуждается в нем.
Катихизация является необходимой основой церковно-приходского образования. В помощь священнослужителям необходимо привлекать и готовить к катихизаторскому служению богословски образованных мирян, имеющих достаточный опыт церковной жизни. Священство должно направлять и поддерживать просветительскую деятельность, проводимую мирянами.
Основными формами катихизаторской и образовательной деятельности на приходе в настоящее время является: оглашение, катихизические беседы, приходское консультирование по вопросам веры, воскресная школа для детей, воскресная школа для взрослых, занятия по изучению Священного Писания, приходская библиотека.
При отсутствии возможности организовать оглашение и другие формы катихизации у себя на приходе, настоятелям следует направлять нуждающихся в духовном просвещении в те храмы, где эта работа ведется.
Оглашение (подготовка уверовавших к Таинству Крещения) должно проводиться:
— со всеми, кто желает принять Таинство Крещения;
— с родителями и восприемниками крещаемых детей, если они не участвуют в благодатной жизни Церкви.
Желательной нормой оглашения, по имеющемуся в настоящее время опыту, может считаться проведение цикла из нескольких тематических бесед (3 и более) в сочетании с самостоятельным чтением Евангелия, обретением опыта личной молитвы и посильным участием в литургической и церковно-общинной жизни прихода, а также проведение священником индивидуальной предкрещальной исповедальной беседы с оглашаемым взрослым.
Минимальным оглашением следует считать проведение предварительной беседы с оглашаемым или родителями и восприемниками крещаемых детей.
Родители, напутствуемые советом пастыря, должны со всей ясностью осознавать, что после Крещения младенцев необходимо регулярно причащать.
В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.
Для новопросвещенных христиан желательно проведение тайноводственных бесед, ориентирующих их в основах церковной жизни. Подобные беседы следует предлагать также тем, кто, будучи ранее крещен, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить необходимое наставление в вере.
Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют ново¬началь¬ные христиане, желательно сопровождать своевременным катихизическим пояснением. Особое внимание должно уделяться подготовке к Таинству Брака.
Крайне важно создавать условия, содействующие активному и сознательному участию в богослужении как оглашаемых, так и ранее крещенных христиан. Это могут быть пояснения или проповедь священника до или после богослужения, распространение назидательных и просветительских листков, предоставление молящимся текстов богослужения.
В дни, когда храмы посещает большое количество людей, редко участвующих в Таинствах Церкви (Рождество Христово, Богоявление, Пасха Господня, дни поминовения усопших), следует обращаться к ним с катихизическими наставлениями, приглашать к участию в богослужениях, катихизических беседах, распространять просветительские листки.
Рекомендуется настоятелям крупных городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры, привлекая образованных мирян, обладающих церковным опытом. Имеющийся опыт показывает эффективность частных просветительских бесед в миссионерской и катихизаторской работе с малоцерковными людьми, которые заходят в храм.
Церковно-приходская воскресная школа на сегодняшний день является ведущей формой систематической катихизации и образования на приходе.
Можно констатировать, что в большинстве епархий возрастает количество и качество воскресных школ для детей. Важно отметить, что основная задача воскресной школы — помочь детям воцерковиться, обрести доверие и любовь к Богу и Церкви. Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является не столько объем переданных знаний, сколько реальное воцерковление детей. Заслуживают одобрения действия руководителей воскресных школ, привлекающих благочестивых людей, способных к организации при школе различных кружков, студий, паломнических поездок, лагерей. Дети и подростки, посещающие воскресную школу, также должны приобщаться к реальному участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.
Одним из приоритетных направлений катихизаторской деятельности прихода должно быть духовно-нравственное просвещение молодежи.
Основные формы катихизаторской и образовательной работы на приходе целесообразно осуществлять как отдельные направления в рамках единой приходской школы или духовно-просветительского центра. Сохраняя функции воскресной школы для детей и воскресной школы для взрослых, здесь возможна организация школы оглашения, занятий по изучению Священного Писания и богослужения, молодежного центра, бесед по вопросам семьи и брака, приходской библиотеки, собрание медиаматериалов, а также миссионерские, социальные проекты и т. п. Такой подход может помочь централизовано и более эффективно решать вопросы катихизации и религиозного образования на приходе и обеспечит связь отдельных направлений катихизаторской и образовательной деятельности между собой и с другими приходскими служениями. Работа такой единой приходской школы призвана способствовать укреплению и развитию приходской общины.
Необходимо особо заботиться о церковной грамотности и духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять на обучение в воскресную школу для взрослых или на катихизаторские курсы, создавать им условия для обучения.
На уровне благочиния следует консолидировать усилия отдельных приходов в деле катихизации.
Помощникам благочинных по религиозному образованию необходимо курировать организацию катихизаторской деятельности на приходах, устраивать регулярные собрания по вопросам катихизации и религиозного образования, проводить методические семинары.
В каждом благочинии на базе наиболее успешных приходских школ желательно создавать просветительские центры, которые могли бы оказать благотворное влияние на катихизаторскую деятельность в масштабе епархии.
Представляется целесообразным организовывать при епархиальных отделах религиозного образования действующий совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию. Эффективная работа такого органа может внести значительный вклад в дело просвещения в епархиях.
Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий деятельности для специалистов в области катихизации.
Подготовка катихизаторов (в том числе церковных педагогов) различного профиля должна осуществляться на катихизаторских (богословско-педагогических) курсах и в подобных им учебных заведениях.
Подготовка специалистов высшей квалификации, в том числе сотрудников епархиальных отделов религиозного образования, помощников благочинных и настоятелей по образовательной и катихизаторской деятельности должна осуществляться в высших профильных церковных учебных заведениях, а также на высших курсах соответствующей дополнительной подготовки.
Система катихизаторских (богословско-педагогических) курсов постепенно должна быть распространена на все епархии. Желательно учреждать катихизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров.
Вновь создающимся и действующим центрам подготовки катихизаторов нужно пройти аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви. Целесообразно уполномочить некоторые из этих центров курировать деятельность по подготовке катихизаторов в регионах. Руководителей данных центров следует утверждать в должности по благословению правящих архиереев.
На уровне епархий, благочиний и приходов необходимо изыскивать возможности для материального обеспечения образовательной и катихизаторской деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, льгот по отчислениям в епархию, прямого епархиального финансирования).
Считать целесообразным осуществление взаимодействия и координации усилий в области катихизации Синодального отдела и епархиальных отделов религиозного образования и катихизации Украинской Православной Церкви с синодальными и соответствующими епархиальными структурами:
а) Миссионерским отделом — по согласованию программ реализации положений разрабатываемого общецерковного документа по катихизации и “Миссионерской концепции”; объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм миссионерской и катихизаторской деятельности.
б) Отделом по делам молодежи — по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катихизаторских программ для молодежи.
в) совместно с Миссионерским отделом и Отделом по делам молодежи — по подготовке, трудоустройству и обеспечению специалистов в области организации катихизаторской, образовательной, миссионерской деятельности и работы с молодежью в соответствующих организациях, на приходах, в благочиниях, епархиях.
г) Издательским советом — по вопросам издания и распространения катихизической литературы и специализированной литературы для катихизаторов и церковных педагогов.
д) Богословской комиссией — по согласованию работы, связанной с катихизической подготовкой к Таинствам.
24 ноября состоялось заседание круглого стола Отдела религиозного образования и катихизации УПЦ, которое возглавил председатель Отдела епископ Макаровский Иларий, викарий Киевской Митрополии.
На заседании рассматривались вопросы концепции деятельности Отдела, его задание и цель, а также перспективы развития.
Участники встречи обменялись своими мыслями, наработками и накопленным опытом по вышеназванным вопросам.
Читайте також річні звіти:
Про діяльність Юридичного відділу УПЦ